Prophecies & Sensations

Сергей Кургинян:
"Россия - это пыль в пустоте"

Из досье редакции:

  Сергей Кургинян - автор нашумевших статей "Финансовая война", "Колонизация сознания", "Россия и ее зазеркалье", "Странный класс" и многих других остропроблемных текстов. Политолог и создатель всемирно известного театра. Женат на актрисе театра "На досках". Живет в Москве.
В Москве с Сергеем Ервандовичем встретился и записал его мысли вслух Анатолий Юркин.

Я всегда видел в инженерном сословии и в акажемической элите тот передовой класс, который должен был должен был стать лидером в деле построения постиндустриальной высокотехнологической Российской Империи. Российский интеллектуал разменял свою высокую миссию на право торговать импортными шмотками с рук. Если сегодня вы предали государство и народ, завтра народом вам будет выдвинуто обвинение. И Чернобыль - это не самый страшный пункт возможных обвинений.

Материальная катастрофа Чернобыля несопоставима с теми социально-нравственными катаклизмами, лишившими русскую интеллигенцию претензий на интеллектуальноt лидерство в мире.

Научно-техническая интеллигенция предала свои идеалы и идеи.

Сбежала, спряталась от холодного ветра истории в базарных рядах за спинами разжиревших спекулянтов. Я остался один. Я сегодня один несу ответственность за все политические и исторические ошибки своего родного класса.

Где эта научно-техническая интеллигенция, которая могла претендовать на лидерство в современной России?

Где та прослойка, которой я изначально отводил роль класса, способного в одиночку выполнить весь объем работ по переустройству России?

Где то сословие, которое я призывал взять власть в свои руки. Взять на себя ответсвенность за судьбу России, а значит - и всего человечества?

Где русская интеллигенция?

Она унижается на уличных рынках, она торгует "сникерсами", она клянчит поездки на Запад, она унижается в ведомственных очередях за зарплатой.

Если кто-то думает, что Кургинян будет последним, но все же предавшим идеалы и мысли, высказанные в брошюре "Постперестройка" (1990), тот человек заблуждается. Моя идеологмя основана не на коньюктуре, а на структурообразующих принципах российского народа.

Я не предам. И не продамся.

Если русский народ окажется расспыленным на ветру истории, если наступает конец российской истории, я готов умереть с народом, быть унижаемым вместе со своим народом, но предавать и продаваться не умею и не буду.

Я человек,формирующий тенденции. Я всегда шел поперек течения и всегда буду писать поперек линейных тетрадях. Но не затем, чтобы изображать экзистенционального неудачника, который бросает вызов и кричит "нет!" Великому Ничто. Я иду поперек обстоятельств.

Я не буду унижаться ни ради этого замечательного здания в пятидесяти метрах от литературного музея А.Чехова на Садово-Кудринской, ни ради счета в западном банке.

Я ценю себя дороже. Я не хочу размениваться по мелочи.

За что продалась научная и творческая элита России? Эти сбежавшие в сторону сытости постмодернисты? Эти журналисты и политики, не выросшие из чужих штанишек западного покроя? Эти экономисты, живущие на социальные подачки чужого мира? Эти драматурги и поэты, ныне проповедующие высоконравственные идеи русской культуры двум негритянкам и японцу в затхлых университетских аудиториях провинциальной Европы и далекой Северной Америки?

Они продались за сытость и личное благополучие.

А ведь этот интеллектуальный класс мог получить в России ВЛАСТЬ.

Не на банковском Западе и не на мусульманском Востоке у наших интеллектуалов был реальный шанс стать для общества всем.

Классом-мессией.

Но они сделали свой выбор и стали... пустотой.

Пылью в пустоте.

Это новое сословие могло изменить мировую политику и сделать Россию лидером планеты. Как ни в какой другой стране именно в России в конце 80-х - начале 90-х годов у инженерной и гуманитарной интеллигенции, обьединенной способностью системного мышления, был шанс получить всю возможную полноту власти.

