841
815
813
805
803
801
799
798
785
777
772
765
632
623
622
606
605
Гламурная пиратка
"Думаю, у нас получился самый подрывной фильм
со времен "Бойцовского клуба".
Из интервью Тони Скотта
В российском и мировом прокате бьет кассовые рекорды продолжение нашумевшего пиратского фильма "Пираты Карибского моря". В роли пышноволосой Элизабет Свонн в "Сундуке мертвеца" режиссёр Гор Вербински снял актрису Киру Найтли.
В российском и мировом прокате бьет кассовые рекорды продолжение нашумевшего фильма "Пираты Карибского моря". В роли пышноволосой Элизабет Свонн в "Сундуке мертвеца" режиссёр Гор Вербински снял актрису Киру Найтли.
К костюмному персонажу в морском боевике "Пираты Карибского моря. Сундук мертвеца" Кира Найтли шла долгим и трудным путем. Пройдут годы, но важнейшим фактом в актерской биографии останутся не пиратские поцелуи и драки в соленых брызгах, а серьезная актерская работа над одной из самых трагических женских судеб рубежа веков. Ибо до коммерческого успеха пиратского боевика "Пираты Карибского моря-2" была выдающаяся роль в социальной драме "Домино" (2006)...
Современная западная культура разрывается между культом гламурного и милитаристского тела. Гламур - это плакатная идеализация фасада западного мира, возбуждающая читателя и провоцирующего окружающих на шоппинг. Гламурный образ жизни пришелся не по душе Домино Харви (1969-2005). Дива с глянцевой обложки модных журналов сделала выбор в пользу милитаризации и маскулинизации собственного тела.
Гламур - это вакуум, бездушная пустота, от которой высокая красотка с белой кожей готова была сбежать в любой иной мир.
По доброй воле бывшая манекенщица спустилась на социальное дно Америки.
Навязавшись в друзья к ветерану войны во Вьетнаме Эду Мартинесу, бывшая модель стала равноправным членом команды "баунтхантеров" - любителей избыточного адреналина, зарабатывающих на черный хлеб охотой за теми, кем интересуются правоохранительная и судебная системы. Если в школьные годы Домино четырежды исключалась из престижных школ за кровавые драки с мальчишками, то ее взрослая жизнь превратилась в лихорадочное преследование безликих и иногда бесполых на вид монстров, подозреваемых в совершении самых грязных преступлений, но оплошавшими судьями почему-то отпущенных под залог.
Настоящая Домино Харви умерла в ванной 27 июня 2005 года. Принято считать, что от передозировки лекарственных препаратов. Сторонники теории заговора возражают, мол, неформального лидера антигламурного движения убили за прежнюю активность, за принципиальность. На ее похоронах эмоциональную речь произнес актер Микки Рурк.
Домино Харви не понаслышке знала трущобы Лос-Анджелеса. За короткую жизнь всласть поиздевалась над его потугами предстать журнальной обложкой масс-медийного бизнеса США. Но Домино Харви не дано было узнать самое ближайшее будущее, зафиксированное в осенних заголовках о кинопремьере.
"Домино" Тони Скотта - не гламурный боевик, но социальное кино про людей, дорожащих правом носить оружие не по государственной обязанности. Тони Скотт всё сделал правильно, сняв фильм про женское тело с мужским характером, про достижение свободы через насилие над телом и телами, но зрители "не дали кассы"
Домино была живой границей дозволенного и недозволенного. Женское тело - мужской характер. Ее смерть не вызвала волны возмущения. И тогда в качестве посмертной награды Тони Скотт превратил Домино в городскую легенду современной Северной Америки, всего англоязычного мира. Но российскому зрителю никто не растолковал, что "Домино" следует смотреть в традиции бунтарских картин вроде классической драмы "Кто-то пролетел над гнездом кукушки" с Джеком Николсоном или донельзя эмансипированную "Фрэнсис" с Джессикой Ланж. Как известно, в подобных работах принципиально важен выбор исполнительницы главной роли.
Киношную Домино Харви и сыграла англичанка Кира Найтли.
