Этнический бизнес в Санкт-Петербурге. Анатолий Юркин

Газетный прилавок как гильотина,
или
Зачем депутату-кондитеру весь рынок СМИ? (2001)

Вопросы Ибрису Ибалаеву:

1. Вы причастны к убийству Олега Червонюка?

Нет.

2. Вы намерены причинить вред Владиславе Червонюк? Нет.

3. Вы имеете личную неприязнь к братьям Шевченко?

Нет.

Отдел журналистских расследований благодарит бизнесмена за согласие пройти столь специфическое испытание.

    Обманутая вдова

  1. 28 октября 1999 года в подъезде дома на Московском проспекте выстрелами в спину были убиты Олег и Сергей Червонюк. Единственное объяснение этому заказному убийству состоит в том, что Олег Червонюк руководил крупнейшей на Северо-Западе фирмой по распространению печатных СМИ. После контрольных выстрелов в голову киллер беспрепятственно скрылся на “форде”, номера которого стали известны милиции. Кроме того, киллера видел и подробно описал один из соседей. Поэтому задержание и опознание подозреваемого представлялось делом техники. Как вдруг в ход расследования вмешались посторонние силы...

  2. Правоохранительные органы в раскрытии этого убийства проявили редкую даже для Санкт-Петербурга беспомощность и безынициативность. И это при том, что убийца (и его заказчики!) задумывали преступление как показательное мероприятие. Акт устрашения и демонстрацию возросшего авторитета. Это внятная заявка на особое положение в столь специфическом сегменте городского рынка как услуги по распространению печатной продукции. Нельзя сказать, чтобы бывший инструктор по рукопашному бою Алексей Горбенко удивил следователей алиби. Нельзя утверждать, что владельца злополучного “Форда-Скорпио” Владимира Леута совсем нельзя было уличить в причастности к убийству. Иномарку видел сосед Олег Червонюка. На квартире В. Леута изъяты девять пистолетных патронов калибра 9 мм. Это заводские “близнецами” пуль, извлеченных из тела непокорной жертвы. Но месяц проходит за месяцем, год за годом, а вдова и трое сироток остаются не отмщенными...

  3. Не оповестив вдову (просто не посчитав ее наследницей), бывшие партнеры Червонюка провели собрание, на котором принято было решение увеличить уставной капитал за счет внесения дополнительных взносов. В результате этого телодвижения ничего не подозревающая вдова осталась у “разбитого корыта”, то есть с 5 % акций. Отсюда два сценария дальнейших событий связаны с тем, чью сторону займет суд.

  4. В качестве главного довода акционеры и нынешнее руководство “Метропресс” предъявляют документ из Регистрационной палаты. И поэтому суд может принять их сторону. Если суд примет сторону вдову, узнавшей о проведении дополнительной эмиссии акций только из материалов уголовного дела и от пронырливых журналистов, тогда многократно вырастают шансы общественности приблизиться к разгадке тайны одного из самых загадочных и громких убийств в России конца ХХ века.

  5. Выброшенная из газетного рынка, вдова стала героиней сложнейших журналистских расследований, время от времени проводимых Агентством детективщика Андрея Константинова. Слава слабое утешение вдове, разоренной предательством бывших соратников покойного мужа.

    Пирожные из типографского цинка

  6. В далеком 1994 году предприниматель из Нарвы Александр Валентинович Сухов финансировал создание “Союза издателей и распространителей”. Не успел проект окупиться, как талантливого пассионария обвинили в убийстве питерского бизнесмена Сергея Рощектаева, погибшего в марте 1995 года. Судебный процесс стал событием ноября 1997 года. Не прислушавшись к возражениям и доводам обвиняемого, на ближайшие 12 лет судьи лишили Сухова свободы распространять печатную продукцию.

  7. У Сухова был деловой партнер Олег Червонюк, начавший с должности бухгалтера и вскоре ставший директором «СиРа» в силу своей принципиальной честности. Следователи Московской прокуратуры оказались настолько здравомыслящими людьми, что сразу отказались от глупой версии о запоздалой мести за честные показания Червонюка. Да, у Сухова достаточно длинные руки, чтобы из Архангельской области дотянуться до любого недруга. Но фамилия “Червонюк” никогда не попадала в длинный список врагов Александра Сухова. Есть шансы, что финансовый гений выйдет за тюремные ворота раньше 2009 года.

