Анатолий Юркин

Умная блондинка Кэйт Хадсон

(Эстетика ошибок про Кэйт Хадсон)

"Брехня!"
Из фильма "Как отделаться от парня за 10 дней"

Золотая парочка

Наряду с компьютером и средствами связи на протяжении последних десятилетий кино выступает эффективным инструментом глобализации. Поверх океанских границ и языковых барьеров мировой кинозритель живет единым организмом. В качестве примера уместно привести резонансную новость о восстановлении актерского тандема "Кейт Хадсон и Мэтью МакКонохи".

Продюсеры обещают, что через два года состоится премьера фильма "Золото дураков" (Fool's Gold, 2008). Невзирая на столь длительный период ожиданий, можно предположить, что "Золото дураков" снимается не только для фанатов обоих актеров. Фильм, если и не вызовет восторгов у критиков, то наверняка окупится и принесет многомиллионный доход. Откуда такая уверенность у воротил кинобизнеса? Откуда маркетинговая способность угадать потребности массы и предсказать реакцию простых зрителей?

Любая фотография американской киноартистки Кейт Хадсон (Kate Hudson, 1979) могла бы украсить книжную обложку нового переиздания великой монографии Ричарда Грейвза "Белая богиня" (1947). Пока сценаристы и режиссеры не сделали из Кейт Хадсон белую богиню Голливуда. Но во всем мире зрители относятся к любимице как к идолу, достойному ежегодных денежных жертвоприношений. Только в 2003 году на киноэкраны вышло четыре фильма с участием неординарной актрисы. В том году зритель увидел Кейт Хадсон в военном блокбастере "Четыре пера", фильме Le Divorce и в костюмной драме "Алекс и Эмма", в которой ею сыграно сразу пять разновозрастных и разноплановых персонажей.

Гламурная журналистка

Еще важнее, что в 2003 на экранах мира демонстрировалась романтическая комедия "Как отделаться от парня за 10 дней", с непривычной резкостью обнажившая тупики гендерного лабиринта, в котором безнадёжно заплутали "слабый" и "сильный" пол. Унаследовав от всемирно известной матери (актрисы Голди Хоун) стандартный набор жестов "жеманной блондинки", в фильме "Как отделаться от парня за 10 дней" Кэйт Хадсон создала едва ли не икону современного феминизма.

Мы никогда не узнаем, чего добивались, чего хотели создатели фильма? То ли посмеялись над стереотипами любовных комедий, то ли сделали комплиментарную рамку для набравшего физическую форму Мэтью МакКонохи? Никто не ожидал прорывов в запредельность от огромного коллектива, в котором всем, - если верить финальным титрам, - заправляли "вторые менеджеры" и "помощники менеджера". В любом случае, получилась незаурядная комедия ошибок. Произведение искусства, в котором от эпизода к эпизоду арсенал авторов фильма пополнялся благодаря популяризаторскому и хорошо законспирированному ироничному пересказу основных теорий современного феминизма. Визуальный ряд "Как отделаться от парня за 10 дней" позволяет увидеть в киноленте хрестоматию современной феминологии.

Запоминающиеся реплики и уморительные жесты журналистки Энди Андерсон (Andie Anderson) стали классикой комедийного кинематографа. Игра по системе Станиславского позволила актрисе революционизировать комедийную роль. Из капризной и упрямой блондинки молодой талант сделал выдающегося персонажа, чей внутренний мир позволял самые различные трактовки.

Интеллект сексапильной блондинки - художественная валюта современного Голливуда.

Энди Андерсон - инициатор гендерного (то есть, по половым признакам) противостояния. Беспринципный мастер по расстановке сексуальных ловушек. Неподготовленному зрителю героиня фильма казалась далекой от теоретических баталий внутри феминизма. А что в реальности? Жестокосердная журналистка в исполнении "оскароносной" Кейт Хадсон - феминистка, научившаяся выживать и побеждать вопреки "девятому валу" патриархата. Комедию можно сравнить с шекспировской пьесой "Укрощение строптивой" потому, что киношная интрига выстроена на том, что Бенджамин Барри оказался равноправным оппонентом "хитрой, как лиса" Энди Андерсон.

