27 июня в Государственном Русском музее, в залах корпуса Бенуа, открылась выставка «Русская народная игрушка». Сотрудниками музея выставлено на обозрение посетителям 1.100 уникальных экспонатов.
В то время, когда магазинные прилавки завалены китайским ширпотребом, устроители выставки напоминают нам о многофункциональности народной игрушки. Издавна изделия русских мастеров двигались, катались, свистели, скрежетали, ухали и крякали. А многие до сих пор считают гукающего плюшевого медвежонка чуть ли не верхом совершенства. Поэтому экскурсия по залам корпуса Бенуа оборачивается своеобразным путешествием во времени.
Игрушки отчетливо разделяются по материалу. Народные мастера одинаково умело работали с деревом, гипсом, глиной, костью и соломой. Умелым рукам поддавались самые сложные сюжеты: от портрета одинокого человека или влюбленной пары до противоборства человека со зверем, пейзажа или изображения отряда сражающихся гусар.
Множество идей заложено в простой игрушке. Здесь рассказы о первой любви чередуются с уроками патриотизма. Сатирические выпады против нечистоплотных служителей церкви сменяются иллюстрациями Ветхого завета. Пока родители рассматривают игрушку-тарарушку, дети успевают обойти вокруг деревянного «чудо-юдо рыба-кита» с деревней на спине.
Мир детства не представить без страшилок. Единственной по-настоящему страшной игрушкой предстает монстр в исполнении Н. Дружинина из деревни Гринево. В этом многослойном образе талант самого известного мастера «каргопольской игрушки» достиг своей кульминации. Похожее на медведя фантастическое чудовище встало на задние лапы. На груди и животе нарисованы сложные круги. Черный цвет сменяется белыми и розовыми линиями на лапах и груди «страшилы».
Чудище прижимает к себе синюю птицу, а правую лапу с белой подкладкой вытянуло к зрителю. Игра цветом помогает мастеру вытравить из персонажа агрессивность, неуместную для детской игрушки. А розовые подушечки на задних лапах делают их похожими на собачьи...
Кстати, ни на одной из выставок не встречал такого обилия изображений собак и собачек. Солдат с собакой. Дама с собакой. Барыня с собакой. На редкость забавна гипсовая собака с красными глазами, красной пастью и огромными черными ушами.
В угнетающих черных тонах выполнен «Мальчик под деревом». Всмотревшись в игрушку, невольно начинаешь думать о том, что она послужила эскизом для... московского памятника Гоголю.
С тонким юмором выполнена силуэтная игрушка из деревни Курцево. Мужская и женская голова возвышаются над одним торсом. Спереди нижняя половина игрушки раскрашена женской юбкой. Создается ощущение, что молодой усатый красавец стоит за плечом у дамы. Но, когда обходишь стеклянный стенд, то видишь, что и со спины курцевская игрушка расписана под женскую одежду. То есть, мужчина как бы теряется в складках юбки.
Среди «Китайской мелочи», выложенной в предпоследнем зале, обращаешь внимание на фигурки животных, призывающих с ними поиграть. Шаржированное изображение «Горбуна» (конец XVIII века) выстроено по принципу «янь-инь», когда тяжелый горб плавно перетекает в массивное брюшко русского Гаргантюа. Из россыпи белых «Бирюлек» М. Перепелкина запоминается миниатюрный меч с изогнутой рукоятью.
В 1911 году В. Фалилеев выполнил серию «Русская игрушка». Мужские и женские фигурки установлены на пятачке с многоцветным срезом. Зеленый, красный, желтый и снова зеленый — такими слоями Фалилеев наделил недоступное глазу ядро Земли-матушки. На многих его игрушках основа поднимается вровень с фигуркой человека. Привычка персонажа облокачиваться на массивный и высокий обрубок дерева напоминает композиционные решения древнеримских статуй.
