Цивилизация как художественный образ.
Публицистика и проза
в творчестве А.Юркина 1985-2000 гг.
Автореферат
кандидатской диссертации на соискание степени
кандидата филологических наук
Ибо авторитет Библии зависит от авторитета пророков...
Спиноза
Введение
Метод исследования - образно-стилистический анализ текста. Системный анализ творчества А.Юркина (1985-2001 гг.) помогает установить сложную взаимосвязь между публицистикой и прозой. Всего рассмотрены 140 публикаций, более 100 неопубликованных материалов и рукописи к нескольким десяткам серьезных замыслов (романы и проблемные статьи). В том числе, анализу подверглись неизданные рукописи эпических романов из перуниканского цикла “До первой смерти”, “Ледовик”, “Тригоринские чтения” наряду с “Потерянным романом Достоевского”, написанном в традициях русского реализма.
Актуальность исследования определяется тем, что впервые анализу подвергаются эстетические взгляды автора историософского романа и одного из своебразнейших публицистов 1990-х, на протяжении всего своего творчества занятого поисками национальной идеи. В России переходного периода поиски национальной идеи стали притчей во языцах. И здесь научный интерес представляет попытка проникнуть в творческую лабораторию автора, активно работающего в жанре романа и в публицистике.
Научная новизна исследования определяется системной оценкой публицистического сопровождения русского романа конца ХХ века. Эффективной формой научного эскперимента предстает попытка одновременного анализа постоянных тем в публицистике и в прозе.
Практическая значимость исследования видится в методологическом обогащении литературоведения и расширении смысловой парадигмы русской цивилизации. Например, образно-стилистический анализ историософского текста открывает новые области поиска национальной идеи. Аналитические наблюдения и выводы предпринятого исследования могут быть использованы теоретиками литературной критики и практиками художественного слова в текстах, лекционных курсах на факультетах филологии.
Несмотря на отсутствие критических отзывов на роман “Пророк” проникновение в творческую лабораторию поможет нам зафиксировать важнейшие моменты современного литературного процесса.
Практическая часть проведенной работы состоит в том, что весной 1996 года в лицее восточной культуры был проведен цикл бесед о работе А.Юркина над рукописью романа “Пророк”. Старшеклассникам предварительно было предложено прочитать что-либо из юркинских статей и написать небольшой отзыв о прочитанном. Письменные отзывы помогли автору в работе над текстом. Встречи с читателями (Марина Чекмарева, В.Евстафьев, И.Панкратов и др.) летом 1997 года помогли в работе над публикациями второй половины года. В ходе встреч с бывшими учениками удалось отследить перемены молодых россиян в отношении к поискам национальной идеи.
Автор работы будет признателен за любые конструктивные замечания, уточнения и дополнения, критические отклики и возможное расширение заявленных тем.
Литературная реминисценция как прием
Анатолий Юркин (родился в 1963) вошел в русскую литературу ХХ века как автор эпического романа жанра "фэнтази". В романе “Пророк” с эпической мощью развернут образ выдуманной цивилизации, заявлен особый мифологически-сказочный прием в раскрытии характеров придуманной нации (так называемых “андроновцев”) и представлен остраненный взгляд на доисторический период планеты Земля. В романной форме автор изложил собственную и крайне оригинальную оригинальную историофосфскую концепцию развития человечества.
Литературный анализ творчества А.Юркина (1985-2001 гг.) невозможен без обращения к литературной реминисценции. В качестве наиболее показательного примера можно упомянуть название самиздатовской пьесы “Лориан”, превратившейся в имя заглавного героя романа “Пророк”. Подсказкой может служить афоризм из эссе “Гений - машина интуиции”: “Реминисценция - художественный тренажер, помогающий наращивать мускулатуру текста”.
Приступая к раскрытию темы “Литературная реминисценция в заголовке”, мы получаем возможность отследить, где и когда литературные мистификации превращаются в историософскую гипотезу. Образ придуманной цивилизации впервые проступает в мистификационных эпиграфах к текстам А.Юркина, написанным в традициях русского реализма.
Трудно переоценить роль интуиции в выдвижении гипотез и воплощении художественных образов. Гипотезу и художественный образ объединяет их зависимость от интуиции. Пророка можно рассматривать как идеал персонифицированного воплощения интуиции (наряду с ученым-первооткрывателем).
Литературная реминисценция выступает приемом с помощью которого основные персонажи (и темы!) переходят из газетных публикаций в роман жанра фэнтази. Из действительности в придуманный мир. Из одной цивилизации в другую. Реминисценцию мы предлагаем рассматривать как связующее звено между прозой и публицистикой, между идеей и образом.
