46cb4630c96d924f64c5e03be3fb400d.jpg

    «Амели» - наркотик для семиотиков»

    Эстетика ошибок про двойника Берты Бовари

    Монмартровский двойник Берты Бовари

  1. Культура - это государственный наркотик, наркотик государственного масштаба.

  2. Люди говорят о "культуре" тогда, когда попадают в наркотическую зависимость от мусора, вызывающего эмоции. Очищенные от связи с мусором наши эмоции могут быть как прекрасными, так и относительно безвредными. Ни в том, ни другом государство не заинтересовано как аппарат насилия.

  3. Жан-Пьер Жене не режиссер, но алхимик. "Амели" (2001) - это не традиционное кино, а один из первых масс-медийных наркотиков. Этот новый наркотик произведен на основе последних результатов науки семиотики. В качестве масс-медийного наркотика "Амели" требует высоких технологий. Поэтому смотреть (употреблять) зелье под названием "Амели" следует на DVD-аппаратуре.

  4. После "Матрицы" и до 2001 года никто не спешил избаловать нас кинофильмами, в которых главной идеей было бы опосредованное познание мира с культом информационно насыщенного знака. Не говоря о том, что семиотики когда-либо выступали бы в качестве киногероев.

  5. Движение в направлении знаковой зашифрованности началось и едва не прервалось на шедевральном "Блоу-ап" Антониони. Последним кинофильмом в этом духе, достойным упоминания, был американский фильм "Радиоволна". Жаль только, что его создатели так и не сумели определиться с жанром. Сын общался с отцом через старый ламповый радиопередатчик. Фантастический рассказ о "машине времени"? По ходу сюжета свою жену и мать двое мужчин спасали от маньяка. Вроде бы, триллер. В финале семейство воссоединялось. Вроде бы, мелодрама. Вот эти многочисленные "вроде бы" и помешали фильму завоевать аудиторию, склонную к наркотической семиотизации.

  6. Много фильмов снято про полицейских, про физиков и про маньяков (не в Интернете они будь помянуты). Но победное шествие DVD-технологий требовало революционных изменений в восприятии картины мира. Система прежних персонажей была отринута владельцем DVD, желающим наслаждаться мирным перетеканием минуты в минуту, детали в (из) деталь (-и).

  7. Поэтому в 2001 году молодой актрисой Одри Тоту воплощен на экране полновесный образ девушки, помешанной на разгадке семиотических кодов. Фильм режиссера Жан-Пьера Жене (Франция-Германия) ответил на главный вызов XXI века. Впервые после "Матрицы" мы получили кино, достойное постинформационного общества.

  8. "Амели" снята французом про француженку. И, думаю, не для французов. Не про французские сексуальные страсти (две сексуальных сцены на весь фильм: Амели под партнером и подглядывание за любовниками по всему Парижу). Тогда про что?

  9. Жан-Пьер Жене напрямую наследует флоберовскому роману "Мадам Бовари", когда своеобразным эпиграфом к своему фильму ставит многозначительную фразу, произнесенную закадровым голосом неведомого наблюдателя: "В момент зачатия Амели скатерть с бокалами была поднята ветром, но никто этого не заметил". Увы, это литературное произведение до сих пор не имеет адекватного кинопересказа. В "Амели" флоберовщина сквозит в каждом кадре. В том смысле, что актеры, режиссер и художник фильма проявляют чудеса художественной изворотливости, чтобы показать мир окружающий девушку Амели, не способную к столь сложному восприятию мира. Этот взгляд на мир уместен для пожилого Клода Моне, но не для официанточки из закусочной.

  10. На мой взгляд, Амели - наиболее удачное приближение французского кинематографа к воплощению образа тонко чувствовавшей, но не востребованной обывательским миром мадам Бовари.