Что пересматривать?

После итогового пересмотра фильма "Как отделаться от парня за 10 дней" надо быть готовым к тому, что в 2008 году на премьере "Золота дураков" нашему современнику предложат информационный продукт из жанра "комедия ошибок". С тем обязательным уточнением, что ошибки понимания совершит не комедийный персонаж на экране, но - зритель в зале.

В наше время дебильным ТВ и гламурной прессой насаждается тема трансвестизма. А кино последних лет демонстрирует нездоровую зацикленность на половых проблемах: "Законы привлекательности", "Невыносимая жестокость", "Близость", "Матадор", "Альф" и др. Фактически Голливуд наконец-то признался в том, что, десятилетиями эксплуатируя внешность красивых людей, ничего не сделал для разрешения конфликта между взрослыми мужчинами и женщинами. В худшем смысле этого слова не "отстают" и отечественные киношники. С чужого голоса местечковые эпигоны плохого кадра утверждают, что "Мне не больно". Или бессвязно повествуют о сексуальных метаниях запутавшейся души - "Богиня. Как я полюбила". И весь этот малоприятный на вид региональный "соус", приготовленный по рецептам заморской аморальности, подается в контексте аморальных разоблачений из "Дневника его жены".

На этом безысходном фоне в России и Петербурге в розничной продаже отмечен рост продаж видеокассет и DVD с фильмом "Как отделаться от парня за 10 дней". Комедийный пустячок функционирует прогрессивным феноменом с остро выраженными социальными проблемами больного общества. В Отечестве отрицательные отзывы о фильме (Р.Литвинова и др.) спровоцированы контрастом между дамскими заботами жительницы Нью-Йорка Энди Андерсон, готовой "принести мир народам Таджикистана" и нашей российской действительностью, про которую впору снимать шпионский триллер под названием "Как за 6 лет избавиться от независимой журналистики".

В разговоре о гендерной природе эмоций нельзя не возмутиться ложными надеждами на венецианскую премьеру отечественного фильма "Эйфория". Грубо сделанная лента Ивана Вырыпаева продолжает чудовищную региональную традицию, сформированную от русофобского "Луна-парка" про драчливых таксистов, деревенски-грубиянской "Любви" про шоферов и похотливых продавщиц и до звягиновского погребального "Возвращения" про мертвецов. В очередной раз российское кино натужно пыталось заинтересовать мировую общественность сюжетом "про любовь", далеким от традиционно русского уклада жизни. Но никто из европейских зрителей не стал имитировать эйфорию при знакомстве с психологическим невежеством, изломанными человеческими судьбами и дикими необузданными людьми, вписанными в деструктивную обстановку постперестроечного варварства. До каких пор никем не покупаемая "русская любовь" будет ассоциироваться с социальной агрессией и разбалансированностью сексуально озабоченных индивидов?

Умное произведение тем и замечательно, что наводит на мысли, не предусмотренные продюсерами и прокатчиками. В, не ставшем блокбастером, триллере "Ключ от всех дверей" (the Skeleton Key, 2005) в слабостях белокожей женщины материализовался утраченный американский Юг. В целом в фильмах с Кейт Хадсон важны не сексуальные битвы, но протест против представления о женщине, как частной собственности мужчины. В конце концов, садовник в "Ключе от всех дверей" оказывается мужчиной, которому приходилось противостоять, полагаясь на креативный потенциал женской интуиции и интеллекта. Формально никакой особой злободневности не наблюдалось, ни в комедии "Как отделаться от парня за 10 дней", ни в ландшафтном ужастике "Ключ от всех дверей". Но потребности общества и реалии времени выдвигают фильмы с Кейт Хадсон под софиты гендерной критики.

Феминистская бомба

В самом названии комедии "Как отделаться от парня за 10 дней" был заложен незамысловатый тезис: влюбчивая женщина - генератор непоправимых ошибок. Три года спустя нельзя не признать, что авантюрный сюжет фильма "Как отделаться от парня за 10 дней" пропагандировал гендерное равенство полов, словно самой цивилизацией разведенных по разные стороны баррикады. Просмотр этого ни в чем за три года не устаревшего фильма можно приравнять к многодневной работе с научными публикациями, содержащими ключевые слова "феминизм" и "гендер".

