Анатолий Юркин
Аудит, от которого голова не болит
Давайте не будем лукавить и прямо скажем, что ошибки это коммерческая информация, с которой большинство деловых людей не знают, что делать.
Так может продолжаться годами.
До встречи бизнесмена или руководителя предприятия с Аудитором с большой буквы.
С певцом из стана коллекционеров ошибок.
С романтиком, по должностным обязанностям, с началом рабочего дня погружающимся на дно океана чужой и враждебной информации.
Есть такое мнение, согласно которому в Арбитражных судах не любят аудиторов.
Или, как выразился один известный аудитор, в Арбитражном суде «с нами люто вежливы».
Дело вовсе не в том, что большинство аудиторов крайне агрессивно ведут себя
на судебных разбирательствах в судебных заседаниях арбитражного суда первой инстанции.
Тем более, не в тех случаях, когда ситуация сводится к состязательности арбитража и аудитора.
Практика последних лет показывает, что самыми скандальными считаются
иски о признании недействительным договоров на оказание аудиторских услуг.
Со скрипом ведутся судебные баталии по итогам заведомо ложного аудиторского заключения.
Работникам Арбитражных судов лучше, чем кому-либо известно, что аудиторы консультанты по ошибкам.
Аудиторы знают простую истину, согласно которой ошибка это уникальная информация, имеющая коммерческую ценность.
Когда спор хозяйствующих субъектов доводится до Арбитражного суда, это означает тот факт, что клиент не потратился на своевременное устранение ошибок.
«Денежный мешок» поскупился, не заказал поэтапный аудит.
Тогда через голову Арбитражных судей аудитор вынужден доказывать заказчику, что обнаружение надзорным органом ошибки не равнозначно её исправлению.
В том смысле, что для фискальных инстанций «исправление ошибки» приравнивается к закрытию юридического лица.
Поэтому законы рынка таковы, что для клиента будет лучше, если ошибку обнаружит аудитор.
Если к границам запретного подступится специалист, связанный условиями контракта и Кодексу профессиональной этики, нежели спор вокруг ошибки станет предметом судебных разбирательств.
Ибо суд это не то место, где знают цену ошибкам. Или любят их.
Для общения с заказчиком хорошему (лучшему) аудиторы не нужна лексика отчетных документов и словесные конструкции из жаргонизмов.
Иногда бывает достаточно сказать правду через сообщение «Фирме (банку) осталось жить три ошибки».
Ворочая титаническими массивами информации, аудитор педантично высчитывает потенциальные риски.
Он бросает взгляд на финансовую отчетность, просматривая ее насквозь.
Он обязан предвидеть чужие просчеты.
Он там, где есть малейший шанс для возникновения погрешности.
Он погружается на дно «возможного».
Он призван КАТАЛОГИЗИРОВАТЬ ошибки финансовой отчетности.
Иногда спрашивают, зачем известные аудиторские компании наращивают технические и трудовые ресурсы, вроде справляясь с лавиной заказов с помощью «ветеранов» из мозгового ядра фирмы?
Ответ кроется в том, что ошибки это практически неисчерпаемый ресурс, чрезвычайно затратный в обслуживании.
Истина в том, что нет, не было и не может быть более точной диагностики состояния дел, чем усидчивое составление невыявленных и возможных ошибок.
Это приводит к тому, что профессионалами становятся незаметные на обыденный взгляд коллекционеры ошибок.
Однажды в моем присутствии руководитель крупного холдинга сказал главному конструктору с мировым именем: «Аудиторы похожи на настройщиков роялей».
Но не прислушивайтесь: нам, простым смертным, не услышать музыку финансовых сфер.
Ирония профессии независимого бухгалтера-аудитора заключается в том, что игрок формирует действительность, в том числе, обратившись к документам, которые не имеют прямого отношения к бухгалтерскому учету.
Пора перестать удивляться тому, что аудитор требует справки о представительских расходах из «черной кассы», биографии сотрудников корпоративной службы безопасности или любопытствует относительно торговой марки офисного кондиционера и координат его поставщика.
Не для того аудитор изучает винтики из механизма внутреннего контроля за документацией заказчика, чтобы определить «узкие места» в чреве бюрократического агрегата.
Вовсе нет.
Во всех странах разные люди ошибаются почти одинаково.
Проза жизни такова, что, например, банковский аудит не завязан на интересы вкладчиков и кредиторов банка.
В России еще предстоит приложить значительные условия по обеспечению квалифицированным аудиторским обслуживанием межнациональных операций их клиентов
Ситуация обостряется тем, что постоянно нарастающие требования фискальных органов противоречат Кодексу профессиональной этики.
Доскональное изучение так называемых «узких мест» (в документации) необходимо для того, чтобы понять, куда можно через них попасть.
То ли, в криминал, то ли в многолетний судебный процесс.
Или в сферу интересов «черных рейдеров», мошенников, хакеров и т.п.
Словом, ту рабочую обслугу неправедного бизнеса, которая обязательно за собой приведет беспощадного Конкурента.
Так что же такое тот самый «аудит, от которого голова не болит»?
Это личное знакомство с лучшими в профессии.
Это доверие к человеку, на чью дружбу не приходится рассчитывать.
Это способность разговаривать на одном языке.
В алгоритме лично Вами совершенных, но, увы, не наблюдаемых ошибок.
Тех самых ошибок, сумма которых всегда будет более когорты аудиторов.
Если не верите, спросите в коридорах Арбитражного суда.
Аудиторы знают простую истину, согласно которой ошибка это уникальная информация, имеющая коммерческую ценность.
Из статьи «Аудит, от которого голова не болит» // Журнал «Житейские будни», сентябрь 2007, стр. 18.
Осенью все читают журнал «Житейские будни»!
Аудиторы знают простую истину, согласно которой ошибка это уникальная информация, имеющая коммерческую ценность. Когда спор хозяйствующих субъектов доводится до Арбитражного суда, это означает тот факт, что клиент не потратился на своевременное устранение ошибок. «Денежный мешок» поскупился, не заказал поэтапный аудит.
Тогда через голову Арбитражных судей аудитор вынужден доказывать заказчику, что обнаружение надзорным органом ошибки не равнозначно её исправлению.
В том смысле, что для фискальных инстанций «исправление ошибки» приравнивается к закрытию юридического лица. Поэтому законы рынка таковы, что для клиента будет лучше, если ошибку обнаружит аудитор. Если к границам запретного подступится специалист, связанный условиями контракта и Кодекса профессиональной этики, нежели спор вокруг ошибки станет предметом судебных разбирательств. Ибо суд это не то место, где знают цену ошибкам. Или любят их.
Для общения с заказчиком хорошему (лучшему) аудитору не нужна лексика отчетных документов и словесные конструкции из жаргонизмов. Иногда бывает достаточно сказать правду через сообщение «Фирме (банку) осталось жить три ошибки». Ворочая титаническими массивами информации, аудитор педантично высчитывает потенциальные риски. Он бросает взгляд на финансовую отчетность, просматривая ее насквозь. Он обязан предвидеть чужие просчеты. Он там, где есть малейший шанс для возникновения погрешности. Он погружается на дно «возможного». Он призван КАТАЛОГИЗИРОВАТЬ ошибки финансовой отчетности.
«Аудит, от которого голова не болит» // Журнал «Житейские будни», сентябрь 2007, стр. 18.
|