Исследователю литературная реминисценция помогает отследить ситуацию на пограничных областях между публицистикой и прозой, наблюдать конфликт между научными образами из газетной статьи и персонажами романа о придуманном мире.
Театр как образ цивилизации
Образы цивилизации обозначают пределы интеллектуальной свободы в прозе и публицистике. В качестве исключительного примера упомянем интерес исследуемого автора к аномальным явлениям. Им уделено достаточно много внимания в творчестве А.Юркина. Смотрите: “Огненная тайна наших прадедов”, “НЛО и Ветхий Завет”, набросок “Богатыри против НЛО” и другие статьи 1996-2000. В компьютерном макете газетного номера “Пророчества и сенсации” (1999. N 1) статья “Огненная тайна наших прадедов” имела многоговорящий подзаголовок “Небесный огонь сжег основателей русской цивилизации”. Без сомнения, НЛО не входят в понятие “образы цивилизации”. Но в подзаголовке статьи 1998 года А.Юркина поставил вопрос, не имеющий однозначного решения. Выход за пределы познаваемого помогает точнее и полнее раскрыть тему “образов цивилизации”.
Наиболее показательным примером “образов цивилизации” выступает театральная тема.
Наряду с важнейшими главами из романа “Пророк” (“Любовь к маскам” и “Улыбка за маской” в финале 7 главы и ”Театральная деревня” в начале 8 главы III части) куклы как театральный образ заявлены в рассказе “Пластилиновые актеры“, актерской мелодраме “Королева кукол” и в программной театральной рецензии “Императоры кукол”.
Как мы видим, театральные образы придуманной цивилизации лишь реализуют авторскую оригинальную гипотезу происхождения театра в доисторические времена.
Пророк как образ другой цивилизации
Художественный мир прозаика Анатолия Юркина отструктурирован в соответствии с положениями его собственной историофосфской концепции развития человечества. Наиболее полно она развернута в публицистике (большие статьи “После гибели русского этноса”, “Сибирский вулкан породил русскую историю”, “Потерянный роман Достоевского” и многие другие). Можно предположить, что создание целостного художественного мира в романе “Пророк” (1997) для Юркина стало запоздалой попыткой попыткой поделиться с современниками основными положениями разработанной им идеологии. Например, обе концептуальные статьи сосновоборского цикла “Патриотизм как государственная идеология 2.000 года?” и “Воскресение Есенина” относятся к лету-осени 1995 года.
Феномен пророчества требует особого внимания. Ключом к разгадке литературной тайны А.Юркина могло бы послужить его исповедальное признание: “Я - пророк прекрасного будущего и потому не хочу иметь ничего общего с наркоманами, алкоголиками, политическими ренегатами, ресторанными лакеями, бомжами и сумасшедшими. Чей же я пророк? Парадокс состоит в том, что я продолжаю ощущать себя субъектом русской истории”. Этот фрагмент из газетной публикации 1997 года (“После гибели русского этноса”) заставляет исследователей поставить вопрос об автобиографизме в таких далеких от реальности текстах, как роман фэнтази.
В статье “После гибели русского этноса” было сказано: “Стать андроновцем - это значит попасть в игровое поле идентификации, обращенной в будущее”. Феномен пророчества не понять без обращения к игровому потенциалу художественной интуиции. В качестве финального вывода предлагается тезис о том, что пророчество есть форма художественной интуиции.
Литературный архетип пророка заявлен как постоянная тема потому, что именно такому персонажу оказываются по силам путешествия через время и пространство.
Пророчество выступает как прием создания художественном образов иной цивилизации.
Две цивилизации в историософской концепции
Авторская модель цивилизации и человека в ней представлена у А.Юркина как в прозе, так и в публицистике. Творчество А.Юркина уникально тем, что у романиста и публициста историософская концепция предстает сложной системой художественных образов.
Конфликт между публицистикой и прозой преодолевается через выдвижение историософской гипотезы, заявляется в проблемных статьях. Разрабатывается на газетных колонках, но наиболее в полном и завершающем виде реализуемой в пространстве романа.
Другая цивилизация, описываемая в произведениях о планете Перуника есть воплощение историософской идеи в глобальном художественном образе.
Историософская концепция помогает примирить два мира - мир окружающей нас действительности и придуманный мир романиста.
Это заставляет исследователя поставить вопросы о том, в какой степени историософская концепция А.Юркин
Принимая во внимание историософские концепции Н.А.Морозов Д.Л.Андреева, мы обращаем внимание следующие обстоятельства.
