А. Юркин

Педагогика оператора ошибок

Посвящается Тамаре Вальгер,
выпускнице пединститута (1984)

1. Пульт управления как педагогическая проблема

Пульт управления – главная игрушка для детей и взрослых.

Дошкольники

Приемных родителей ждут Люба и Вероника Ч. - воспитанницы иркутского дома ребенка 3, Свердловский отдел опеки и попечительства. Фото с ресурса www.og-irk.ru Пульт управления (ПУ) как игрушка будет первым шагом по вхождению ребенка в мир человеко-машинного интерфейса. Благодаря игре ПУ должен стать инструментом познания. Операторская теория обучения построена на уверенности в эвристическом потенциале ПУ как функции дистанционного управления воспитуемых операндов.

Надувной мяч и пустотелый (нефункционирующий) предмет, разрисованный под ПУ – ежедневный спутник для детей дошкольного возраста и младших школьников. Надувной мяч, раскрашенный под ПУ - забавная и пестрая имитация пульта управления. Надувной мяч безопасен и легок для переноски. Преимущество надувным и пустотелых имитаций пультов заключается в том, что с ними ребенка можно оставить без взрослых.

Лепка ПУ, перебрасывание муляжом ПУ, рисование ПУ и устный счёт кнопок на игрушечном ПУ, сбор цветных кнопок по принципу простейшей головоломки – таковы элементарные учебные занятия для детей дошкольного возраста. Допустимы театрализованные представления, когда воспитатель появляется в комедийном костюме "Пульт управления" и веселит ребят устными шутками и жестами. Первое знакомство дошкольников с пультом управления должно вызывать удивление.

Воздействие родителей и педагогов должно сказываться в том, что ребенок дошкольного возраста должен получить самые общие представления об основных образах человеко-машинного интерфейса и простейших функциях его элементов (ПУ, монитор и др.). "Машина – это вещь, которая производит другие вещи. Машина – это вещь, которая производит другие машины" – таковы типовые ответы на детские вопросы. Контакт взрослого с ребенком должен быть выстроен таким образом, чтобы близость человека к машине способствовало интенсивному формированию воли.

Описательное знакомство с функциями человеко-машинного интерфейса должно способствовать становлению логических форм, рассуждающему общению и образному мышлению. Будущее мировоззрение должно вобрать в себя, как образ пульта управления, так и идею дистанционного управления чем-то жизненно важным. Отсюда следующий шаг к первым рассказам о профессии "человека-оператора".

Младший школьный возраст

Пульт управления формирует процесс перехода от игры к системному обучению.

Имитация трудовых заданий и обучение простым бытовым действиям с ПУ важны для детей младшего школьного возраста. Для удовлетворения познавательных интересов необходима демонстрация технической начинки пультов и мониторов. Особенностью воспитательных процессов младшего школьного возраста становится слово педагога, обращающего внимание ребенка на связь пульта с монитором и операндами. После рассказов о профессии приходит время темы "статус человека-оператора".

Детям этого возраста разрешается переодеваться в костюмы "Пульт управления" и "Операндик", участвовать в их пошиве. Театрализованные игры должны сопровождаться призывами "к сотрудничеству". Типичные игры: "Пульт управления догоняет Операндика", "Операндик приходит на помощь товарищу", "Мониторы дают подсказку", "Злой провод мешает друзьям", "Друзья потеряли сигнал" и др.

Пример математической задачи: "Этот пульт управления контролирует десять операндов. Всего имеется тридцать операндов. Сколько человеку-оператору нужно еще пультов управления, чтобы контролировать все тридцать операндов?"

Средний возраст

Пульт управления помогает педагогу, как в обучении, так и в воспитании подростка.

Для школьников среднего возраста - безопасный пульт управления с ограниченными (в основном, механическими) функциями. ПУ с речевыми функциями диалога. Одушевленный ПУ. Активные действия с пультом обеспечат знакомство с алгоритмами человеко-машинного интерфейса. Монитор и любая иная поверхность, передающая информацию (экран, панель, табло, циферблат часов) – объект интереса школьников среднего возраста.

Школьников среднего возраста необходимо знакомить с операндами, с действием обратной связи. Для установления причинно-следственных отношений между оператором и операндами используются схемы. Курс эргономики сопрягается с поведенческими нормами. Учащимся дается общее представление о планировании.

В учебный курс вводится понятие "ошибка". Школьники среднего возраста нуждаются в самых общих представлениях об операторской психологии. Уместно введение понятия "человеко-машинный интерфейс". Первые разбирательства должностных инструкций человека-оператора.

Педагоги должны предложить школьника среднего возраста театрализованные игры вроде "Авиадиспетчера". Один ученик сидит в кресле перед поверхностью, имитирующей экран слежения. Им вслух отдаются команды. Дети, переодетые самолетиками, отказываются выполнять команды оператора. В итоге "самолеты"-актеры сталкиваются. Учитель эмоционально объявляет о количестве жертв. К выпуску готовится "газета" с рассказом о пассажирах, пострадавших в результате "непослушности" операндов.

Пульт управления – элемент трудовой деятельности человечества. Пульт управления – важнейшее звено трудовой подготовки нашего современника. В большинстве случаев перед учащимся ставятся практические задачи с легко находимыми и объяснимыми ошибками в исполнении.