Правы те, кто определил жанр "Домино" как "экранизацию биографии". Не ошиблись и те, кто посчитал, что реальная Харви потерялась за ролью Домино в исполнении британской актрисы. Слишком мало в этом фильме настоящей Домино Харви, покачали головами скептики. Были правы и они. Экранизация биографии? Да. Вопрос только в том, чьей?
Тони Скотт создал такое произведение искусства, в котором дан образцово смелый и глубокий анализ происходящего в постмодернистском мире и на пресыщенном запретными удовольствиями Западе. В жизни Домино Харви убегала от гламура во всех его коварных проявлениях, но в кино ее трагедия стала поводом для конструирования антипода обитателям глянцевых журналов. Разница, может быть, едва уловима, но значительна. Если платить за нее кровью, а не бутафорским сиропом.
Художественный эксперимент Тони Скотта заключался в определении границ гламурного начала. В ходе эксперимента было установлено, что в пограничных областях гламур бесконфликтно соседствует с панком и с милитаризмом. Приученные к простоте журнальных обложек и взращенные на коммерческой рекламе, зрители дезертировали из окопов информационной войны за новые смыслы. Полтора часа наблюдая за уроками выживания гламурного антипода, зрители не увидели революционного качества! Это не эстетика медленного прохода томной блондинки в вечернем платье по алой ковровой дорожке, не глянцевый унисекс и не гламур острых коленей, виднеющихся через дырки на джинсах. Это прообраз народного милитаризма. Приобретенная способность сильных людей самостоятельно определять нормы общежития, не выпуская из рук автоматического оружия и не привлекая продажных адвокатов.
В "Домино" предпринята попытка по созданию нового телесного канона. Конечно, милитаристский панк противоречив, но не полностью бесперспективен. Весь фильм Кира Найтли делает вид, будто ее персонаж пренебрегает санитарными нормами и не ухаживает за собственным телом, отчего не убывает ни женственности, ни уверенности в себе под сладострастными взглядами латиноамериканского партнера по имени Чоко. Юмор в том, что тощая Кира Найтли наделила сыгранный образ подростковой недоступностью, придала ему волнующую романтичность бунтарки из принципа, углубила неотразимым очарованием рыцарствующей девы в кислотных "доспехах" и добавила щепотку порывистой соблазнительности. В итоге получился женский персонаж, корреспондирующийся с Моцартом из "Амадеуса" Милоша Формана, шокировавший кинопублику розовой прядью (чубом?) на белом парике. Никто не будет отрицать: Домино Харви обладала моцартианским даром выигрывать силовые противоборства с мужчинами, весившими вдвое больше нее, надевать наручники на сопротивляющуюся жертву и увертываться от разрывных пуль и мексиканских ножей.
От угроз и ошибок не убежать. Их принятие требует новой картины мира, нового осмысления исторических процессов. Когда в обществе окончательно возобладают антиутопические тенденции киберпанка, тогда в массовой культуре баунтхантеры вполне смогут заменить инфантильный культ морских пиратов. Если в формановской трактовке Моцарт был первым полностью от всего свободным маргиналом Европы, музицирующим панком, то у Скотта в облике Домино закладываются основы ранее неведомого милитаристского панка, нигилистского бунта с армейской дисциплиной и соответствующим равнодушием к чужой жизни. В свете этой концепции Домино Харви - потенциальный вождь, которому только роковые обстоятельства помешали возглавить моторизированные орды анти-гламурной пехоты XXI века
Сайт: polygamist.narod.ru.
Источник: газета "Новый Петербургъ"
Автор: Анатолий Юркин
Рубрика: кинорецензия
Дата: 20 июля 2006
Номер: №792 (28)
Вокруг гламурного читателя
11 сентября 2006 торжественно закрылась XIX Московская международная книжная выставка-ярмарка. При всех её бесспорных достоинствах следует отметить, что в тени прошедших мероприятий оказался субъект истории, которого мы назовем "гламурным читателем". Итак, обозначим проблему, не привычную для слуха российского читателя книг.
Конкурентные имена
До сих пор в России и на Северо-Западе не было гламурного журнала, посвященного книжному рынку.
Непонятно, как книжный читатель обходился без печатного органа с новостями полиграфии, рассказанными языком, доступным поколению 1990-х годов.
