851   841   815   813   805   803   801   799   798   792   785   777   772   765   632   623   622   606   605

Кассовый ребенок
Дакота Фанинг

Дети - это ценность, которой дорожат представители всех цивилизаций, стран, народов, наций и групп. Как бы это не коробило русский слух, но красивый ребенок всегда имел высокую товарную стоимость.

Нет времени места для доказательства тезиса о том, что именно кино с детьми вобрало в себя лучшие русские традиции драматического искусства. Но столь странную мысль достаточно пояснить тем, что костюмированная комедия "Кот в шляпе" (2003) с Майком Майерсом образцово воплотила "вахтанговщину". Представьте себе детскую актрису, которая начинала кинокарьеру с "вахтанговщины", но через два-три года оказалась способна играть "по Станиславскому" в современной драме с шекспировским сюжетом. Имя этой голливудской звезды - Дакота Фанинг. Критики единодушно отмечают способность несовершеннолетней актрисы играть на равных с такими мировыми звездами, как Шон Пенн, Мишель Пфайффер, Майк Майерс, Бриттани Мерфи, Хезер Локлир, Курт Рассел, Крис Кристофферсон, Дэнзел Вашингтон, Том Круз, Кристофер Уокен, Элизабет Шу, Роберт де Ниро и др.

Кино - работа для талантливого ребенка. Взрослое трудолюбие Дакоты Фанинг, многими воспринимается коммерческой "востребованностью" детского типажа: глазастого и худенького существа, нуждающегося в защите. Частота появления на экране в новинках - маркетинговый элемент созданного образа. Дакота Фанинг не просто киношный вундеркинд. Ее лучистая улыбка - это часть масштабной операции по реабилитации Голливуда, заметно сдающего позиции под натиском азиатского кинематографа. Не от сытой жизни фитцджеральдовские "последние киномагнаты" США эксплуатируют детей. Ребенок со светлыми волосами и синими глазами-блюдцами остается едва ли не главным финансовым конкурентом китайской державности ("Клятва" и т.д.) и всем прочим вызовам нового века (компьютерные спецэффекты и т.п.).

Дакота Фанинг - новая персонификация американской мечты. На этот раз юный возраст должен внушить зрителю оптимизм и уверенность в завтрашнем дне американской цивилизации. Без Дакоты Фанинг крайне неудачную спилберговскую экранизацию "Войну миров" (2005) постигла бы в России катастрофа. Но мужественный детский персонаж, обученный отцом-докером защищать "небольшое пространство безопасности", выправил ситуацию для зрителей той страны, где почти все 30 и 40-летние граждане не понаслышке знакомы с романом Г. Уэллса.

Слезливая история про лошадку, рассказанная в "Мечтателе" (2005) не дотягивает до трагического рассказа о непонимании между ребенком и взрослым человеком в "Бумажной луне". Хотя кадр из "Мечтателя" с лошадью, в зубах несущей детский рюкзачок, войдет во все серьезные киноэнциклопедии. К "Бумажной луне" Дакота Фанинг приблизилась в драме "Я - Сэм" (2001) с Шоном Пенном.

Как минимум, в одном фильме нового столетия Дакота Фанинг работала в коллективе, вынесшем на суд общественности бесспорный шедевр вневременной значимости. Шедший в российском прокате в качестве боевика "Человек в огне" (2004, иногда "Гнев") - это одновременно, и "Бумажная луна", и "Алиса в городах". Но, и что-то шекспировское про Отелло, неистово охраняющего юную Джульета.

Самый пресыщенный и циничный кинозритель не может пройти мимо роли здравомыслящей девочки Питы из фильма Тони Скотта.

Сюжетная плоть "Человека в огне" развертывается с того момента, на котором закончился климатический ужастик "Послезавтра". В Мексике находится временная работа для бывшего агента американских спецслужб, обремененного 18 годами службы, увы, не пенсией. По рекомендации друга двухметровый громила Кризи берется охранять маленькую белую девочку, у которой всегда остро отточены карандаши в школьном ранце. Право, не ожидая подвоха от масскультового блокбастера, вдруг впадаешь в состояние катарсиса от того эпизода, когда на лице громилы девочка читает робкую улыбку.

До встречи со своей Лолитой-Дездемоной-Джульетой стрелок Кризи был беспробудным пьяницей. Но спиртное забывается напрочь после нежного знакомства, грубоватых диалогов в "мерседесе" и обмена взглядами с маленькой американкой, родившейся и живущей в Мексике.

Во-первых, Кризи проявляет себя волевым человеком и оператором чужих побед. С его помощью 10-летняя мексикано-штатовская тинейджер побеждает в соревнованиях по плаванию. Во-вторых, Кризи испытывает взаимное чувство к девочке, которая отныне засыпает не иначе как в обминку с плюшевым медвежонком по имени "Кризи". Чувства бездетного стрелка и мастера рукопашного боя к несовершеннолетней школьнице - это та самая "настоящая любовь" (название раннего фильма Тони Скотта, снятого по сценарию К.Тарантино).

