№761 (50) от 8 декабря 2005 года

Семенные войны

Семенные войны - главный конфликт эпохи, когда сбор, сохранение и эффективное использование генетических ресурсов растений становится фактором выживания наций и государств.

Семенные банки и фонды генетических ресурсов растений важнее финансовых спекуляций. Поэтому сверхприбыли, получаемые от реализации сырьевых ресурсов (нефти и газа), следовало бы направить на формирование континентальной программы биоразнообразия. Это понимают в Японии, где еще в 1988 году полностью роботизирована третья очередь национального генбанка, но не в пореформенной России, сугубо количеством "учеников и продолжателей дела Вавилова" безосновательно претендующей на место среди мировых модераторов агробиоразнообразия. В любом случае активная фаза семенных войн окажется неожиданностью для властей России, представленных офицерами тайной полиции и сторонниками сырьевого бюджета.

Торговые и научные войны за семена - это закономерный процесс борьбы постиндустриальных стран за производством продуктов питания в условиях неуклонно сокращающихся посевных площадей. Самодостаточность государства, страны и нации в продуктах питания и биологическом сырье становится начальным условием обсуждения места игрока в международном разделении труда. Глобализация определила ситуацию, при которой жизнеобеспечением страны и народа можно управлять через смену или истощение биологических ресурсов местности. Мобилизация растительного многообразия – условие для расширения генетической базы и завоевания рынков сбыта продукции. Как и всякая мобилизация, мобилизация российской гермоплазмы растений не равнозначна победе в семенных войнах, но была бы способна отдалить явное фиаско российской государственности.

Сегодня транснациональные корпорации лихорадочно ищут или конструируют прообраз такого товара, который обеспечит прямое влияние на биологическую среду потребителя. О настоящих нанотехнологиях появится повод заговорить тогда, когда в промышленных условиях зерно снабдят микрочипом. Рисинка с микрочипом – не фантазия, а реальность завтрашнего дня. После чего вслед за кратким периодом проживания в информационном обществе человечество вступит в никем не прогнозируемую эпоху монопольных биотехнологий. Самый активный пользователь Интернета или владелец дорогого компьютера по старинке тратят бесценное время на твердую пищу. Кем, для кого и как выращиваются глобализированные продукты питания? Какие непредсказуемые формы примет технический прогресс на рынке семян? По чьей воле?

У экспертов нет сомнений в одном, семенной рынок растет, ищет новые ниши и монополизируется. По различным данным, годовой товарооборот мирового семенного рынка колеблется от 20 и до 40 млрд долларов. Ровно 15 лет тому назад, по открытым источникам, его размер не превышал 12 млрд долларов. Есть аксиома, согласно которой от использования максимального разнообразия генов каждого рода и вида только при выращивании кукурузы и сои частные компании США получают ежегодную прибыль в размере не менее 50% от объема товарооборота мирового семенного рынка. Можно догадаться о том, откуда Cargill черпает финансовые ресурсы для поглощения мелких компаний с целью перегруппировки бизнеса перед приходом в Россию. Увы, незваных гостей ждем со дня на день.

Вступление России в ВТО при общем ослаблении академической науки и недостаточном финансировании селекционеров приведет к агрессивному вторжению иностранных компаний. Иноязычный фермер и ученый будут нацелены на полный контроль национального рынка сбыта сельскохозяйственной продукции. Настоящей Сталинградской битвой обещает стать бой за русские семена. Неслучайно много лет назад журнал финансовой элиты мира "Уолл Стрит Джорнэл" признал семенные войны более важными по сравнению с гонкой вооружений и борьбой за космос.

Традиция вредит. Нет иного объяснения тому, как бедная в смысле биологического разнообразия Северная Америка стала диктовать условия мобилизации мировых растительных ресурсов и использования в национальных интересах регулируемого повышения продуктивности сельскохозяйственных культур. В XXI веке мировая коллекция растительных ресурсов России в объеме 300 тыс. образцов лежит мертвым грузом. Более того, семена в бумажных конвертах на Исаакиевской площади вручную (?!) перекладываемые каждые 5 лет ежегодно обесцениваются на фоне постоянно растущей китайской коллекции более чем в полмиллиона образцов. И это при том, что к 1976 году китайское семеноводство уничтожили на академическом уровне, а сбор новой коллекции начинался с бюрократических заминок по правительственным указам 1979 года. Парадокс в том, что Китай пошел по пути Северной Америки и в следующем десятилетии обещает добиться сходных результатов. В каком-то смысле, можно сказать, что Китай стартовал в новый век и обезопасил национальный рынок продовольствия только потому, что в стратегическом плане развивался курсом прямо противоположным вавиловскому вектору.