Посетителя, дошедшего до последнего стенда в последнем зале, ждет удивительная встреча с композицией «Пляшущие крестьянин и крестьянка» (середина XIX века). Крестьянин в темно-синей рубахе с красным поясом, закрывающим паховую область, упирается в зеленую траву каблуком черного сапога. Крестьянка стоит на животворной траве в желтых лаптях. Обе фигурки размещены на кусочке почвы, символизирующем плоский мир. Подбор цветов выявляет сложную картину мироздания. Самый нижний слой — черный, над ним коричневая полоска глинозема и зеленая трава.
Постоянные посетители выставок, устраиваемых Русским музеем, привыкли ценить малозаметные глазу детали. В этот раз мелочи обескураживают и огорчают. Например, металлическая бляшка с надписями «HAHN» и «FFM» отвлекает взгляд от бодрой лошадки, везущей двухосный дом в три окна. Между двумя иноязычными аббревиатурами нарисован красный петух. Вот такая «загадка» на стенде Гжели. Каким ветром занесло сюда коммерческую рекламу? То ли это благодарность спонсору, то ли знак фирмы, производящей зеленое сукно. На все расспросы музейные служители недоуменно пожимали плечами...
К недостаткам выставки следует отнести и сухую протокольную подачу столь выигрышного материала. Строгие стеклянные кубы контрастируют с нарочитой неправильностью народной игрушки. Квадратные шкафы и прямоугольные рамки скрывают естественные формы деревянного или гипсового артефакта. Например, два длинных ряда расписных матрешек выставлены... в стеклянном «гробу».
Из-за творческой беспомощности оформителей между традиционной русской игрушкой и посетителем образовалась огромная дистанция. Для ее преодоления требуется немалое волевое усилие. В музейных залах россиянин, воспитанный на резиновых крокодилах и пластмассовых автомобильчиках, уподобляется инопланетянину. Непонятно, как при оформлении такой сложной выставки можно было обойтись без обращения за советом к профессиональным художникам?
В итоге получилось, что русскую национальную самобытность загнали в какое-то ублюдочное подобие «евроремонта». На Западе рукотворную вещицу никто не выставит в стеклянном «сундуке» под «больничными» белыми стенами. Там, вслед за модой в автомобильном дизайне, и музейные стенды приобрели яйцевидную округлость. Прогресс же российского музейного дела сродни «достижениям» отечественных автопроизводителей...
От продажи роскошного тома выставочного каталога Русский музей наверняка получит немалую выручку. Многостраничный каталог с огромным количеством цветных репродукций вышел отдельными книгами на русском, английском и немецком языках. Хочется надеяться, что хотя бы часть заработанных средств будет направлена на обновление экспозиционной мебели.
Анатолий Юркин. "Русская игрушка в поисках народа". Лента ИА Росбалт, 03 июля 2002.
Вчера в залах корпуса Бенуа (канал Грибоедова, 2) открылась выставка "Русская народная игрушка". Сотрудниками Русского музея выставлено на обозрение 1.100 уникальных экспонатов. Удивительная страна детских иллюзий открыта для петербуржцев и гостей города.
В то время, когда магазинные прилавки завалены китайским ширпотребом, устроители выставки напоминают нам о многофункциональности народной игрушки. Издавна изделия русских мастеров двигались, катались, свистели, скрежетали, ухали и крякали. А мы до сих пор гукающего плюшевого медвежонка считаем "чудом современных технологий". Поэтому экскурсия по залам корпуса Бенуа оборачивается настоящим путешествием во времени.
Игрушки отчетливо разделяются по материалу. Народные мастера одинаково умело работали с деревом, гипсом, глиной, костью и соломой. Умелым рукам поддавались самые сложные сюжеты: от портрета одинокого человека или влюбленной пары до противоборства человека со зверем, пейзажа или изображения отряда сражающихся гусар. Не поддаются исчислению идеи, заложенные в простой игрушке. Здесь рассказы о первой любви чередуются с уроками патриотизма. Сатирические выпады против нечистоплотных служителей церкви сменяются иллюстрациями Ветхого завета. Пока родители рассматривают игрушку-тарарушку, дети успевают обойти вокруг деревянного "чудо-юдо рыба-кита" с деревней на спине.