В-третьих, телохранитель становится тем самым вынесенным в название фильма жестоким человеком, "подносящим огонь ко вражеским дланям и зеницам". Возвращение в профессиональное состояние стрессовой тренированности происходит тогда, когда похищают Лолиту. Отныне Кризи не чувствует боли, не ценит ничьей жизни и намерен уничтожить всех, кто отнял у него запретные мечты.

Кульминация фильма приходится на тот эпизод, когда с помощью насилия и жестокости афроамериканец неожиданно для самого себя спасает другую девочку. С одной стороны, корпоративный пес современных спецслужб выполнил свое призвание, ибо в очередной раз "объект найден". С другой стороны, к спасенной латиноамериканской девочке герой не испытывает никаких чувств. Ни мужских, ни полицейских. Здесь обнажается фолкнеровская эстетика Тони Скотта, который всю жизнь снимает один-единственный фильм.

"Человек в огне" - "упадническое кино", доказывающее, что у американской цивилизации нет будущего.

В современном мире торжествуют идеалы работорговли, предупреждает Тони Скотт. Чем не Лени Рифеншталь периода съемок запрещенного и запретного документального фильма "Черное золото"? На наших глазах разваливаются США. Отдельные винтики этой великой государственной машины еще послужат человечеству. Но в целом вопрос Тони Скоттом решен не в пользу американцев, как нации, выжившей вопреки государственной о них заботе. СССР, Югославия, США - кто следующий?

В восприятии современного зрителя актер-ребенок дорос до статуса "властителя дум и эмоций". В российском кино прорыв в данном направлении был обеспечен социальным фильмом "Сестры". В безупречно исполненных "Сестрах" (2001) режиссера Сергея Бодрова (Бодрова-младшего) была скалькирована модная тенденция. Бодров-младший трагически погиб, а его творческий успех побоялись развить наши местечковые киношники. Жаль, что не хватило элементарной смелости для смены приоритетов в искусстве, утверждения целого направления. Российские кинематографисты упорно не замечают креативного маркетинговый потенциала феномена "ребенок в кино". Отечественные художники по-прежнему, как в старые добрые времена, смотрят мимо кассы.

Дети - последний арьергард современного европейского мира. Но что ждет всех нас тогда, когда до дна будет исчерпан благотворный источник успокаивающих фантазий? В России, погрязшей в детской проституции и в работорговле, любой светлый и простоватый фильм про оптимистично воспринимающего мир ребенка автоматически попадает в категорию смелых политических манифестов. Еще немного и на просторах бывшего СССР оформится религиозных культ детской сакральности. Тогда кинолента с Дакотой Фанинг может стать Библией нового общественного движения.

Сайт: polygamist.narod.ru.
Источник: газета "Новый Петербургъ"
Автор: Анатолий Юркин
Рубрика: кинорецензия
Дата: 14 сентября 2006
Номер: №799 (35)

Полка Поллака в Сетилопедии:

  • "Заседание кинолектория" (Havana, 1990)
  • "Ангел ностальгии" (Сакральный ландшафт в драме "Ностальгия" Андрея Тарковского)
  • "Цена "золотых львов"("Возвращение", 2003)
  • "Царь всегда боится царедворцев" ("Бедный, бедный Павел...", 2003)
  • "Выживание среди предметов" ("Бумер", 2003)
  • "Белый мститель" (The Interpreter, 2005)
  • Stand on Matobo (The Interpreter, 2005)
  • "Полное прохождение" (Фильм Nirvana как геймерская головоломка)
  • "Слышат ли электронные ангелы жалобы механических медвежат? (Artificial Intelligence, 2001)
  • "Философия оператора в фильме "Эквилибриум" (Equilibrium, 2002)
  • "Государство насилия и человек-оператор" (The Galindez mystery или The Galindez File, 2003)
  • "Белый импульс" (White Noise, 2005)
  • "Отелло для Джульетты" (Man On Fire, 2004)
  • "Отсутствующая угроза" (The Village, 2004)
  • "Господин Двойников" (Primer, 2005)
  • "Амели" - наркотик для семиотиков" (Le Fabuleux Destin d`Amelie Poulain, 2001)
  • "Весомый DоVоD в пользу DVD" (Spy Game, 2001)
  • "Терроризм - карнавальные похороны Запада" (Spy Game, 2001)
  • "Шпионская драма Spy Game как сказка" (Spy Game, 2001)
  • "Разоблачение как ошибка" (Shattered Glass, 2003)
  • "Жертвенные сироты" ("Сволочи", 2005)
  • "Гитлер как торжество демократии" (Hitler: The Rise of Evil, 2003).
  • "The Three Days of the Condor как волшебная сказка" (The Three Days of the Condor, 1975)
  • "Эстетика ошибки в драме All The President's Men" (All the President's Men, 1976)
  • "Под ножом иноязычия" (Hotel Rwanda, 2005)
  • "Опасны ли чугунные скороходы?" (Terminator-3: Rise of the Machines, 2003)
  • "Матрица, ты чей двойник?" (The Matrix, 1999)
  • "Шоферская доля Сандры Баллок" (2001)
  • "Зачем воля реализует оперативный образ?" (The Order, 2003)
  • "Люди, которых лучше не знать" (People I Know, 2002)


  • Hosted by uCoz