Анатолий Юркин

Третья беда России

Эффективные технологии реконструкции и ремонта объектов транспортного строительства

В ближайшие годы обещает обостриться общая ситуация с объектами транспортного строительства (ОТС). Это вызвано объективными причинами. Возросшие грузопотоки на всех видах российского транспорта (прежде всего, на железной дороге) и скачкообразный рост единиц транспортной техники (показателен пример с автомобильным парком) вынуждают самых беспечных участников рынка транспортного строительства повернуться лицом к проблематике инженерно-строительных технологий.

В противном случае, всем заинтересованным лицам "объекты" доставят головную боль, сравнимую с бедами, происходящими от "русских дорог" и "дураков". Например, не только логистика транспортных потоков, но "гордиевы узлы" транспортного строительства могут привести к валу проблем. От уменьшения эксплуатируемых площадей и до сокращения объемов строительства жилья в российских городах. В этом контексте особую актуальность приобретает тема эффективности технологий реконструкции и ремонта объектов транспортного строительства.

Куда идут инженерно-строительные технологии?

Выбор эффективных технологий реконструкции и ремонта объектов транспортного строительства позволит решить наболевшие вопросы постоянного увеличения недоремонта и количества объектов незавершенного строительства. Забавно, но, ни в России, ни в большинстве регионов никто не знает, каковы объемы недоремонта ОТС? Вовсе не забавна, а скорее трагична судьба незавершенного строительства ОТС. Одна из почти не обсуждаемых проблем незавершенного строительства заключается в том, что по технической документации и в начале процесса предполагалось использовать одни инженерно-строительные технологии, но порой годы спустя время и рынок диктуют изменение правил игры по завершению ОТС.

Руководителям самого различного уровня следует прислушаться к рекомендациям по применению новых строительных материалов. Если оснащение строительных организаций современной техникой все чаще осуществляется по лизингу, то стоимость приобретения новых материалов с улучшенными технологическими и эксплуатационными свойствами порой мало отличается от "традиционного продукта".

Да, большое количество человеко-часов требует внедрение прогрессивных технологий и конструкций. Но и здесь на помощь руководителю спешат аутсорсинговые фирмы, в текущем десятилетии растущие словно информационные грибы после щедрого финансового дождя. Так или иначе, но современного рынка транспортного строительства окажутся те ранее вполне благополучные компании, которые не озаботятся планомерным повышением технического уровня всех видов работ на ОТС.

Сказанного вполне достаточно для ответа на вопрос: "Куда идут инженерно-строительные технологии?" Новые технологии реконструкции и ремонта ОТС идут навстречу тем организациям и директорам, которые намерены плодотворно и успешно работать в условиях, когда Отечество станет членом ВТО.

Страхование ОТС

Строительство, реконструкцию и ремонт инфраструктурных объектов - это часть повсеместно разворачивающихся в российских регионах грандиозных работ по модернизации транспортных коммуникаций общего пользования. Поступательное развитие имеющейся коммуникационной инфраструктуры невозможно без реконструкции и ремонта ОТС. Но - вот заковыка - что сегодня понимается под "эффективными технологиями" кроме того, что все мы попадали в ситуацию, когда рекламный агент с порога рекламировал "финское", "немецкое" или "южнокорейское" качество?

Существует ли в условиях капиталистического рынка чудо-механизм беспристрастной оценки эффективности технологий реконструкции и ремонта ОТС?

Может быть, с этим кто-то не согласиться из практиков, замученных повседневностью, но, на наш взгляд, оптимизация дорожного хозяйства связана, как со страхованием конкретных объектов транспортного строительства, так и страхованием строительно-монтажных работ. Еще до конца текущего десятилетия страхование строительных рисков в такой области, как реконструкция и ремонт ОТС станет повсеместной практикой. Это произойдет несмотря на высокие суммы страхового покрытия страхования технических рисков, характерные для крупных проектов транспортного строительства.

Пусть кто-то окажется к этому не готов, но страхование повышает мотивацию транспортных строителей. А высокая мотивированность руководителя и работников - залог успешной оптимизации дорожного хозяйства.

Один из долгосрочных прогнозов обоснован интересами иностранных фирм в России. Он заключается в том, что на российском страховом рынке в пакетах страховых продуктов для строительных компаний все чаще будет встречаться линейка услуг, предусматривающая продуктовый ряд по ремонтным и реконструкционным работам на важнейших ОТС. Но, такова специфика страхового рынка, при тенденции возрастающего спроса на комплексное обслуживание по страхованию ремонта и реконструкции ОТС, страховщики навряд ли пойдут на деловые контакты, если ремонтная компания не взяла за практику пользоваться прогрессивными м эффективными технологиями.

Новые материалы эффективнее старых

Реконструкция, модернизация и ремонт объектов всей коммуникативной инфраструктуры требуют укрепления хозяйственных связей между проектными организациями, строителями, монтажниками и ремонтниками и производителями материалов и изделий.