  8. На воле его ждет череда огорчений. Дело в том, что без Олега Червонюка бывшему зеку крайне затруднительно доказывать свои неформальные права на долю в прибылях “Союза”. Говорят, Сухов спокойно переносил тяготы тюремного заключения. Он знал, что когда-нибудь ему обязательно выплатят проценты, набежавшие за годы отсидки. В колонии ему снились сны о победном возвращении в разросшийся бизнес. В тюремном бараке Александр Валентинович продолжал ощущать себя удачливым рантье. Мыльный пузырь иллюзий лопнул от звука роковых выстрелов в октябре 1999 года. Сухов мог быть недовольным какими-то высказываниями партнера по коммерческим проектам, но трагическая смерть главного “метропрессовца” Олега Червонюка лишила Сухова реального будущего.

  9. Отсюда закономерно вытекает версия: фальшивые улики против Александра Сухова и выстрелы в братьев Червонюк имеют общих заказчиков.

  10. По необъяснимому совпадению этим лицам в итоге достались оставшиеся “метропрессовские” акции Андрея Шалиско и Владимира Болотова.

  11. Весь “навар” сняли братья-депутаты Вячеслав и Сергей Шевченко. Персонажи материализовавшегося кошмара из снов вице-губернатора Санкт-Петербурга. Ибо председатель Комитета по печати и связям с общественностью Александр Потехин давно предупреждал об одной теоретической угрозе. Мол, значительную часть рынка розничной продажи печатной продукции когда-нибудь пожелает контролировать некий незнакомец, “склонный к политическим играм”. Что пристрастия политика-коммерсанта обязательно проявятся в “колебаниях тиража того или иного издания”, в “раскрутке какого-то издания” и вообще в увеличении тех “небольших пределов... волюнтаристских влияний” на рынок СМИ.

  12. Вице-губернаторское “когда-нибудь” имеет определенный день в милицейском календаре.

  13. По законам российской действительности этим днем стала дата двойного убийства.

    Червонный валет в рукаве у шулеров

  14. На момент убийства фактического руководителя и владельца преуспевающей структуры акции ООО “Метропресс” распределялись следующим образом: 38% помогали Олегу Червонюку удерживать лидерство среди соучредителей, 37% принадлежали Елене Болотовой, а 25% достались Андрею Шалиско. После тайной возни за спиной у вдовы в ноябре 1999 года 50 % завладел “Норд” (братья Шевченко), а 45 % переписаны на “Стройкорпорацию “Союз”.

  15. Оставшиеся вдовьи 5% делятся на шесть наследников.

  16. По этим акциям не полагается выплата каких-либо дивидендов. Чисто по-человечески можно понять одинокую вдову, преданную бывшими коллегами и друзьями. Владислава Витальевна Червонюк узнает о том, что подача гражданского иска несет опасность для жизни заявителя. Беспокоясь о судьбе Анна, Павла и Марии, матери троих детей ничего не остается как искать реального защитника против “нечистоплотных людей”. Она оформляет дарственную своей супружеской доли в ООО “Метропресс” на бизнесмена Идриса Ибаллаева. Тут надо отметить, что этот поступок вызвал шок и замешательство у противной стороны.

  17. Аналитики отмечают целые пучки пересечений интересов братьев Шевченко и Олега Червонюка. Например, в политической карьере Вячеслава Шевченко не было выборов важнее декабря 1999 года. Олег Червонюк не занимался политикой, но был сопредседателем ассоциации издателей и распространителей “Балтийская пресса”. Учредителями ассоциации выступили солидные издательские дома и фирмы по рознице-опту. По неофициальной информации “Балтийскую прессу” подчистую освободили от контактов с криминалов. Это был не красивый жест, а создание условий для успешного воздействия на результаты выборах в Госдуму.

  18. Сергей Шевченко и Олег Червонюк числились среди учредителей ООО “Содружество”. Червонюк был среди тех, кто создал прекрасную газету “Новости Петербурга”. Но вот незадача: не успел бизнесмен выйти из состава учредителей перспективного издания как “Новости Петербурга” громче прочих СМИ заговорили о загадочном плавании членов городского правительства на речном пароходике в компании хлебосольных братьев Шевченко. Зачем? Под чьим нажимом? Случайность? Может быть, но ведь не единственная. Список можно продолжить, да не хватит газетной колонки.