Если мы живем при капитализме, если хотя бы в какой-либо области рынок имеет какую-либо потенцию, то благодаря новому книжному журналу писатели найдут читателей.
Уместно предположить, что брошенный в читательскую толпу клич: "Гламурно о книгах!" будет услышан слоганом нового журнала.
У нас всё должно быть понятно для всех.
От образцово короткого, резкого и англоязычного названия и до привлечения в редакционных коллективе, скажем так, "одиозных фигур русского Интернета".
Белинский XXI века обязан сотрудничать с гламурным книжным журналом!
Ибо что такое "гламур" как не конкурентные имена?
С маркетинговой точки зрения новый книжный журнал имеет намерение отстраиваться от конкурентов через акцент на личностях.
Важны не цены и сроки выхода новинок, но те самые роковые индивиды, который в информационных агентствах принято называть "ньюсмейкерами".
Отечеству нужен легкий в восприятии книжный журнал, сравнимый с лестницей, благодаря которой читатель получит возможность подняться вверх на несколько ступенек, а мэтры полиграфии соизволят с производственного Олимпа приспуститься для диалога с потенциальным покупателем книжной продукции.
Есть уверенность, что с 2007 года модным станет чтение книжного журнала как полезного источника информации.
Через интеллектуальный гламур наш современник ощутит сопричастность к стратегии и тактике "продвинутого" книжного журнала.
Пришло время покупателя книг превратить в читателя журнальных рецензий! Если в 1998 году в газете "Биржа труда" (N34 (135)) привычно встречалось объявление "Рецензенты в книжный журнал, с чувством стиля и меры", то в 2006 году издателям нового книжного журнала впору признаться: "Ищем гламурного читателя для рассказа о книжных новинках".
В лабиринтах нераспроданных тиражей
От XIX Московской международной книжной выставки-ярмарки специалисты ожидали честного разговора о состоянии книжного рынка. В очередной раз рынок послал сигнал: книгу недостаточно создать, издать и распространить. Для реализации книги нужен потребительский спрос.
При бурном количественном росте книжного рынка у профессионалов есть поводы для самокритики.
Российские книгоиздатели вполне освоили современные приемы производства. Но в маркетинговой сфере и в "пиаре" наблюдается сгусток неразрешенных проблем. Профессионалы знают о том, что книжные склады забиты, а читатель стал капризным покупателем. Чем меньше читают, тем меньше покупают. В эксклюзивном интервью PR-директор издательства "Амфора" Ирина Вешлер сообщила, что у многих издателей попросту не хватает времени на изучение науки продаж.
Несколько лет назад конкуренция на рынке осуществлялась через соревнование книжных серий. Пестрые обложки и узнаваемые брэнды помогали распродавать большие тиражи.
Сегодня выборочно покупают книги модного автора. Все чаще книжные серии создают под автора с большим потенциалом.
Есть мнение, что в Петербурге читателям художественной интересны только 20 модных авторов.
Дело идет к тому, что известные писательские имена помогут продавать любые и разные книги.
А работа с именем требует новых рекламных приемов.
Как тут можно обойтись без гламура?
Через гламурный журнал с лапидарным стилем писатели еще успешнее продадут свои книги.
Гламурный магнит для библиотек
За последние годы возросла роль Интернета.
Не будет преувеличением сказать, что большинство активных книжных читателей дружат с Сетью.
Поэтому она уверена, что до конца текущего десятилетия практически совпадут интересы читательской аудитории и сетевого сообщества.
Сегодня невозможно осуществить PR-проект без помощи Интернета.
Издателям чаще следует заглядывать на форумы, советует PR-директор "Амфоры".
Итоги крупнейших книжных ярмарок дают и другие поводы для критики.
Зимой 2006-07гг. радужные настроения книгоиздателей могут омрачиться дискуссиями с участием библиотекарей.
Как известно, из года в год снижается финансирование бюджетных библиотек.
Показателен тот факт, книжный коллектор Петербурга, то есть, место, куда библиотекари приходят за новинками, ежегодно уменьшается в занимаемой площади.
Если у коллектора лучшие времена в прошлом, не может быть повода для радости у библиотек.