Мир детства не представить без страшилок. Единственной по-настоящему черной и страшной игрушкой предстает монстр в исполнении Н. Дружинина из деревни Гринево. В этом многослойном образе талант самого известного мастера "каргопольской игрушки" достиг своей кульминации. Похожее на медведя фантастическое чудовище встало на задние лапы. На груди и животе нарисованы сложные круги. Черный цвет сменяется белым и розовым линиями на лапах и груди деревенского страшилы. Чудище прижимает к груди синюю птицу, а правую лапу с белой подкладкой вытянуло к зрителю. Игра цветом помогает мастеру вытравить из персонажа агрессивность, неуместную для детской игрушки. Розовые подушечки на задних лапах напоминают собачьи лапы. Кстати, о четвероногих друзьях. Ни на одной из выставок я не видел такого обилия изображений собак и собачек. Солдат с собакой. Дама с собакой. Барыня с собакой. На редкость забавна гипсовая собака с красными глазами, красной пастью и огромными черными ушами.
В угнетающих черных тонах выполнен "Мальчик под деревом". Всмотревшись в игрушку, невольно начинаешь думать о том, что она послужила эскизом для московского памятника Гоголю.
С тонким юмором выполнена силуэтная игрушка из деревни Курцево. Мужская и женская голова возвышаются над одним торсом. Спереди нижняя половина игрушки раскрашена женской юбкой. Создается ощущение, что молодой усатый красавец стоит за плечом у дамы. Но, когда обходишь стеклянный стенд, то видишь, что и со спины курцевская игрушка расписана под женскую одежду. То есть, мужчина как бы теряется в складках юбки. Одновременно парень есть, и его нет.
Среди "Китайской мелочи", выложенной в предпоследнем зале, обращаешь внимание на фигурки животных, призывающих с ними поиграть. Шаржированное изображение "Горбуна" (конец XVIII века) выстроено по принципу "янь-инь", когда тяжелый горб плавно перетекает в массивное брюшко русского Гаргантюа. Из россыпи белых "Бирюлек" М. Перепелкина запоминается миниатюрный меч с изогнутой рукоятью.
В 1911 году В. Фалилеев выполнил серию "Русская игрушка". Мужские и женские фигурки установлены на пятачке с многоцветным срезом. Зеленый, красный, желтый и снова зеленый - такими слоями Фалилеев наделил недоступное глазу ядро Земли-матушки. На многих игрушках основа у Фалилеева поднимается вровень с человеком. Привычка персонажа облокачиваться на массивный и высокий обрубок дерева напоминает композиционные решения древнеримских статуй.
Посетителя, дошедшего до последнего стенда в последнем зале, ждет удивительная встреча с композицией "Пляшущие крестьянин и крестьянка" (середина XIX века). Крестьянин в темно синей рубахе с красным поясом, закрывающим паховую область, упирается в зеленую траву каблуком черного сапога. Крестьянка стоит на животворной траве в желтых лаптях. Обе фигурки размещены на кусочке почвы, символизирующем плоский мир. Подбор цветов выявляет сложную картину мироздания. Самый нижний слой - черный, над ним коричневая полоска глинозема и зеленая трава. Трехслойное цветовое решение опоры для танцующих фигурок отсылает зрителя к мифопоэтическим корням русского фольклора.
На этом исчерпываются положительные эмоции. А что в осадке?
