Цивилизация как художественный образ.
Публицистика и проза
в творчестве А.Юркина 1985-2000 гг.
Автореферат
кандидатской диссертации на соискание степени
кандидата филологических наук
Ибо авторитет Библии зависит от авторитета пророков...
Спиноза
Введение
Метод исследования -
образно-стилистический анализ
текста. Системный анализ
творчества А.Юркина (1985-2001 гг.)
помогает установить сложную
взаимосвязь между публицистикой и
прозой. Всего рассмотрены 140
публикаций, более 100
неопубликованных материалов и
рукописи к нескольким десяткам
серьезных замыслов (романы и
проблемные статьи). В том числе,
анализу подверглись неизданные
рукописи эпических романов из
перуниканского цикла “До первой
смерти”, “Ледовик”,
“Тригоринские чтения” наряду с
“Потерянным романом
Достоевского”, написанном в
традициях русского реализма.
Актуальность
исследования определяется тем, что
впервые анализу подвергаются
эстетические взгляды автора
историософского романа и одного из
своебразнейших публицистов 1990-х, на
протяжении всего своего творчества
занятого поисками национальной
идеи. В России переходного периода
поиски национальной идеи стали
притчей во языцах. И здесь научный
интерес представляет попытка
проникнуть в творческую
лабораторию автора, активно
работающего в жанре романа и в
публицистике.
Научная новизна
исследования определяется
системной оценкой
публицистического сопровождения
русского романа конца ХХ века.
Эффективной формой научного
эскперимента предстает попытка
одновременного анализа постоянных
тем в публицистике и в прозе.
Практическая
значимость исследования видится в
методологическом обогащении
литературоведения и расширении
смысловой парадигмы русской
цивилизации. Например,
образно-стилистический анализ
историософского текста открывает
новые области поиска национальной
идеи. Аналитические наблюдения и
выводы предпринятого исследования
могут быть использованы
теоретиками литературной критики и
практиками художественного слова в
текстах, лекционных курсах на
факультетах филологии.
Несмотря на отсутствие
критических отзывов на роман
“Пророк” проникновение в
творческую лабораторию поможет нам
зафиксировать важнейшие моменты
современного литературного
процесса.
Практическая часть
проведенной работы состоит в том,
что весной 1996 года в лицее
восточной культуры был проведен
цикл бесед о работе А.Юркина над
рукописью романа “Пророк”.
Старшеклассникам предварительно
было предложено прочитать что-либо
из юркинских статей и написать
небольшой отзыв о прочитанном.
Письменные отзывы помогли автору в
работе над текстом. Встречи с
читателями (Марина Чекмарева,
В.Евстафьев, И.Панкратов и др.) летом
1997 года помогли в работе над
публикациями второй половины года.
В ходе встреч с бывшими учениками
удалось отследить перемены молодых
россиян в отношении к поискам
национальной идеи.
Автор работы будет
признателен за любые
конструктивные замечания,
уточнения и дополнения,
критические отклики и возможное
расширение заявленных тем.
Литературная реминисценция как прием
Анатолий Юркин (родился
в 1963) вошел в русскую литературу ХХ
века как автор эпического романа
жанра "фэнтази". В романе
“Пророк” с эпической мощью
развернут образ выдуманной
цивилизации, заявлен особый
мифологически-сказочный прием в
раскрытии характеров придуманной
нации (так называемых
“андроновцев”) и представлен
остраненный взгляд на
доисторический период планеты
Земля. В романной форме автор
изложил собственную и крайне
оригинальную оригинальную
историофосфскую концепцию
развития человечества.
Литературный анализ
творчества А.Юркина (1985-2001 гг.)
невозможен без обращения к
литературной реминисценции. В
качестве наиболее показательного
примера можно упомянуть название
самиздатовской пьесы “Лориан”,
превратившейся в имя заглавного
героя романа “Пророк”. Подсказкой
может служить афоризм из эссе
“Гений - машина интуиции”:
“Реминисценция - художественный
тренажер, помогающий наращивать
мускулатуру текста”.
Приступая к раскрытию
темы “Литературная реминисценция
в заголовке”, мы получаем
возможность отследить, где и когда
литературные мистификации
превращаются в историософскую
гипотезу. Образ придуманной
цивилизации впервые проступает в
мистификационных эпиграфах к
текстам А.Юркина, написанным в
традициях русского реализма.
Трудно переоценить
роль интуиции в выдвижении гипотез
и воплощении художественных
образов. Гипотезу и художественный
образ объединяет их зависимость от
интуиции. Пророка можно
рассматривать как идеал
персонифицированного воплощения
интуиции (наряду с
ученым-первооткрывателем).
Литературная реминисценция выступает приемом с помощью которого основные персонажи (и темы!) переходят из газетных публикаций в роман жанра фэнтази. Из действительности в придуманный мир. Из одной цивилизации в другую. Реминисценцию мы предлагаем рассматривать как связующее звено между прозой и публицистикой, между идеей и образом.