  11. Хотя поклонники французского кинематографа сразу увидели в черноволосой Амели выросшую девочку из фильма Люка Бессонна "Леон-киллер". Уверен, создатели "Амели" не возразят против столь своевольного прочтения. Присмотритесь, по ходу фильма они словно играют со зрителем, предлагая ряд вполне читабельных цитат. К примеру, мама выпускает в пруд "единственного друга" девочки рыбку-самоубийцу по прозвищу "Кашалот". Это параллель с посадкой растения из горшка в "Леоне-киллере". Напомним, что трагически просветленный финал фильма про наемного убийцу материализовал идею-фикс заглавного героя: "пустить корни". Заканчивая краткий обзор киноцитат, упомянем, что маленькая Амели приводила родителей в стрессовое состояние надрывным криком, сравнимым с воем пожарной машины. Плавные движения камеры вокруг девочки напоминают кадры из французского криминального боевика "Доберман". Кстати, композиция "Добермана" была отструктурирована сходным образом: от детства ко дню ограбления прорыв осуществляется через плоскость экрана.

  12. Киношная природа фильма заявлена любительской киносъемкой родителей. Пока идут титры, мы успеваем прожить детство Амели. Любопытно, что ребенком Амели превращала части своего тела в движущиеся картины - рисовала мордочки и рожицы на коже, складывали ладони в виде головастика-многоножки и т.д.

  13. Всеприсутствующий характер детскости заявлен звериными образами. Мишка в виде белого облака попадает в кадр фотоаппарата. Плюшевый медведь в снег и в дождь сидит под окном на клумбе. Эти детские впечатления останутся с Амели в образе огромного медведь, идущего по туманному лесу вместе с маленькой девочкой. Таков сюжет одной из "звериных" картинок, висящих у девушки рядом с кроватью. Лучший эпизод фильма - диалог нарисованных зверей на тему: "А она не влюбилась?" перекликается диалогом Нино с мужчиной на фотокарточке.

  14. Второй мотив "искусства ради искусства" появился, когда взамен Кашалота девочке подарили фотоаппарат. Сосед убедил Амели в том, что ее вроде бы безобидное щелканье затвором "Кодака" привело к автомобильной аварии. Так впервые в сознание зрителя вбрасывается семиотическая идея о способности влиять на мир через действия, связанные со знаковыми операциями!

    Фотография чужой не бывает!

  15. Позже, сидя перед телевизором (в этом фильм дается снисходительный взгляд на телевидение как не-искусство для домохозяек, как форма массового вуаризма) Амели приписывает себе в вину множество катастроф в мире. Так через стрессовое состояние в душе ребенка состоялся прорыв в гениальность. Особое видение мира можно объяснить детским взглядом. Про это можно было бы снять (французы и сняли фильм с Жераром Депардье) отдельный фильм. Но режиссер "Амели" сжимает время и перебрасывает нас в 29 августа 1997 года. Принцесса Диана доживает последние часы...

  16. Сперва режет взгляд обращения Амели ко зрителю во весь киноэкран (героиня подсчитывает парочки, занимающиеся любовью, подглядывает за лицами других людей, освещенных отраженных светом белого киноэкрана и в финале дурачится на мотопеде за спиной любимого мужчины). И только к концу фильма понимаешь, что это авторская идея фильма. Для режиссера Жан-Пьера Жене кинокамера - это усовершенствованный аналог фоторобота, изготовляющего моментальные снимки. Получается, весь стодвадцатиминутный фильм, снятый в клиповой эстетике, остается набором моментальных снимков из жизни Амели с Монмартра.

  17. Поэтому неудивительно, что главная тайна фильма выстроена вокруг чужих фотографий, не имеющих никакой художественной ценности.

  18. Амели влюбляется в бестолкового парня, который собирает фотографии из уличных автоматов. Если вы пойдете куда-нибудь в общественное место, то обязательно увидите кабинку для скоростной фотосъемки. Современные киногерои обожает набиваться в такие тесные кабинки ("Асса", "Охранник для дочери" и др.). Никаких тайн на фото-конвейере не должно быть по определению. Парень по имени "Нино" занялся коллекционированием именно этих фотографических отходов. Герой фильма дорожит тем, что для "нормальных" людей всегда будет мусором. Любопытная попытка представить киношными средствами стерновски-гоголевский мотив коллекционирования никчемностей. Кстати, образ "стеклянного человека" из "Амели" исполнен в стилистике литературного персонажа Плюшкина.