А умеем ли мы смотреть кино? Например, способен ли носитель "мужского шовинизма" разобраться в хитросплетениях женской иронии и феминистского сарказма? Это не праздный и не странный вопрос в свете того, что мировое искусство феминизируется без альтернативы. Не исключено, что в названии фильма "Золото дураков" кроется женская издевка над массовым зрителем, по мнению феминисток, находящимся во власти маскулинного мировоззрения и патриархальных представлений о природе художественного образа. Кто знает, не пришло время пересмотреть гендерное кино последних лет с точки зрения теории заговора?

С середины 1970-х годов феминистки прибедняются и жалуются на засилье мужчин. Но в случае с гуманитарными дисциплинами и искусствоведческой критикой следует признать, что в российской вузовской науке и в печати лидируют агрессивно настроенные критикессы, специализирующиеся на кинематографе, телевидении, театре и пр. Те самые насквозь прокуренные "синие чулки", которым очень не понравился фильм "Как отделаться от парня за 10 дней". Если "гендерная история" - это научное направление, сравнительно недавно сформировавшееся на пересечении гендерной теории и историографии, то почему до сих пор нет гендерной кинокритики? Таких рецензий и обзоров, в которых нам бы внятно объяснили, что многие, казалось бы, хорошо известные киноленты остаются информационными бомбами замедленного действия.

Как за полтора часа разделались с патриархатом

Комедийный персонаж Мэтью МакКонохи - ветеран гендерных сражений и бывалый солдат сексуальных битв.

Канцелярские девушки стайкой собирались под офисными окнами, когда в служебном кабинете молодой атлет одевал свежую сорочку. Уподобляясь придворным, одевающим самолюбивого короля, друзья и коллеги не оспаривали статус вожака, доставшийся Бенджамину Барри благодаря достижениям в работе. Одержав десятки побед на личном фронте, холостяк никого не допускал в квартиру, никого не знакомил с родителями и никому не позволял покуситься на традиционные мальчишники с сигарами и картами. Всё изменилось с появлением в жизни Бенджамина Барри блондинистой выскочки Энди Андерсон. С неподдельным азартом Кейт Хадсон и Мэтью МакКонохи увлеклись изображением различий и сходства в поведении женщин и мужчин. Хотя сюжет фильма вырастал из конфронтации полов, но редкий зритель отметил тот факт, что оба актера играли бездетных и безнадежно одиноких людей. Ибо личное обаяние исполнителей главных ролей и типичные для американского кино грубоватые шутки успешно отвлекли внимание зрителей от дарвиновской философии, когда противостояние персонажей основано на принципе "выживает сильнейший".

Из-за склонности главных персонажей к тотальной лжи создатели фильма достигли тождество разнополых характеров и поставили знак равенства между карьеристами. В этом смысле фильм "Как отделаться от парня за 10 дней" повторил аморальные "находки" драмы "Свадьба лучшего друга" (My best friend's wedding, 1997) с Джулией Робертс и Рупертом Эверетом. Наблюдение за гендерным противостоянием неугомонной журналистки с рекламным агентом Бенджамином Барри вполне заменило массовому зрителю приобщение к толстым томам на тему "Социологические исследования феминизма". От рекламы спортивных снаряжений и пива персонаж Мэтью МакКонохи пытается перейти к работе на рынке алмазов и драгоценностей. Но феминистки-лесбиянки ("тигрицы, леди") становятся на пути у мужчины, имеющего репутацию офисного любимца. Отныне герою приходится вести борьбу на два фронта. Карьерные проблемы утяжелили любовный треугольник "он", "она" и "любовь на спор". Актер Мэтью МакКонохи и его спортивного вида персонаж - нормативный образ маскулинности (мужественности). Эротическая битва титанов психологии общения (журналистка и рекламист!) началась со знакомства в людном месте, но далее протекала в пространстве частной жизни двух закоренелых эгоистов. О том, насколько всё серьезно, свидетельствовала реплика охранника из фильма "Как отделаться от парня за 10 дней": "Сперва отдайте колье, а потом убивайте друг друга".