Исследователю литературная реминисценция помогает отследить ситуацию на пограничных областях между публицистикой и прозой, наблюдать конфликт между научными образами из газетной статьи и персонажами романа о придуманном мире.
Театр как образ цивилизации
Образы цивилизации обозначают пределы интеллектуальной свободы в прозе и публицистике. В качестве исключительного примера упомянем интерес исследуемого автора к аномальным явлениям. Им уделено достаточно много внимания в творчестве А.Юркина. Смотрите: “Огненная тайна наших прадедов”, “НЛО и Ветхий Завет”, набросок “Богатыри против НЛО” и другие статьи 1996-2000. В компьютерном макете газетного номера “Пророчества и сенсации” (1999. N 1) статья “Огненная тайна наших прадедов” имела многоговорящий подзаголовок “Небесный огонь сжег основателей русской цивилизации”. Без сомнения, НЛО не входят в понятие “образы цивилизации”. Но в подзаголовке статьи 1998 года А.Юркина поставил вопрос, не имеющий однозначного решения. Выход за пределы познаваемого помогает точнее и полнее раскрыть тему “образов цивилизации”.
Наиболее показательным примером “образов цивилизации” выступает театральная тема.
Наряду с важнейшими главами из романа “Пророк” (“Любовь к маскам” и “Улыбка за маской” в финале 7 главы и ”Театральная деревня” в начале 8 главы III части) куклы как театральный образ заявлены в рассказе “Пластилиновые актеры“, актерской мелодраме “Королева кукол” и в программной театральной рецензии “Императоры кукол”.
Как мы видим, театральные образы придуманной цивилизации лишь реализуют авторскую оригинальную гипотезу происхождения театра в доисторические времена.
Пророк как образ другой цивилизации
Художественный мир
прозаика Анатолия Юркина
отструктурирован в соответствии с
положениями его собственной
историофосфской концепции
развития человечества. Наиболее
полно она развернута в
публицистике (большие статьи
“После гибели русского этноса”,
“Сибирский вулкан породил русскую
историю”, “Потерянный роман
Достоевского” и многие другие).
Можно предположить, что создание
целостного художественного мира в
романе “Пророк” (1997) для Юркина
стало запоздалой попыткой попыткой
поделиться с современниками
основными положениями
разработанной им идеологии.
Например, обе концептуальные
статьи сосновоборского цикла
“Патриотизм как государственная
идеология 2.000 года?” и
“Воскресение Есенина” относятся к
лету-осени 1995 года.
Феномен пророчества требует особого внимания. Ключом к разгадке литературной тайны А.Юркина могло бы послужить его исповедальное признание: “Я - пророк прекрасного будущего и потому не хочу иметь ничего общего с наркоманами, алкоголиками, политическими ренегатами, ресторанными лакеями, бомжами и сумасшедшими. Чей же я пророк? Парадокс состоит в том, что я продолжаю ощущать себя субъектом русской истории”. Этот фрагмент из газетной публикации 1997 года (“После гибели русского этноса”) заставляет исследователей поставить вопрос об автобиографизме в таких далеких от реальности текстах, как роман фэнтази.
В статье “После гибели русского этноса” было сказано: “Стать андроновцем - это значит попасть в игровое поле идентификации, обращенной в будущее”. Феномен пророчества не понять без обращения к игровому потенциалу художественной интуиции. В качестве финального вывода предлагается тезис о том, что пророчество есть форма художественной интуиции.
Литературный архетип пророка заявлен как постоянная тема потому, что именно такому персонажу оказываются по силам путешествия через время и пространство.
Пророчество выступает как прием создания художественном образов иной цивилизации.
Две цивилизации в историософской концепции
Авторская модель цивилизации и человека в ней представлена у А.Юркина как в прозе, так и в публицистике. Творчество А.Юркина уникально тем, что у романиста и публициста историософская концепция предстает сложной системой художественных образов.
Конфликт между публицистикой и прозой преодолевается через выдвижение историософской гипотезы, заявляется в проблемных статьях. Разрабатывается на газетных колонках, но наиболее в полном и завершающем виде реализуемой в пространстве романа.
Другая цивилизация, описываемая в произведениях о планете Перуника есть воплощение историософской идеи в глобальном художественном образе.
Историософская концепция помогает примирить два мира - мир окружающей нас действительности и придуманный мир романиста.
Это заставляет исследователя поставить вопросы о том, в какой степени историософская концепция А.Юркин
Принимая во внимание историософские концепции Н.А.Морозов Д.Л.Андреева, мы обращаем внимание следующие обстоятельства.
