Великие секреты
сказочников ХХ века

  Фэнтази – это литературный жанр, возникший в ХХ веке. Его развитие было непредсказуемо удачным. Настолько бурным, что после второй мировой войны современная сказка едва не подавила все остальные направления фантастики.

Сегодня в 2002 году никем не оспаривается факт поражения технократов от фантастики. Оглушительный коммерческий успех мастеров фэнтази наводит на размышления. Для начала определимся: этот жанр требует создания и дальнейшего взаимодействия новых миров. Причем новая Вселенная повторяет личностные особенности и потребности главных персонажей. Нет героя – не будет и нового мира.

Трудно ли создавать новые миры? Какие герои в них выживают? В чем секрет популярности сказочного героя? Какую эволюцию претерпел образ героя в жанре, знающем умопомрачительные взлеты и ужасающие падения? Берроузовский Тарзан, Конан самоубийцы Говарда, рыжий богатырь Ранд Роберта Джордана и король поневоле Спрэг де Кампа. Что их объединяет? Неужели только навыки фехтования на мечах?

Да, меч навсегда останется любимой игрушкой главного героя в любом более-менее значительном романе фэнтази. По страницам любимых книг герои разгуливают полуобнаженными, но обязательно с острым клинком в мускулистых руках. Покупатель очередной многостраничной книги обречен приобщиться к череде побед придуманного фехтовальщика. На что еще может рассчитывать вдумчивый читатель? Вправе ли мы - русские читатели - искать в сказочном тексте ответы на проблемы современности?

Филип Хосе Фармер

Самый скандальный из известных фантастов Америки на протяжении 50 лет носит звание “главного анархиста мировой фантастики”.

Гениальный роман “Создатель Вселенных” (1965) открывал семитомный “Многоярусный мир”.

Спасать тысячу восемь карманных миров был призван мифологический персонаж по имени “Кикаха”.

Хитрость и сила этого индейского Прометея помогали читателю смириться с понятиями “отсутствующий Господь”, “война Господов” или “беспомощный Властелин”.

По Фармеру богоборчество – это кульминация в развитии темы двойников всей мировой литературы.

Великий секрет Фармера в том, что придуманные миры невозможны без… придуманных религий.

Герой может потерпеть поражение в драке или в любви, но обязательно должен потрепаться языком по поводу мифов и религиозных догм своего мирка.

Исходя из такого взгляда на фантастику, в романе “Владыка Тигр” Фармер рассказал об американском миллионере, начитавшимся книг Берроуза.

Безумец ворует из колыбели потомка английского дворянского рода для того, чтобы превратить мальчика в… божественного владыку джунглей!

Фармера называют “самым русским” из всех англоязычных фантастов. Во-первых, в таких вещах как “Овогенез птичьего города” (1970) Фармер не столько обыгрывал мотивы джойсовского экспериментального романа “Улисс”, сколько продолжил авангардистские традиции Андрея Белого и Валерия Брюсова.

Во-вторых, Фармер начинал с того места, на котором оборвалась традиция русскоготельства начала ХХ века. Христианство обесценивается в романе “Иисус на Марсе”, ислам развенчан в “Нерассуждающей маске” и т. д. Теологию современных сект фантаст спародировал в лучших своих романах. В-третьих, психическая неуравновешенность его героев заставляет вспомнить Достоевского. Свидригайловы – это обитатели других миров, мечом отсекаются половые органы иноверцов. 28 апреля 2001 года Фармер назван Grand Master Nebula.

Это событие показывает, что и в новом веке поиски героя будут продолжены в направлении, указанном Достоевским в фантастическом рассказе “Бобок”, в снах Раскольникова и в “Легенде о Великом инквизиторе”.

Эдгар Райс Берроуз

(1875–1950)

  Эдгар Райс Берроуз родился в Чикаго, а его отец был пивоваром. После неудачных попыток сделать военную карьеру, ковбой Берроуз пасет овец в Айдахо. А затем наступают годы прозябания в клерках чикагских контор, в бухгалтерах и коммивояжерах. В 1911 году 35-летний неудачник на обороте бухгалтерского бланка огрызком карандаша написал первый фантастический роман. В его каждодневные обязанности входил просмотр рекламы, поэтому под рукой оказался адрес и чистый конверт. С подписью “нормальный парень” (Normal Bean) рукопись отослана в редакцию журнала All Story.