Парадокс переживаемого момента заключается в том, что становление гламурный читателя сопровождается упадком библиотечного дела.
Но вернуть читателя в библиотеки можно через гламур с новыми интеллектуальными параметрами.
Гламур не разминулся с библиотеками - это обман зрения.
Гламурный рассказ о книгах - это магнит, указывающий читателям на двери библиотек.
Такова одна из второстепенных задач нашего журнала.
Да, нынешние библиотеки далеки от гламура.
Но кому за них заступиться как не гламурному книжному журналу, для которого библиотечная тема, конечно, не будет главной и постоянной, но и не скатится в разряд социальной "обязаловки", чем грешат толстые литературные Левиафаны.
Вместо выводов
Проблем не стало меньше.
Ни после летней ярмарки "Невский Книжный Форум".
Ни в монструозной тени Пекинской международной книжной ярмарке.
И, тем более, ни вослед по-осеннему урожайной XIX Московской международной книжной выставки-ярмарки.
Но русскоязычные посетители всех названных ярмарок сблизились с покупателями и издателями в разговоре на злободневную тему: "Россия и Северо-Запад нуждаются в гламурном книжном журнале".
С успехом прошедшая Франкфуртская книжная ярмарка (04.10.2006 – 08.10.2006) еще раз напомнила книжным издателям, что в России журнальный читатель требует особого внимания.
Ибо везде и всегда читатель гламурного журнала остается потенциальным покупателем №1.
Всего. В том числе, книжной продукции.
О проблемам книжного рынка Петербурга в эксклюзивном интервью PR-директор издательства "Амфора" Ирины Вешлер.
Этой осенью в Петербурге специалисты ожидают честного разговора о состоянии книжного рынка.
нигу недостаточно создать, издать и распространить. Для реализации книги нужен потребительский спрос. При бурном количественном росте книжного рынка у профессионалов есть поводы для самокритики. И лето-2006 не стало исключением.
Российские книгоиздатели вполне освоили современные приемы производства. Но в маркетинговой сфере и в "пиаре" наблюдается сгусток неразрешенных проблем. Профессионалы знают о том, что книжные склады забиты, а читатель стал капризным покупателем. Чем меньше читают, тем меньше покупают.
В эксклюзивном интервью PR-директор издательства "Амфора" Ирина Вешлер сообщила мне, что у многих издателей попросту не хватает времени на изучение науки продаж.
Несколько лет назад конкуренция на рынке осуществлялась через соревнование книжных серий. Пестрые обложки и узнаваемые брэнды помогали распродавать большие тиражи. Сегодня выборочно покупают книги модного автора.
Состязание конкурентных имен - новая "фишка" в бизнесе.
Все чаще книжные серии создают под автора с большим потенциалом. Есть мнение, что в Петербурге читателям художественной интересны только 20 модных авторов. Дело идет к тому, что известные писательские имена помогут продавать любые и разные книги. А работа с именем требует новых рекламных приемов.
За последние годы возросла роль Интернета. Не будет преувеличением сказать, что большинство активных книжных читателей дружат с Сетью. Поэтому Ирина Вешлер уверена, что до конца текущего десятилетия практически совпадут интересы читательской аудитории и сетевого сообщества. Сегодня невозможно осуществить PR-проект без помощи Интернета. Издателям чаще следует заглядывать на форумы, советует PR-директор "Амфоры".
Есть и другие поводы для критики. Радужные настроения книгоиздателей осенью могут омрачиться дискуссиями с участием библиотекарей. Как известно, из года в год снижается финансирование бюджетных библиотек. Читатель разминулся с библиотеками!
Показателен тот факт, книжный коллектор Петербурга, то есть, место, куда библиотекари приходят за новинками, ежегодно уменьшается в занимаемой площади. Если у коллектора лучшие времена в прошлом, не может быть повода для радости у библиотек.
Осенью 2006 года проблем не станет меньше. Но пиар-акции прошедшего лета сблизили покупателей с издателями. Новые тенденции на петербургском книжном рынке еще раз напомнили издателям, что читатель требует внимания.
9 августа 2006
Анатолий Юркин
|