Сегодня неконкурентоспособная в массовом производстве гибридных семян Россия остается костью в горле у биотехнологических и селекционных компаний, которые привыкли выигрывать семенные войны. Поэтому агрохимические гиганты легко растерзают российский семенной рынок. Членство России в ВТО открывает семеноводческий бизнес Отечества крупным фирмам Западной Европы и США. Это обещает произойти в тот исторический момент, когда агробиоразнообразие стало структурообразующим элементом геополитики. Готова ли Россия, как член ВТО, к семенным войнам? В отличие от США и Китая Россия не самодостаточна по производству продуктов питания. В отличие от Афганистана и Японии Россия не самодостаточна по зародышевой плазме культурных растений. Нет никаких внятных объяснений тому факту, что наперекор мировой практике в России гермоплазма растений оторвана от соответствующих коллекций микроорганизмов и животных. Поэтому Россия отстает от лидеров генной инженерии и от основных поставщиков биотехнологий. Как могло получиться, что накануне решающей битвы страна и нация оказались в окопах семенных войн без оборонительного оружия и с "пятой колонной" в тылу?

После создания компьютера потребовался кардинальный пересмотр заложенных Николаем Ивановичем Вавиловым (1887-1943) представлений о биологических основах селекции и его же учение о центрах происхождения культурных растений. Буквально, после первых математических публикаций 1942 года. Еще в конце 1940-х годов вавиловские постулаты должны были пройти полную ревизию в свете достижений кибернетики и новых информационных теорий, но этого не произошло. Академически беспомощные, безынициативные и теоретически несостоятельные российские селекционеры закономерно оказались на обочине развития прогресса. Например, они не в силах озадачиться прямой зависимостью проблемы национального семеноводства от расовой теории. Декларируя верность учению и методам Н. И. Вавилова, кстати, не понятым, не взятым на вооружение и попросту не замеченными лидерами мирового семеноводства (Д. Харлан, J.R.Harlan), в реальности специалисты России содействовали истощению и уничтожению видового и внутривидового разнообразия растений.

В советской реальности ошибки Вавилова были оформлены академическим иконостасом. Очевидно, что Минусинская котловина (Алтай с Монголией), Кавказ (с Прикаспием) и Югославия (с Албанией) – древнейшие на планете центры развития растений, функционирование которых ввело в заблуждение любителя дальних поездок Вавилова относительно "древностей" Китая и Малой Азии. Восторгаясь биоразнообразием Монголии, Вавилов был близок к пересмотру собственных взглядов конца 1920—годов. Как это не прискорбно признавать, но сегодня доктрина Вавилова работает на интересы Китая, Ирана и Израиля, а не на пользу русской цивилизации.

Прогрессивное для первой половины XX века и на много лет опередившее свое время учение Вавилова оказалось омертвляющей догмой для российских селекционеров. Вместо селекционной работы дело всякий раз ограничивалось поправкой к агрономическим правилам. Ни при социализме, ни при капитализме российский генбанк не растет темпами, сравнимыми с ростом коллекции института-куратора в КНР за последние двадцать лет. Год за годом пожиная методологические плоды вавиловских догм, отечественные селекционеры не смогли "воспитать" отечественную компанию масштаба "Дю Понт".

Утрата агробиоразнообразия Евразии - обязательное условие Нового Средневековья. И Россия в него втягивается через мышиную возню схоластов, догматиков и мракобесов от науки. Сегодня российские селекционеры несут ответственность за общую ситуацию с культурными растениями. Их академическая вина за Россию как не состоявшуюся семенную империю планеты обещает обернуться бедой для русского народа и проблемой всего человечества.

Источник: газета "Новый Петербургъ",
Дата: №761 (50) от 8 декабря 2005 года (08.12.2005), стр. 8
Жанр: проблемная статья
Сайт: polygamist.narod.ru/0700/0761.htm
Автор: Анатолий Юркин (Anatoly Borisovich Jurkin)
Перепечатка: газета "Пророчества и сенсации"
Рубрика: передовица

Кто убивает ВИР Вавилова?

Анти-Дарвин

Этот текст в Рунете

(c) 2005 Анатолий Юркин Все права защищены.