Переоснащение строительных и ремонтных организаций современной техникой - процесс, который должен проходить параллельно улучшению технологических и эксплуатационных свойств новых строительных материалов. Запланированного роста технического уровня всех видов работ не добиться без внедрения прогрессивных технологий и конструкций. Есть основания полагать, что отечественные предприятия имеют пространство для маневра в конкурентной борьбе с известными зарубежными брэндами в технологической сфере по производству активных тампонажных систем и многофункциональных антикоррозионных, гидроизолирующих, герметизирующих и составов холодного отверждения.

Итак, чтобы решить важнейшие задачи транспортного строительства нужно установить новый формат сотрудничества с производителями. А какую роль производители товарного бетона играют в транспортном строительстве? Популистским ответом может стать телевизионный репортаж, когда в выпуске новостей журналист с известного телеканала с восторгом рассказывал о бетонных дорожках из переработанных материалов, возводимых на современных автозаправочных комплексах в США. Традиционно к объектам транспортного строительства относятся автодороги, железнодорожные пути и путепроводы. Надо ли пояснять, что бетон востребован везде? Нельзя переоценить роль производителей товарного бетона в вопросе о ремонте или эксплуатации ОТС.

Российское транспортное строительство до 2015 года

Транспортное строительство - важнейшая подотрасль строительного комплекса РФ. Никто не сомневается в перспективах российской строительной индустрии. Но за право на оптимистичный взгляд в будущее предстоит побороться всем транспортным строителям и ремонтникам. Можно ли дать долгосрочный прогноз развития реконструкции и ремонта объектов транспортного строительства России?

Если присмотреться к мировому опыту, то становится понятным, что в ближайшие годы внутри отрасли произойдет смена акцентов. При увеличении объемов работ по созданию коммуникаций городского и промышленного транспорта (железные и автомобильные дороги промышленных организаций и предприятий сырьевого сектора) особое внимание будет обращено на берегозащитные и коммерческие сооружения на морских побережьях, водохранилищах, озерах, судоходных реках и рукотворных каналах. Россия остро нуждается в реконструкции и ремонте ОТС, привязанных к портам, к морским и речным судоходным каналам.

Страны развитого мира - а в последние годы и Китай - ориентируют железные и автомобильные дороги на смычку с морскими коммуникациями. Без эффективных технологий реконструкции и ремонта ОТС нам не обустроить транспортных коридоров. Без обращения к передовым технологиям ни построить современные терминалы на стыках видов транспорта. Как без инфраструктурных объектов, ни сосредоточить грузопотоки на входе в систему под названием "порт", так и не разделить их при выходе за пределы портовой территории. Рыночному потенциалу моря нет альтернативы. Здесь Петербургом накоплен уникальный опыт, что стало возможно благодаря многолетним работам на дамбе.

Ремонт и реконструкция ОТС требуют современных средства механизации и автоматизации технологических процессов. Автоматизация - магистральное направлении в поступательном развитии объектов транспортного строительства России. Сама жизнь заставит перейти на системы управления строительными машинами, обеспечивающие непрерывный контроль качества рабочего процесса.

Можеть быть, ни в одной иной отрасли промышленного строительства не говорят так много об электрификации, как это свойственно транспортным строителям. Но веяния времени принесли новый словарный запас. Все чаще раздаются голоса, согласно которым наряду со ставшей привычной электрификацией во главу транспортно-строительной избы должна быть поставлена роботизация и интеллектуализация ОТС. Интеллектуализация объектов отечественного транспортного строительства потребует принципиально иных подходов к реконструкции и ремонта объектов дорожного хозяйства.

Специфика российских железных дорог состоит в том, что наряду с активно ведущимся строительством вторых путей будет осуществляться модернизация, реконструкцию и ремонт ОТС на первых путях. В плановом режиме работы осуществляются на грузонапряженных дорогах Отечества.

Ситуация значительно осложниться с того самого года, когда в России будет все-таки введена в эксплуатацию первая отечественная высокоскоростная коммерческая железнодорожная линия. Тогда ОТС станут структурообразующим элементом новой коммуникации, перевозящей пассажиров поездами на магнитной подвеске. Но мировой опыт показывает, что для эксплуатации поездов на магнитной подвеске или автомобилей с элементами роботизированного управления (машины с автопилотом) необходимы автоматизированные и интеллектуализированные объекты жизнедеятельности. А, значит, в очередной раз ответственность за жизни сотен и тысяч пассажиров возьмут на себя работники, осуществляющие эксплуатацию, ремонт и реконструкцию объектов дорожного хозяйства. И желательно бы к новому положению дел прийти с заранее накопленным позитивным опытом. Никто не говорил, что в XXI веке будет легко!

Hosted by uCoz