Автор исследования “Пророки. История возникновения библейских пророчеств, их литературное изложение и характеристика” (1914) Николай Александрович Морозов никогда не обращался к романному сюжету. И наоборот, относительно Д.Л.Андреева можно отметить явный перевес мистики и поэзии над научной мыслью. Во-первых, для творчества А.Юркина характерно четкое разграничение на газетное дело и литературу. Среди его неопубликованных материалов нами не ображено ни одного мистического текста, сходного с “Розой мира”. В то время как практически романы о Перунике на рабочем этапе имели следующие подзаголовки: “летопись доисторического человечества”, “доисторический роман” и др. А собственно историко-археологическая тематика заявлена лучшими публикациями (“Аркаим - корень славянского племени!”, “Сибирский вулкан породил русскую историю” и др.) и отдельным так называемым “андроновским” циклом неопубликованных текстов (“Политический аспект изучения доисторических андроновцев”, “Горящие птицы Аркаима", “Ветхий Завет и НЛО” и др.).
В отечественном литературоведении не разрешен вопрос о том, кого считать наследником Д.Мережковского. В свете вышеизложенного намечается идеологическая связь между “Церковью Третьего Завета” Д.Мережковского и оригинальной концепцией Русской Библии (как вариант - Русского Многокнижия), выдвинутой А.Юркиным в газетных публикациях первой половины 1990-х годов. Кроме поисков “религии будущего” А.Юркин наследует Д.Мережковскому в тайновидческом взгляде на историю русской литературы. Так брошюре Мережковского “Две тайны русской поэзии. Некрасов и Тютчев” (1915) можно противопоставить программную публикацию “Воскресение Есенина” (1995). Нет сомнений, что ученики Б.Эйхенбаума возмутятся публикациями А.Юркина и попытки “тайновидения” получат квазинаучный отпор в традициях нападок на Мережковского.
После всего сказанного
неслучайным совпадением
представляется огромный интерес
сравниваемых авторов к
Ф.М.Достоевскому. О Достоевском
Мережковский напечатал большую
статью “Пророк русской революции”
(1906). Впервые в статье “После гибели
русского этноса” А.Юркиным была
предпринята попытка увязать
“тайновидение” в духе
Мережковского с оригинальной
историософской гипотезой. “Сибирь
1850-х годов - это сжатая пружина в
биографии Достоевского. Во-первых,
в сибирских лесах и казахстанских
степях Федор Михайлович
прикоснулся к запретным тайнам
дославянского периода российской
истории. Во-вторых, ссылка
обернулась посещением места
зарождения мировой цивилизации”.
Затем тема полномасштабно была развита в
последующих статьях “Потерянный
роман Достоевского”, “Тайна
братьев Достоевских”, “Миф о
“жидоеде” Достоевском” (и
косвенно задета в очерке “Сталин и
Станиславский”). Основная газетная
тема получила логическое
завершение в сенсационной
публикации “Арийский проект для
Европы. Заговор русских
интеллектуалов”.
К своеобразным образам цивилизации следует отнести творческие замыслы градостроителей, раскрывающиеся в диалогах персонажей.
Образы цивилизации воплощены в артефактах, то есть, изделиях рук человеческих. Образам цивилизации противостоят человеческая личность, описания природы и образы стихий (в “Пророке”). Ключевой фигурой в лагере людей, пассивно противящихся наступлению цивилизации на девственный мир природы следует отнести филосова-одиночку Кургона из романа “Мечелов”. Активное сопротивление ерисахров (Гомлота, Решето и других) приводит к возникновению антицивилизации в облике Золотой Державы.Вопрос о двоемирии в творчестве Анатолия Юркина более подробно разработан в гавке Научная гипотеза как воплощение научной интуиции.
Другая цивилизация как национальная идея
Содержание и форма выражения смысловой концепции - две неразрывные стороны любого текста. Постоянство тем в публицистике и прозе А.Юркина (1985-2001 гг.) вызвано поисками национальной идеи.
В пространстве романа национальная идея предстает реминисценцией нового мифа, выкованного в газетной кузнице.
Миф есть знание,
отстроенное на интуиции. Или -
интуитивное знание с
энциклопедическим охватом
действительности и человека как
отдельного мира.
Миф дает уникальную
возможность выразить
историософскую концепцию через
художественный образ.
В предлагаемой работе
автор попытался дать общий взгляд
на возможные направления будущих
исследований по заявленной теме.
Уникальность данного исследования
заключается в том, что всеохватного
анализа удается достичь через
привлечение как всех известных
публикаций, так и с обширным
применением неопубликованных
текстов, недоступных читателю.
Оригинальная философия дается не
просто без привычных редакторских
купюр, но в творческом развитии. И в
этом смысле научная ценность
исследования состоит как в тезисах
и гипотезах, так и в обнародовании
богатого материала из разряда
“факты творческой биографии” или
“материалы для научного собрания
сочинений”.