Она этим шансом не воспользовались.

И я видел, я предупреждал, что может все обернуться пустотой.

Эти люди предали себя. А я их не предавал. Я остался выразителем того духа, который больше в них не воскреснет. Поэтому и относятся они ко мне, как к вызову. Я для них - вызов и упрек. Своим театром и своими книгами, журналом "Россия ХХI" я напоминаю им об упущенных возможностях.

Мечты и кухонные разговоры были куда благородней, чем сегодняшнее барахтание во лжи и духовном рабстве. Я считаю, они не получили даже чечевичной похлебки. Их материальное благополучие крайне иллюзорно. Их не оттерли от кормушек власти.Интеллигенцию просто смыло политической попсой, как морская волна слизывает пену на песке.

Если интеллигенция не оказаласьвсилах взять власть в свои руки, это сделает другая общественная группа.

Группа вечных антогонистов русской интеллигенции.

Посмотрите на тех, кто идет на смену болтунам и антигосударственникам!

Так называемые демократы (Сергей Ковалев, Елена Боннэр, Валерия Новодворская) фашизировали общество, унавозили почву для ростка диктатуры. А есть почва, найдется и садовод. Росточек фашизма дает широкую корневую систему. И можно не замечать подземного копошения корней, но скоро энергия почвы пойдет вверх.

Кого винить в грядущем фашизме? Садовода, высадившего росток, или бригаду бездумных землекопов? Почему не думали? Почему не думаем? Почему не действуем?

Да, я обвиняю интеллигенцию в своих спектаклях и книгах, но от нее не отказывался.

За интеллигенцию я буду бороться до последнего дня. За каждого из интеллигентов, живущих в Москве, Санкт-Петербурге, Сосновом Бору, вообще в России или на территориях бывшей Российской империи.

Если (так в газетной публикации - А.Ю.) бороться за право быть духовным лидером трезвомыслящей интеллигенции, имеющей иммунитет против мифологизированной идеологии квазидемократического общества.

В этом мой долг русского интеллигента. Может нам только и осталось, что умереть. Но ведь смерти смерти рознь. Можно умереть жертвой, а можно умереть и в борьбе.

Либо оставшееся меньшинство честной интеллигенции переплавится во что-то новое и сильное, либо интеллигенция не выполнит своей исторической миссии.

Если думающая часть общества не осознает своей особой миссии, Россия погибнет.

А уничтожение России и русского народа вызовет планетарную катастрофу с неслыханными последствиями.

"Ядерная зима" по сравнению с такой катастрофой покажется субботним уик-эндом.

В завершении своего монолога хочется напомнить действие по принципу "делай как я". Созидайте новые ценности! Очищайте свое сознание от старых и новых мифов! Найдите свое место в русской цивилизации, которой история дает исторический шанс возрождения.

Пока в одиночестве мне приходится представлять в России новое сословие, имеющее право претендовать не на финансовый капитал и не на владение заводами и атомными станциями, а на интеллектуальный капитал.

Тот новый капитал, за которым будущее и который выступит структуро-образующим фактором для человечества ХХI века.

Капитал, ценность которого несоизмерима с банковскими акциями или владением недвижимостью.

Капитал под названием "русский интеллект".

Сосновоборская газета “Тера-пресс”, N23 (69) от 9 июня 1994, стр.8.

В оформлении страницы использованы фотографии ИА "Росбалт"

Россия как угроза,
или Угрозы России?
(угроза "разгребать завалы" по Кургиняну)

  В 3-м номере (март 2005) "журнала политической мысли России" "Политический класс" представленный автором книги Lessons of bloody october Сергей Кургинян опубликовал "Опыт нелинейного прогнозирования" под заголовком "Год 2055-й".

"Мы издаем журналы, много ездим по стране.
А рядом работает еще кто-то".
Сергей Кургинян, "Сильные жесты слабой страны" (5 августа 2003г.)