  Ответный чек на 400 долларов подарил миру самого популярного писателя XX века! Роман “Под лунами Марса” о приключениях Джона Картера публиковался в шести номерах - с февральского и до июльского выпуска 1912 года (в русском переводе – “Принцесса Марса”). Пропыленные декорации вестерна были перенесены на другую планету, а в качестве врагов заявлены зеленые многорукие чудовища.

  Фриц Лейбер в статье “Джон Картер: меч (да-да, никуда не деться от меча! - А.Ю.) теософии” показал, что романы Берроуза органично вырастают из теории русского мистика Елены Блаватской. Показательно, что повелитель придуманных миров и бакалавр приключений Берроуз, всегда откликавшийся на любое слово о себе, не стал опровергать Лейбера. Человек наделен бесконечной приспособляемостью. Это идейный каркас в бесконечных романах о Тарзане. Благородство изначально присуще человеку? Столь наивная идея могла появиться только до начала первой мировой войны. И действительно, в 1912 году за Тарзана выдумщик Берроуз получил 700 долларов. Такой была плата за создание первого романа о самом популярном образе массовой культуры минувшего века. Героический образ растиражирован в новых романах, кинофильмах, телесериалах, диснеевских мультфильмах и в комиксах. Если Маугли нобелевского лауреата Киплинга был сугубо сказочным героем (ребенок вне проблемы пола), то Тарзан навечно останется образцовым героем приключенческих романов. А в экологической обстановке XXI века история юноши из девственных джунглей приобретает второе дыхание.

Роберт Говард

(1906 – 1936)

  Отработав в магазине готового платья на приемке вещей в чистку, стенографом на нефтяных промыслах и почтовым служащим, Роберт закончил бухгалтерские курсы. Он всегда носил с собой оружие, отчего получил прозвище “Боб с двумя пистолетами”. От стрельбы по консервным банкам отвлекался для многочасовых разговоров с обожаемой им мамой.

  За чудовищно короткую жизнь великий одиночка успел написать сотни поэм и 300 беллетристических текстов, остросюжетные вестерны, эротические рассказы и искрометные литературные пародии. Говард – один из основоположников “героического фэнтези” и создатель стиля “меч и волшебство”. Он стал бесспорным классиком современной литературе после того, как создал всемирно известного Конана (1932) из Киммерии и легендарного варвара Кулла (1928).

  Несмотря на ряд скептических оценок “Бог из чаши”, “За Черной рекой” и “Долина пропавших женщин” навсегда останутся образцами жанра. Литературные успехи отступают перед болезнью близкого человека: после операции мать впадает в состояние комы. Сын не может оплатить расходы по ее болезни. Игрушечный мир разрушился до основания. Без материнской поддержки Говард оказался совершенно неприспособлен к жизни.

  11 июня юношеский максимализм заставляет его закрыться в автомобиле, где и звучат роковые выстрелы. Так и не узнав о самоубийстве сына, спустя несколько часов скончалась и мать гения.

Пол Андерсон

(1926)

  Bз нейтральной Дании его семья повторно возвращается в Америку в 1940-х годах. С отличием Пол заканчил университет Миннеаполиса. Еще в университете он познакомился с Клиффордом Саймаком и Гордоном Диксоном. Рассказ “Дети завтрашнего дня” – первая публикация в журнале Astounding Science Fiction (1947). Дебютным стал детский роман “Хранилище Эпох” (1952). Прорыв в большую литературу состоялся, когда в свет выходит мрачное фэнтези на тему скандинавских саг “Сломанный Меч” (1954).

  Потомок выходцев из Норвегии не получил исторического образования, что не помешало Полу написать историческую трилогию “Последний викинг” (1980-1981). Андерсон смело экспериментировал в жанре героического фэнтези. “Сага о Хрольфе Жердинке” (1973) основана на скандинавской мифологии. К сожалению, попытки найти героя в идеализированном прошлом закончились неудачей. Поэтому писатель становится одним из столпов “жесткой” космическо-производственной фантастики (серии “Торгово-Техническая лига” и “Терранская Империя”). Неслучайно, что Андерсон не проявил интереса к продолжению Саги о Конане, ограничившись романом “Конан и Секира Света” вкупе с очерком “Творчество Роберта Говарда”. Для большинства русских читателей приверженец северной эстетики Пол Андерсон навсегда останется автором цикла “Патруль времени” (1960 и 1990).