Успех был не случаен. Фильм не просто доставил удовольствие массовому зрителю. Изюминка комедии в том, что, ограничившись изображением фасадной части якобы преуспевающего западного общества, создатели фильма восстановили локальный бой местного значения на фронте так называемой "войны полов". Кинолента о споре двух карьеристов драматически отзеркалила концепцию гендерного равенства. Игровое восприятие различий женщин и мужчин в феминизме реализовалось через сочувствие к молодым людям, созданным друг для друга, но разделенным по профессиям. Сценаристы и режиссер взглянули на равенство полов через сатирическое изображение "перегибов" в феминизме. Кинематографисты воспользовались социально-философским анализом. В феномене феминизма они узрели главную "болячку" западноевропейской цивилизации.

Энергетика актерского дуэта вытолкнула фильм "Как отделаться от парня за 10 дней" где-то на второе место после "Тутси", любимой комедии для массовой аудитории всех времен и народов. Комедийный шедевр Сидни Поллака из начала 1980-х годов упомянут вовсе не случайно. Кейт Хадсон и Мэтью МакКонохи обречены разрабатывать "золотую жилу", открытую тандемом "Дастин Хофманн и Джессика Ланж". По самым различным опросам, подтверждаемым розничными продавцами, после лидирующего положения комедии "Тутси" фильм "Как отделаться от парня за 10 дней" обладает наибольшим числом повторных, тройных и прочих пересмотров.

До сегодняшнего дня "Как отделаться от парня за 10 дней" остается лучшим фильмом с участием Кэйт Хадсон.

Голливудская Катюша

Когда в кинематографе удается сделать больше задуманного, тогда среди профессионалов возникают споры и начинается ажиотаж у зрителей. Это типичная картина для крупнобюджетных проектов с участием Кэйт Хадсон. От драмы "Почти знаменит" (2000) и до непривычной для русского зрителя киноновинки "Он, я и его друзья" (2006).

В большом и дорогом кино Кейт Хадсон дебютировала в фильме "Голубая пустыня" (1998) через год после окончания драматической школы "Crossroads" (Санта-Моника) в 1997 году. После участия в первом заметном фильме "200 сигарет" (1999) Кэйт Хадсон осыпали наградами за роль Пенни Лейн в фильме Кэмерона Кроу "Почти знаменит" (2000). Ее единодушно назвали "лучшей актрисой второго плана" и вручили "Золотой глобус". Та же роль обеспечила актрисе премию "Оскар" за лучшую роль второго плана. После чего, надо полагать, умолкли недоброжелатели, намекавшие на "звездное происхождение" падчерицы Курта Рассела.

Неудача с фильмом "Модная мамочка" (2004) типична для Голливуда, чьи "золотые львицы" лишь осваивают моду на чадолюбие. Часто забегавшая вперед, в 2004 году Кэйт Хадсон отстала от кинематографического сообщества. Почему? В многочисленных интервью актриса любит напомнить о том, что для Голливуда она остается "исключением из правил". Например, в 21 год вышла замуж за солиста группы Black Crowes Криса Робинсона, который много курит и пьет чёрный кофе. Вероятно, семейной жизни с музыкантом-кофеманом недостаточно для создания материнского образа...

За последние несколько десятилетий феминизм настолько окреп, что сегодня заставляет считаться с собой как с наиболее значительной постфрейдовской социально-психологической теорией. В современном кинематографе изображены различные направления феминизма. Меньше всего лидеры феминизированного кинематографа достигли успехов в комедийном жанре. Шутливый романтизм "Как отделаться от парня за 10 дней" останется востребованным до тех пор, пока в нашем обществе не будут поставлены и к обоюдному согласию не решены проблемы гендерной идентичности. А где смотрят "Как отделаться от парня за 10 дней", там помнят Кейт Хадсон. И наоборот.

Сегодня Кейт Хадсон находится на пике творческой карьеры. Актриса востребована в проектах завтрашнего дня и снимается в нескольких фильмах. Ожидаемые премьеры в 2007 и 2008 годах станут заметными светскими мероприятиями. А это значит, что в искусстве продолжается "война полов" и образ "умной блондинки" остается оружием победителя.

Анатолий Юркин


Hosted by uCoz