Семенные войны-2

Страховщики посмеялись над страхователями

Сентябрь ознаменовался рядом масс-медийных мероприятий, страховщиками и финансистами проведенных, словно в состязательном азарте.

Сперва агентство по связям со СМИ и PR в области страхования Shadursky Promotion провело в Гранд Отеле Европа круглый стол "Кадровый дефицит ведет страховой рынок к банкротству. Может ли ситуация привести к дефолту выплат, как по медицинскому полису ОМС, так и по ОСАГО?". Затем в гостинице "Новотель" состоялась конференция "Современное состояние рынка страхования в России в 2007". Попытки финансистов, страховщиков, аудиторов и специалистов из управляющих компаний прийти в себя после весны-лета 2007 года были зафиксированы на IV Санкт-Петербургской выставке "Финансовые услуги для населения", которая с 21 по 23 сентября в Мраморном зале Российского Этнографического Музея раскинулась информационным морем. Что бы значила информационная активность отечественных страховщиков накануне прихода в страну иностранных компаний, лидеров мирового рынка?

Я всегда думал, что страховщики лишены чувства юмора. Тот меня поймет, кто вчитывался в букву хотя бы одного договора страхования, который всегда суть соглашение между Страхователем и Страховщиком. Какого же было мое удивление, когда 17 сентября в зале "Горький" Гранд Отеля Европа развелся устойчивый миф о серьезности страховщиков!

"Культура обслуживания в петербуржских страховых компаниях остается недопустимо низкой", - вслух признал кандидат технических наук, заместитель заведующего кафедрой кафедры страхования СПбГУ Игорь Фомин в рамках круглого стола "Кадровый дефицит ведет страховой рынок к банкротству. Может ли ситуация привести к дефолту выплат, как по медицинскому полису ОМС, так и по ОСАГО?", прошедшего на первом этаже Гранд Отеля Европа. Он уточнил, что на Западе ситуацию с общим потоком денежных средств контролируют страховые компании. За рубежом коммерческим банкам отведена скромная роль. В России за последние годы сложилась прямо противоположная ситуация. Поэтому лучшие выпускники вузов учатся "на банкиров", и уходят работать в банки.

Далее Игорь Фомин раскрыл карты, ранее неизвестные армии страхователей. Оказывается, страховым компаниям достаются не лучшие специалисты. Например, прием в вузах осуществляется тех, кто не добрал баллы специальности "кредит" и "финансы". Как буквально выразился Игорь Фомин, в петербуржских вузах было не менее двух выпусков специалистов, "за которых нам до сих пор стыдно". Признаюсь, на этом месте я истерически рассмеялся. Дело в том, что несколько лет когда все страховые инновации только вводились в России я работал в одном известном информационном агентстве. Я был на всех крупных информационных мероприятиях, посвященных "революции страхования". Я не забыл ни одного обещания, которые они нам давали перед тем, как выкрутить руки.

Что касается положением дел на практике, то "российские брокеры это не представители интересов страхователя, а страховые агенты". Про страховых агентов у участников круглого стола нашлись только плохие слова. Ибо непрофессионализм страховых агентов "портит бизнес серьезным фирмам". Бурная деятельность страховых агентов подрывает доверие потенциального клиента вообще к рынку страхования.

По мнению Игоря Фомина ситуация исправится после вступления России в ВТО. Игорь Фомин полагает, что со вступлением России в ВТО "будет позитив для страхователей, для потребителей". Улучшения наступят из-за обострения конкурентной борьбы за клиента. Игорь Фомин подчеркнул, что культура обслуживания петербуржских страховщиков остается низкой потому, что в городских фирмах не ценят актуариев. То есть, математиков, занимающихся подсчетом рисков, премий и т.п. Среди 200 выпускников кафедры было всего лишь 15 актуариев.

Развитие страхового рынка в целом значительно тормозит то, что в общероссийском классификаторе профессий нет такой профессии – "страховщик". «Такая специальность – «страхование» – отсутствует как таковая, ее отменили 2 года назад. Соответственно и специализации такой у нас нет. В дипломе никакой финансовый вуз не имеет права указывать такую специализацию, разве что специальность «финансы и кредит», - сказал в сердцах Игорь Фомин, поглядывая на прохожих за окном зала "Горьковский" с такой страстностью, будто был готов выбежать на улицу и соблазнять должностным окладом любого человека со студенческой внешностью. В завершении круглого стола Игорь Фомин обратился к депутатам городского парламента с просьбой принять законопроект или в иной форме обратиться в Госдуму с требованием внести позицию "страховщик" в перечень специальностей, которым можно обучится в вузовской системе. Разве это не юмор? Они заработали миллиарды рублей на невежестве россиян, а сегодня в Отечестве нет обучения по специальности "страховщик"! Это смешно. Но впереди всех ожидал фейерверк корпоративного остроумия.