Лин Картер

(1930-1988)

  После службы в армии юноша не закончил Колумбийского университета в Нью-Йорке. Впервые Лин Картер опубликовался в соавторстве с Р. Гарретом (“Властелины Метрополиса”, 1957). Работал в рекламном агентстве и редакторствовал технические тексты в городе Сент-Питербурге (штат Флорида). В 1969 году Картер вытянул счастливый билет: ему предложили хлопотную должность консультанта в издательстве “Баллантайн”. Лин Картер – лучший из литературных критиков, занимавшихся теорией и проблемами фантастических жанров. В ХХ веке Лин Картер остается самым активным пропагандистом “героического фэнтази” и идеологом этого нового литературного движения. Картер редактировал множество рукописей Лавкрафта, Говарда и других мастеров жанра. Он написал популярнейшую историю фэнтези “Воображаемые миры” (Imaginary Worlds, 1973). Недюжинная плодовитость помогла ему приобрести репутацию автора фэнтазийных и приключенческих “сериалов”. Это циклы “Каллисто” (8 романов), “Зеленая звезда” (4 романа), “Великая Империя” (4 романа), “Тонгор из Лемурии” (7 романов) и др. В Сагу о Конане неутомимый Лин Картер добавил целых 22 романа! Среди них такие истинные шедевры как “Логово Ледяного Червя”, “Гроза над Чохирой”, “Драгоценность в башне” и “Богиня из слоновой кости”.

Лайон Спрэг де Камп

(1907 – 2000)

  Мастер тайноведения написал книгу о тайнах истории Lands Beyond (1952), за которую получил премию International Fantasy Award. Этот крайне оригинальный автор оказал подавляющее влияние на братьев Стругацких и вообще на русскую фантастику 1960-90 гг. Редкие переводы де Кампа на русский язык требуют переоценки прежних авторитетов. Кто он, загадочный создатель Гарольда Ши из пенталогии “Дипломированный чародей” (у Стругацких, соответственно, роман “Понедельник начинается в субботу”)? Первые публикации конца 30-х годов еще не заявили писателя в качестве потенциального лидера фэнтази. От агента покойного Роберта Говарда в 1951 году де Камп получил волшебный ящик с набросками и запылившимися рукописями. Живой классик берется за титанический труд, заключающийся в том, чтобы дописать и переработать говардовские черновики. Поэтому в 50-60-х годах повести о Конане пишутся в соавторстве с гениальным Лином Картером. Впрочем, лучший роман “Конан и бог-паук” (1972) будет написан без соавторов. Кульминация драматического поиска героя приходится на 1968 год, когда издан лучший роман де Кампа “Башня Гоблинов”. Изюминка заключалась в том, что король поневоле Джориан путешествовал по странам с разным государственным строем. Старейшина фантастов мира через политическую сатиру смело предсказал болезненные аномалии “нового порядка” на Земле.

  Чего стоит борьба правящей Безликой Пятерки с олигархами города Метуро? В 1978 де Камп заслуженно назван Grand Master Nebula. На конец 90-х Лайон Спрэг де Камп известен как автор более 70 книг, часть из которых написана им в соавторстве с женой. С 1939 года их брак остается величайшим примером супружеской верности и творческого постоянства. Они работали вместе до смерти Катерины де Камп (9 апреля 2000).

Андрэ Нортон

(1912)

  Под бесполым псевдонимом скрывается Элис Мэри Нортон. Почему на обложке ее первой книги фэнтези The Prince Commands (1934) появился этот псевдонимом? Просто ее издатель считал, что книга будет лучше продаваться. И он не ошибся! Андре Нортон – автор 110 книг фантастики и лауреат 20 премий и призов. С 1984 она остается первой и пока единственной женщиной, удостоенной звания Nebula Grand Master (для писателей этот приз важнее “Оскара” для актеров и режиссеров). А как все начиналось? Давным-давно студентка университета начала работать в детском отделе Кливлендской общественной библиотеки. Вторую мировую войну она встретила в одном из гражданских проектов Библиотеки Конгресса в Вашингтоне. Эта работа потребовала от женщины подлинного самоотречения. После войны и вплоть до 1951 года Нортон провела в стенах любимой библиотеки родного Кливленда.