  Философия человека-оператора признает слова Кургиняна лучшим определением сайберпанка: "Там, где нормативное исчерпание (а то, что я описываю, это именно оно), - там и контрнормативные (но не 'ненормативные') социокультурные 'катакомбы'. Если нормативные акторы (классы, корпорации - как хотите) несут с собой анормативное (безнормативное, антинормативное) содержание, то контрнорма может и должна начать абсорбировать Норму и Супернорму". Такова роль маргинальной литературы сайберпанка. Кургинян подтверждает свой сайберпанковский взгляд на политологию в словах, более уместных для хакера: "Если верить, что теория опережает события (а в этом случае прогноз - обязательно заодно и квазипрограмма)..."

  Логика угроз усматривает косвенное признание Кургиняном философии человека-оператора в следующем абзаце: "Если у России не найдется нормативных исторических акторов (а на их поиск она уже потратила лет 15), то все будет зависеть от 'катакомб' (то есть контр-акторов). Лет десять Россия еще будет дергаться в поисках нормативных социокультурных 'коллективных героев'. Потом - если героев не будет найдено - все будет зависеть от "катакомб".

  Кургинян обозначает особую религиозную роль философии человека-оператора для остатков русской цивилизации, когда пишет, что "если героев не будет найдено - все будет зависеть от "катакомб".

  И далее: "2015 - 2020 годы - испытание вызревающих в течение всего этого периода 'катакомб' (не они ли спасли когда-то выдохшийся Рим и весь Запад?)".

  Сегодня, в 2005 году, мы, люди-операторы, и есть последние катакомбы человечества!

"Угроза исходит не извне,
она таится в нас самих".
Сергей Кургинян, "Сильные жесты слабой страны" (5 августа 2003г.)

  Логика угроз подмечает, что автор частично виновен в становлении феномена чекизма, о чем в данном тексте не говорится. Кургинян слишком много сетовал по поводу криминальной революции, чтобы сегодня дать объективный анализ роли спецслужб в развале страны. Кургинян умалчиает о том, что военный режим может иметь негативную религиозно-экстремисткую окраску. Ранее Кургинян намекал на положительные аспекты христианской духовсности в России. С названными поправками текст следует признать удовлетворительным.

"И вот тогда оставшиеся в России в очередной раз получат удовольствие
пить морковный чай с хлебом по карточкам
и разгребать завалы. И, возможно, не в фигуральном смысле,
а вполне реально".
Сергей Кургинян, "Сильные жесты слабой страны" (5 августа 2003г.)

  Экономика мусора корректирует Кургиняна, предупреждающего, что "процент тех, кто способен держать совокупную картину происходящего, падает. Остальные - консьюмерят, потребляют информацию как еду. А напор информации нарастает!" На самомом деле везде надо вставить слово мусор. Получится: "процент тех, кто способен держать совокупную картину происходящего, падает. Остальные - консьюмерят, потребляют информационный мусор как еду. А напор мусора нарастает!"

  Эстетика ошибок не согласна с феноменом кургиняновской "куриной слепоты", когда автор не видит Человека-Оператора в пессимистическом признании: "никакого внятного низового субъекта "а-ля пролетариат Маркса" в рассматриваемом контексте сформироваться не может".

  Эстетика ошибок призывает всех адептов философии человека-оператора вопринимать слова Сергея Кургиняна как диагноз постмодернизму: "И они пребывают в состоянии чего-то наподобие сумасшествия. Картинка плывет, двоится, размывается, не срабатывает".

  Эстетика ошибок предполагает, что идеологии китайского псевдоисторичесокго фильма "Герой" с Джетом Ли описана в словах Сергея Кургиняна: "Значит, к 2010 году наш постисторический пикник начнут беспокоить чужие исторические вторжения".

Сайт: polygamist.narod.ru.
Источник: газета "Пророчества и сенсации"
Жанр: Комментарий к публикации Сергея Кургиняна
Дата: 19.04.2005
Автор: Анатолий Юркин


Hosted by uCoz