Директор СПб филиала Первой страховой компании Валентин Смышляев продемонстрировал образец откровености, который не попадет на полосы деловой прессы. Так как по окончании мероприятия, организованного агентством по связям со СМИ и PR в области страхования Shadursky Promotion, вроде бы не предполагался фуршет, то рыцари деловой журналистики предусмотрительно отправились на иные бутербродные пажити. А зря. Валентин Смышляев сказал простую вещь, о которой ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ПОСТОЯННЫЕ ЧИТАТЕЛИ НАШЕЙ РУБРИКИ: «Вся глобальная работа филиалов страховых компаний, как и банков, по управлению финансами, связанная с применением всех знаний – актуарных, инвестиционных, аналитических, оценки рисков, – производится в Москве. Питерскому или любому другому филиалу Москва посчитала все тарифы, все риски, дала разработанные, готовые правила, ответила на все юридические вопросы, – таким образом отпадает сама потребность в качественном специалисте в регионе. С другой стороны, удовлетворить амбиции обладателя высшего образования ФИНЭКа, СПбГУ я как руководитель питерского филиала не могу. А ведь он хочет, чтобы ему дали хорошую должность, чрезмерно большую зарплату и позволили заниматься тем, чего у меня в компании нет».

"Петербург имеет шансы стать столицей российского страхования", - об этом в эксклюзивном интервью сообщил мне депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, заместитель председателя Комиссии по образованию, культуре и науке Владимир Дмитриев после круглого стола "Кадровый дефицит ведет страховой рынок к банкротству..." Он уточнил, что "петербуржские страховые компании должны работать над имиджем" фирмы и города. Напомним, что в Петербурге действуют не менее 80 филиалов крупнейших страховых фирм. Из них всего-навсего 15 крупных компаний имеют штаб-квартиры в Петербурге.

Владимир Дмитриев подчеркнул, что ОСАГО и ОМС "обрушились" на россиян, которых следовало бы заранее "идеологически подготовить". Вместе с тем еще не поздно "исправить предкризисную ситуацию с помощью пиар-технологий". Не все российские страхователи рассмеются этой депутатской шутке, но я её засчитал. Владимир Дмитриев был категоричен в том, что впервые за 15 лет экономических реформ "у значительной части жителей Петербурга появилось имущество, возникла необходимость кое-что подстраховать". В итоге петербуржцы вышли на рынок страховых услуг, далекий от "цивилизованных норм". Отвечая на мои вопросы, Владимир Дмитриев выразил готовность с помощью жизненно важных законопроектов "закрыть пробелы отечественного страхования". Владимир Дмитриев был неотразимо напорист в законодательном желании обратиться с инициативой в Госдуму по поводу внесения изменений в закон о высшем образовании. «Ниша есть, люди работают, структура создана, а в перечне профессий, предлагаемых для обучения, такой профессии нет! Этот нонсенс надо исправить», - с искренностью гоголевского персонажа не переставал удивляться Владимир Дмитриев закулисным тайнам страхового дела. ЗАКС будет последовательно защищать интересы петербуржских страховщиков и страхователей, сказал Владимир Дмитриев в завершении интервью.

Отсмеявшись, я задумался. Страховщики снова поиздевались над страхователями. Страховщики снова заняли позицию над страхователями. Осталось ждать того момента, когда Россия вступит в ВТО. К знакомому сытому смеху из утробы отечественного страхового чудища, поглотившего миллиарды рублей, присоединится иностранный смешок. Можно ли застраховать мое нежелание верить страховщикам? Родным или заезжим, не важно. Борис Кубрин

20 сентября 2007 года репортаж Страховщики посмеялись над страхователями опубликован в "НПъ" в № 39 (№853).

На форуме PROEstate около 1050 делегатов провели деловые переговоры и приняли участие в 27 мероприятиях. Это были конференции и пленарные заседания, work-shops, на которых зарубежные и российские практики и эксперты рассмотрели проблемы строительства подземных объектов и высотных зданий