  В 50-х годах читала рукописи в издательстве Gnome Press. Сегодня наряду с Урсулой ле Гуин она остается одной из самых популярных писательниц за всю историю мировой фантастики. Более того, один из тех редких авторов, таланту которых в равной степени подвластны как НФ, так и жанр фэнтези, Писательница, наиболее известная своим циклом “Колдовской мир”, а также романами из цикла “Королева Солнца”.

В ряды классиков фантастической литературы нашего столетия Нортон вошла именно благодаря фэнтези. Как автор знаменитой эпической саге о Колдовском мире, где могучие женщины-воины противостоят могущественным волшебникам. А еще в ее уникальном мире сильные мужчины оказались способны испытывать женские эмоции...

Роберт Джордан

(1948)

  За Вьетнам (1968-1970) Джеймс Оливер Ригни-младший награжден Почетным Крестом и Бронзовой Звездой. Ему дважды вручали “Крест За Мужество”. После Вьетнама он поступил в Цитадель. Из этого военного колледжа в Южной Каролине бывший солдат выходит со степенью бакалавра ядерной физики. Инженером - ядерщиком Ригни служил в ВМФ США. Был госпитализирован после ранения на боевом посту. После демобилизации взялся за перо в 1977 году. 7 и 9 – счастливые цифры в его биографии. Например, сегодня он с женой проживает в историческом районе городка Чарльстон, в доме постройки 1797 года. От публики стеснительный солдат скрылся под псевдонимом “Роберт Джордан”. Джордан дополнил Сагу о Конане семью романами. Лучшими из них признаны “Конан-разрушитель”, “Ловушка для демона”, “Огненный зверь” и “Черный камень Аманара”. Но десятитомная эпопея “Колесо времени” – самое знаменитое произведение Джордана. Эта чудовищно несоразмерная книга, отдельные тома которой не обладают сюжетной самостоятельностью. Поэтому погружаться в придуманный мир всегда следует с романа “Око Мира” (1990, в серии “Век дракона” роман переведен на русский язык только в 1996). Ранд ал' Тор – персонаж, ради которого закрутились Колеса Времени. Высокий рост, широкие плечи, светлая кожа, “рыжинки в волосах” и привычка в День Солнца приносить цветы на могилу матери – таков портрет главного героя. Если приключенческое фэнтази Джордана выдержит испытание временем, тогда создатель Ранда встанет в один ряд с Желязны и де Кампом.

Трэйси Хикмэн

(1955)

Маргарет Уэйс

(1948)

  Двойной портрет этих романистов удобнее написать на фоне компьютерного монитора. Они очень разные, но оба продали душу за страсть компьютерным играм. Родившийся в Солт-Лейк-Сити, он в 1970-е рассказывал аборигенам Индонезии о ценностях Мормонской церкви. После возвращения в Штаты бывший миссионер был грузчиком в универмаге, киномехаником и стекольщиком. В 1981 году, узнав о двух разработанных им игровых модуля, фирма TSR немедленно приняла Хикмэна на постоянную работу. Среди хакеров Хикмэн известен как изобретатель игровых систем и специалист по компьютерным играм. Напротив, Уэйс блестяще закончила Университет штата Миссури. И много лет занимала директорские должности в издательстве Herald. В качестве редактора книжного подразделения издательства TSR Inc. она создавала ролевые игры Dangeons & Dragons. Она и сегодня руководит разработкой игровых систем Star of the Guardians и Wing Commander.

Что объединяет этого мужчину и эту женщину? Соавторская работа над 30 романами, объединенными в циклы DragonLance, Darksword, Rose of the Prophet и Deathgate. Это золотая классика “игрового” фэнтези. Жаль, что проблема героя в их совместном творчестве решилась достаточно просто. Таинственные Седьмые Врата дают каждому, кто через них прошел, власть создавать новые или разрушать старые миры. Значит, героем можно назвать всякого, кто сумеет выжить и просто дойти до Седьмых Врат?