Постоянные посетители выставок, устраиваемых Русским музеем, привыкли ценить малозаметные глазу детали. В этот раз мелочи обескураживают и огорчают. Например, металлическая бляшка с надписями "HAHN" и "FFM" отвлекает взгляд от бодрой лошадки, везущей двухосный дом в три окна. Между двумя иноязычными аббревиатурами нарисован красный петух. Без всякого сомнения, логотип западной фирмы - самая большая загадка на стенде Гжели. Но каким ветром кусочек коммерческой рекламы занесло под стекло к сокровищам русской истории? То ли это благодарность спонсору, то ли знак фирмы, производящей зеленое сукно. На все мои расспросы музейные служители недоуменно пожимали плечами.
К недостаткам выставки следует отнести сухую протокольную подачу столь выигрышного материала. Строгие стеклянные кубы контрастируют с нарочитой неправильностью народной игрушки. Квадратные шкафы и прямоугольные рамки скрывают естественные формы деревянного или гипсового артефакта. Два длинных ряда из расписных матрешек выставлены в стеклянном гробу. Убогость прямоугольного стекла препятствует пониманию авторского замысла. Из-за творческой беспомощности оформителей между русской игрушкой и посетителем из народа образовалась огромная дистанция. Для ее преодоления требуется немалое волевое усилие. Получается, до нескольких световых лет музейщики увеличили разрыв между традиционной русской игрушкой и народом современной России. В музейных залах россиянин, воспитанный на резиновых крокодилах и пластмассовых автомобильчиках, уподобляется инопланетянину.
Непонятно, как при оформлении такой сложной выставки можно было обойтись без обращения за советом к профессиональным художникам? Чувствуется научный подход к народной игрушке. Но не удалось передать атмосферу детства, игровое начало и вообще "русский дух". В итоге получилось, что русскую национальную самобытность загнали в какое-то ублюдочное подобие евроремонта. На Западе рукотворную вещицу никто не выставит в стеклянном сундуке под больничными белыми стенами. В Европе, вслед за модой в автомобильном дизайне, музейные стенды приобрели яйцевидную округлость. Прогресс российского музейного дела сродни "достижениям" отечественных автопроизводителей...
От продажи роскошного тома выставочного каталога Русский музей получит немалую выручку. Ведь впервые в издательской практике ГРМ многостраничный каталог с огромным количеством цветных репродукций выходит отдельными книгами на русском, английском и немецком языках. Хочется надеяться, что хотя бы часть заработанной валюты будет направлена на обновление экспозиционной мебели.
Анатолий Юркин
Ссылки по теме на нашем сайте:
Интервью с директором музея
Кто угрожает русской живописи?
Анатолий Юркин. "Конопляный рай: миф или правда?" Газета "Новый Петербургъ", 9 ноября 2006, №807 (43), стр. 5.
"Пророчества и сенсации"
По самым оптимистичным прогноза на гонки «Формула-1» Россия выставит национальную команду не раньше 2004 года. В связи с этим понятен интерес ко всем секретам наиболее престижных состязаний по автомобильному спорту.
На рубеже веков возникла волна новых интриг, составляющих обязательную часть «Формула-1».
Брюс Макларен 1937—1970)
Родился в Новой Зеландии. В детстве преодолел тяжелую болезнь.
Ален Прост (1955)
Жиль Вильнёв (1950—1982)
Жак Вильнёв (1971)
Ральф Шумахер (1975)
Рубенс Баррикелло (1972)
Хайнц-Харальд Френтцен (1967)
Jordan Grand Prix основана в 1991 году ирландцем Эдди Джорданом и показала очень неплохие результаты: три победы, шесть стартов в первой линии и 11 подиумов только за последние три года.
Джанкарло Физикелла (1973)
Дэвид Култхард (1971)
Талантливые пилоты Дэвид Култхард и Мика Хаккинен из кожи вон лезут, чтобы выравнять положение West McLaren Mercedes, но в целом команда Рона Денниса в треском провалила 2001 год.
Эдди Эрвайн (Ирвайн) (1965)
Его спортивная карьера началась с первого места в чемпионате Ирландии по «Формуле Форд» (1983—1984).
Всегда на Руси народные мастера были предпринимателями