Автор исследования “Пророки. История возникновения библейских пророчеств, их литературное изложение и характеристика” (1914) Николай Александрович Морозов никогда не обращался к романному сюжету. И наоборот, относительно Д.Л.Андреева можно отметить явный перевес мистики и поэзии над научной мыслью. Во-первых, для творчества А.Юркина характерно четкое разграничение на газетное дело и литературу. Среди его неопубликованных материалов нами не ображено ни одного мистического текста, сходного с “Розой мира”. В то время как практически романы о Перунике на рабочем этапе имели следующие подзаголовки: “летопись доисторического человечества”, “доисторический роман” и др. А собственно историко-археологическая тематика заявлена лучшими публикациями (“Аркаим - корень славянского племени!”, “Сибирский вулкан породил русскую историю” и др.) и отдельным так называемым “андроновским” циклом неопубликованных текстов (“Политический аспект изучения доисторических андроновцев”, “Горящие птицы Аркаима", “Ветхий Завет и НЛО” и др.).
В отечественном литературоведении не разрешен вопрос о том, кого считать наследником Д.Мережковского. В свете вышеизложенного намечается идеологическая связь между “Церковью Третьего Завета” Д.Мережковского и оригинальной концепцией Русской Библии (как вариант - Русского Многокнижия), выдвинутой А.Юркиным в газетных публикациях первой половины 1990-х годов. Кроме поисков “религии будущего” А.Юркин наследует Д.Мережковскому в тайновидческом взгляде на историю русской литературы. Так брошюре Мережковского “Две тайны русской поэзии. Некрасов и Тютчев” (1915) можно противопоставить программную публикацию “Воскресение Есенина” (1995). Нет сомнений, что ученики Б.Эйхенбаума возмутятся публикациями А.Юркина и попытки “тайновидения” получат квазинаучный отпор в традициях нападок на Мережковского.
После всего сказанного неслучайным совпадением представляется огромный интерес сравниваемых авторов к Ф.М.Достоевскому. О Достоевском Мережковский напечатал большую статью “Пророк русской революции” (1906). Впервые в статье “После гибели русского этноса” А.Юркиным была предпринята попытка увязать “тайновидение” в духе Мережковского с оригинальной историософской гипотезой. “Сибирь 1850-х годов - это сжатая пружина в биографии Достоевского. Во-первых, в сибирских лесах и казахстанских степях Федор Михайлович прикоснулся к запретным тайнам дославянского периода российской истории. Во-вторых, ссылка обернулась посещением места зарождения мировой цивилизации”.
Затем тема полномасштабно была развита в последующих статьях “Потерянный роман Достоевского”, “Тайна братьев Достоевских”, “Миф о “жидоеде” Достоевском” (и косвенно задета в очерке “Сталин и Станиславский”). Основная газетная тема получила логическое завершение в сенсационной публикации “Арийский проект для Европы. Заговор русских интеллектуалов”.
К своеобразным образам цивилизации следует отнести творческие замыслы градостроителей, раскрывающиеся в диалогах персонажей.
Образы цивилизации воплощены в артефактах, то есть, изделиях рук человеческих. Образам цивилизации противостоят человеческая личность, описания природы и образы стихий (в “Пророке”). Ключевой фигурой в лагере людей, пассивно противящихся наступлению цивилизации на девственный мир природы следует отнести филосова-одиночку Кургона из романа “Мечелов”. Активное сопротивление ерисахров (Гомлота, Решето и других) приводит к возникновению антицивилизации в облике Золотой Державы.Вопрос о двоемирии в творчестве Анатолия Юркина более подробно разработан в гавке Научная гипотеза как воплощение научной интуиции.
Другая цивилизация как национальная идея
Содержание и форма выражения смысловой концепции - две неразрывные стороны любого текста. Постоянство тем в публицистике и прозе А.Юркина (1985-2001 гг.) вызвано поисками национальной идеи.
В пространстве романа национальная идея предстает реминисценцией нового мифа, выкованного в газетной кузнице.
Миф есть знание, отстроенное на интуиции. Или - интуитивное знание с энциклопедическим охватом действительности и человека как отдельного мира.
Миф дает уникальную возможность выразить историософскую концепцию через художественный образ.
В предлагаемой работе автор попытался дать общий взгляд на возможные направления будущих исследований по заявленной теме. Уникальность данного исследования заключается в том, что всеохватного анализа удается достичь через привлечение как всех известных публикаций, так и с обширным применением неопубликованных текстов, недоступных читателю. Оригинальная философия дается не просто без привычных редакторских купюр, но в творческом развитии. И в этом смысле научная ценность исследования состоит как в тезисах и гипотезах, так и в обнародовании богатого материала из разряда “факты творческой биографии” или “материалы для научного собрания сочинений”.