  19. Зачем кулинару С. Шевченко газетный рынок Санкт-Петербурга? Ведь не для того, чтобы продавцы пирожных озаботились ростом тиража “Вечернего Петербурга”? Да и сеть кондитерских магазинов “Север” не нуждается в газетной рекламе. Зачем богатому человеку озадачиваться распространением периодических изданий, если депутат ЗакСа так и не удосужился обзавестись своей жизнеспособной газетой? Кто спорит, у этого политика находятся деньги на подпитку печатных органов, привыкших жить “заказными” материалами. Но речь идет о феномене “своей газеты”, которую полагается создавать “с нуля” и заботливо пестовать на радость потенциальному избирателю. Здесь С. Шевченко ведет себя с женской непоследовательностью. То его помощники угрожают физической расправой знакомым журналистам, втянув патрона в судебные разбирательства. То вдруг от имени босса предлагают главному редактору “Нового Петербурга” взятку размером в 100.000 долларов.

  20. Куда большие средства братья Шевченко выделили на создание газеты “Петроград”.

  21. Этот случай обязательно войдет в истории издательского дела на Руси образцом того, как не следует вести дела в газетном бизнесе. В итоге отремонтированные офисные помещения над рестораном “Метрополь” снова опустели. А суммы с круглыми нулями были бестолково растрачены Николаем Бондариком. Ибо Председатель Русской партии оказался никудышним редактором. Ситуация настолько очевидная, что высказывались мнения: назначение националиста Бондарика было неудачной попыткой члена фракции ЛДПР В. Шевченко дебютировать в качестве лидера националистов “северной столицы”. Эдаким манером с помощью денежного мешка прощупывалась новая игровая площадка. Шевченко очень хотел остаться в федеральной политике, но его консультанты словно задались целью подставить шефа по-крупному.

  22. К середине лета 1999 года братья Шевченко расписались в непонимании законов газетного рынка. Горожанам еще предстояло забавляться показательно неудачной компанией по переизбранию В. Шевченко в депутаты Госдумы (помните эти транспаранты с цветными фото политика, брошенные корыстолюбивой молодежью в осенние лужи у станций метро?). Но к концу лета-началу осени 1999 года встал вопрос о необходимости вернуться к столь проверенным средствам как заказное убийство и финансовые махинации.

  23. Братья Шевченко имели прекрасно законспирированных информаторов в окружении Олега Червонюка. Благодаря ежедневным донесениям, частым телефонным звонкам и письменным отчетам коммерческих шпионов двум известным городским политикам не составляло труда тщательным образом отслеживать умелые и толковые действия бизнесмена по слиянию “Метропресса” с ГП “Роспечать”. Обе структуры находились под одной крышей здания из красного кирпича на Миргородской улице. Чтобы услышать “да” “метропрессовцам” достаточно было открыть двери из одной директорской приемной в соседнюю. Осенью 1999 года беспросветно безнадежное положение государственной торговой сети обещало минимум усилий для захвата полного контроля над рынком распространения печатных СМИ. Ситуация приобрела необратимый характер, когда чиновники охотно откликнулись на переговоры о слиянии двух фирм.

  24. Отныне дети Олега Червонюка были просто обречены на безотцовщину.

    Хронология событий 1999 года:

    До 9 мая Олег Червонюк обзаводится охранником, а после праздников перестает пользоваться телефоном в своем доме, опасаясь незаконного прослушивания.

    В июле неизвестные с улицы обстреливают квартиру, в которой находится Владислава Червонюк и трое ее детей.

    В июне Олег Червонюк признается Владимиру Болотову: “Мне дышат в затылок. Надеюсь, что меня ценят как профессионала и обойдется без крови. Но как вы будете без меня?”

    В августе секретарь Олега Червонюка замечает, что к бумагам на рабочем столе проявляют интерес некоторые лица, приближенные к ее работодателю. Она делится с окружающими своими подозрениями, но шеф просит ее не обращать внимания на подобные мелочи.

    В сентябре в бумагах Олега Червонюка появляется запись о необходимости дистанцироваться от Андрея Шалиско через перевод бывшего партнера на положение рантье.

    25 октября на первой конференции ассоциации “Балтийской прессы” впервые заявлено о необходимости реорганизации ГП “Роспечать” по “метропрессовскому” образцу.

    26 октября руководство “Метропресса” готовится обсуждать вопрос о формировании контрольного пакета акций. Но Болотов отказывается предъявить паспорт жены для оформления документов. Но паспорт выдан 04.03.87 и далее в нем не зафиксировано никаких изменений.

    28 октября убиты 31-летний Олег Червонюк и его 24-летний брат Сергей.

    22 ноября оставшиеся в живых учредители передат акции посторонним юридическим лицам.

    25 ноября незаконные действия “Стройкорпорации “Союз” и фирмы “Норд” обеспечивают братьям Шевченко захват ООО “Метропресс”.

    Отдел журналистских расследований нашего сайта.

    Девять жизней Руслана Коляка

    Сайт создан 29.06.2000


    Hosted by uCoz