Школьник среднего возраста должен быть ознакомлен с угрозами человеко-машинного интерфейса. Это осуществимо благодаря начальному курсу логики угроз. Школьник среднего возраста имеет право получить информацию о ситуации отказа пульта, об ошибках в командах и операциях. После рассказов о профессии, знакомства со статусом человека-оператора педагог обязан ознакомить ребенка с аспектами такой проблемы как "человеческий фактор", "ошибки восприятия", "ошибки управления", безопасность и др. Тема подтверждается историческими примерами и иллюстрациями из произведений искусства. Школьник среднего возраста знакомится с компьютерными играми и формирует мнение в отношении геймеров.

Старший возраст

Пульт управления рассматривается материализацией энциклопедизма и основным воплощением человеко-машинного интерфейса как производственной и информационной базы человечества. Искусственный интеллект объявляется драматической кульминацией в сопряженном развитии энциклопедизма и техники. Искусственный интеллект - итог эволюции человеко-машинного интерфейса.

Школьники старшего возраста работают с нормальными (полноразмерными) ПУ, мониторами, гаджетами и т.д. Внимание школьников старшего возраста концентрируется на ошибках и угрозах. Появляются такие понятия логики угроз, как "катастрофа" и "авария". Кроме исторических примеров и иллюстраций из произведений искусства основной упор делается на документалистику. После коллективного просмотра обсуждаются служебные видеозаписи, показания очевидцев, интервью разработчиков, имитации аварий, модели катастроф, ошибки в программном коде, компьютерные вирусы и многое другое.

Пульт управления – элемент научной деятельности человечества. Энциклопедизм позиционируется примером документальной информации с жесткой иерархией. Энциклопедизм – это соединение практики и теории. Энциклопедизм формирует принципиально новое представление о пульте управления как универсальном средстве овладения новыми теоретическими знаниями. Различные произведения искусства предлагается самостоятельно интерпретировать через понятие "пульт управления". Школьники старшего возраста подробно разбирают основы социологии человека-оператора. С помощью дефиниций "конфликт", "противостояние" и "война" отслеживаются связи между "человеком-оператором" и "цивилизацией".

После рассказов о профессии, знакомства с операторским статусом, человеческим фактором при генерации ошибок, сбоями восприятия и ошибками управления жизненно важными операндами старшие товарищи получают возможность сосредоточиться на теме персональной ответственности человека-оператора. Это удобнее делать в рамках курса "экономика мусора" или со ссылками на него. От ранее полученного общего представления о планировании осуществляется переход к прогнозированию. Подростку предлагается составить прогноз собственной судьбы, развития региона или иных хозяйственных объектов.

Операторство – это сюжетная игра, при которой человеко-машинный интерфейс обеспечивает воспроизводство цивилизационных ценностей. Без энциклопедизма человеко-машинный интерфейс ограничивается производственной эксплуатацией, рутинными действиями по копированию промышленных образцов. Операторство – это форма, помогающая раскрыть интеллектуальные силы и способности ребенка.

Подростки знакомятся с вживленным пультом управления и мысленными командами, оценивают исчезновение различных звеньев из традиционных формул, описывающих человеко-машинный интерфейс и формируют отношение к нанотехнологиям и микромеханике. Образ ИИ обеспечивает единство теоретической и практических компонентов в учебе и воспитании.

В форме семинарских занятий и дискуссий школьники старшего возраста знакомятся с утопической составляющей учения о человеке-операторе (Grassopedia), ориентируются на тематику близкого и дальнего будущего, привлекаются к разработке локальных и глобальных сценариев развития.

Выпускник

Вчерашний школьник должен быть подготовлен к тому, чтобы выбор профессии и судьбы кроме прочих обстоятельств определялся личностным отношением молодого человека к потенциалу пульта управления.

Повод для дискуссий

Уместно ли использовать понятие "ошибка" в общении с детьми дошкольного возраста и младшими школьниками?

Анатолий Юркин.

Мнение о статье stansib-а

"Статья "Педагогика оператора ошибок" (2007) предлагает совсем другой разговор по воспитанию всем хорошо знакоомго человека-оператора.

У меня, наконец, сложилось конкретное практичное представление о философии человека-оператора (ЧО) как самостоятельном учении, новой идеологии. Полностью согласен с требованием внедрить подобные программы в школах и дошкольных учреждениях. Так развивается и расширяется сознание ребенка, подростка.

Не исключено, что нечто подобное внедряется полным ходом в развитых странах.

Я думаю тактически и экономически правильнее всего было бы провести курс дополнительной специальной подготовки для учителей информатики в школах; в дошкольных учреждениях- для детских психологов, чтобы на будущее сформировать у детей позитивное отношение к человеку-оператору. Самые сильные психологически негативные блоки формируются, - что не является тайной, - в самом раннем возрасте.

Мой ответ на вопрос: Уместно ли использовать понятие "ошибка" в общении с <детьми дошкольного возраста и младшими школьниками?

Думается, что с младшими школьниками можно проводить подобные беседы. С детьми дошкольного возраста - нет. Не согласен. Рановато.

У слишком маленьких детей преобладает восприятие на подсознательном уровне(антагонизм: интеллекту- подсознательное преобладает над осознанным). Поэтому можно поставить психологически негативный блок- страх ошибки. Они не полностью поймут, что такое ошибка, но зато хорошо и надежно отложится ассоциация ошибки и страха. Это не очень хорошо.

Но в принципе понятие "ошибка" нужно все равно вводить обязательно, потому что у более старших детей понятие "ошибка" должно прочно ассоциироваться с понятием "ответ ственность" за свои действия и решения". (05.03.07)

Оглавление:
Дошкольники
Младший школьный возраст
Средний возраст
Старший возраст
Выпускник

Пророчества
и Сенсации

8 марта 2007г.
№822 (8).

Начала педагогики человека-оператора

Экономика мусора

Hosted by uCoz