Роджер Желязны

(1937 – 1995)

  Шестикратный лауреат премии Hugo и трехкратный лауреат премии Nebula с 1969 года стал профессиональным литератором. Первым “Хьюго” его отметили за роман “... И зовите меня Конрад” (1966), а последним наградили за короткую повесть “Вариация на тему Единорога” (1982). Первого Nebula ему вручили за повесть “Тот, кто придает форму” (1965), а последнего – за повесть “Палач” (1975). Кроме того, Желязны единственный среди фантастов двукратный лауреат Фостеровской поэтической премии (1957, 1959). Он был обладателем крайне почетной премии Ассоциации Американских Библиотек и лауреатом премии журнала “Локус” с многоговорящей формулировкой: “За создание цикла романов “Хроники Амбера” (“Янтарные хроники” или “Хроники Эмбера”). Весь цикл (1970-1991) состоит из двух потоков: в первом главным героем выведен архангел Корвин. Он активно действует в “Девяти принцах Амбера” (1970), “Ружьях Авалона” (1972), во “Дворе Хаоса” (1978) и в других романах. Сына Корвина Мерлина выносят волны второго потока. Это “Знамения судьбы” (1985), “Кровь Амбера” (1986), “Принц Хаоса” (1991) и т. д. Принц Амбера – вершинный образ Роджера Желязны. Поэт и музыкант, лучший фехтовальщик всех миров, профессиональный солдат и выпускник медицинского института был ослеплен, но самостоятельно (!) регенерировал зрение! И, конечно, Корвин запоминается читателю как владелец непобедимого Меча Ночи. Нотка чеховской грусти была введена автором при разрушении Авалона - любимого место Корвина.

Терри Пратчетт

(1948)

  Британский писатель Терри Пратчетт известен как автор романов о “Плоском мире” (в авторском оригинале - Discworld). В русском переводе роман “Цвет волшебства” появился в 1997 году. “Плоский мир” выписан с пудовой дозой юмора, направленного Пратчеттом на расшатывание устоев литературы “меча и колдовства”. В его творчестве началась переоценка ценностей привычного “героического фэнтези”. Это яркая и отлично сделанная пародия на всю фантастику ХХ века. Легкая, ироничная и остроумная манера повествования, великолепное знание классических образцов жанра не затеняют опасений читателей, что жанр погибает именно в таких авторах и в таких популярных текстах. Здесь все вывернуто наизнанку по законам постмодернизма. Пародия – это антивещество, столкновение с которым, увы, приводит к гибели жанра. Не случайно критики называют цикл романов о “Плоском мире” Терри Пратчетта или “МИФОтолкования” Роберта Асприна “издевательскими энциклопедиями фантастики”. Коммерческий успех Терри Пратчетта показывает, что жанр “героического фэнтези” пережил сильного и умного героя.

Источник: газета "Секретные материалы ХХ века"
Номер: №59 (15), август 2001 года
Автор: Анатолий Юркин
Перепечатка: газета "Пророчества и сенсации"
Дата: №498, август 2001 года

Рубрика: галерея

Комментарии Гарри Бронзика

Андрэ Нортон (1912-2005), автор около 130 романов. Из них более книг фантастики входят в серию романов "Колдовской мир". По словам ее подруги Джин Рэйб, 93-летняя романистка умерла от сердечного приступа.

Пол Андерсон (1926 - 2001), 31 июля 2001 умер в возрасте 74-х лет от рака простаты. Сообщение о смерти не успело до отправки в печать августовского номера газеты "Секретные материалы ХХ века".

Статья "Великие секреты сказочников XX века" упомянута на
http://sf.alarnet.com/fc/per0109.htm

Строгие ссылки по теме:

Обложки книг самой великой серии фэнтази!

Правда о Лине Картере

Жанр фэнтази как идеология русского патриотизма

И другие оригинальные тексты о фэнтази только на сайте
МНОГОЖЕНЕЦ.НАРОД.РУ!

Найти: на

ГАЗЕТА ДЛЯ ТЕХ, КТО САМОСТОЯТЕЛЬНО ДУМАЕТ О БУДУЩЕМ

Пророчества и Сенсации, 2000-02


Prophecies & Sensations
Hosted by uCoz