  19. Оператор мастерски показывает нам безуспешные погони юноши Нино за "красными кедами". Нино всегда опаздывает и не застает рокового незнакомца перед посещением кабинки, во время подготовки к фотографированию или во время съемки. Не нужно быть профессиональным кинокритиком, чтобы понять: Нино повторяет действия героя из "Блоу-ап" Антониони. Детективу-любителю из классического фильма нужно было совместить случайное фото с конкретным местом в парке, чтобы приблизиться к разгадке убийства. Продавец видеокассет Нино пребывает в уверенности, что тайна будет разгадана при разговоре с "красными кедами".

  20. Вечером 30 августа 1997 года Амели узнает о гибели Дианы. Самоидентификация через принцессу Диану прерывается неожиданной находкой плоской шкатулки с детскими игрушками. В шкатулке поверх оловянного велосипедиста лежит фотография мальчика. С этого момента начинается сюжетное повествование. Амели выказывает незаурядные способности в деле раскрытия чужих тайн.

  21. Чужая фотография всегда тайна. Фотография - это знак подлинности бытия для того, кто не наделен самоосознанием. Для разгадки чужой тайны нужен контакт с человеком. Первым такого контакта удостаивается Амели, но зрителю предстоит подождать, когда вспышка озарения затопит тщедушную фигурку Нино. Всего в фильме даются три вспышки экстаза. Главная из них -э то переживание слепого старика, которого болтливая Амели перевела через улицу. В процессе движения она бойко описывала уличные сценки. Этот эпизод следует признать структурообразующим элементом в художественной системе фильма "Амели".

  22. Его азарт передается и героине. Двенадцать портретов в одном альбоме, собранном Нино со всего Парижа, наводят девушку на мысль о мистических причинах, заставляющих лысого мужчину объезжать Париж в поисках фотоавтоматов. Мол, это мертвец, который склоняется над девицами и т.д. Но пусть первопричина бурной деятельности лысого мужчины в красных кедах останется тайной для тех, кому пока не довелось посмотреть "Амели". Здесь важно показать, что тайна выстроена на изъятии вещи из контекста. Полоска со снимками безучастного лица уместна лишь в момент фотографирования или в мусорной корзине. В остальных случаях фото, изъятое из контекста, приобретает воображаемое информационное содержание.

    Семиотическое чтиво

  23. Отсюда проистекает провокационный вопрос: а раскрывает ли "Амели" все свои тайны неподготовленному зрителю? Амели - Гамлет в зеленой или красной юбке (на сочетании этих двух цветов выстроен весь изобразительный ряд фильма). Вслед за шекспировским персонажем Гамлет с Монмартра могла бы повторить: "Знаки, знаки, знаки..."

  24. Гамлет или... бес? Осматривающая ночной Париж в подсчетах количества парочек, испытывающих оргазм, Амели напоминает традиционного для плутовского романа бесенка, вскрывающего крыши в частных жилищах. Тема демонизма сатирически и самопародийно обыграна в сцене, когда Амели едет на коляске по парку развлечений аттракцион ужасов. Облаченный в производственный костюм скелета-смерти, ее избранник старается напугать Амели, принимая ее за обычную посетительницу. Ничего не получается. В мире Амели угроза смерти и насилия не представляет опасности, сравнимой с одиночеством. Угроза предполагает наличие другого человека - насильника, а другой и есть благо для Амели, живущей в мире детских фантазий. Поэтому она столь смело углубляется в поземных переходах парижского метро (сцена со слепцом).

  25. Зритель должен быть готов к тому, что в этом фильме нет счастливого финала.

  26. Чтобы понять, почему невозможен хэппи-энд, следует вспомнить Тарантино. Прообраз Амели обнаруживается в "Криминальном чтиве" Тарантино. Там у персонажа Брюса Уиллиса была девушка, которая любила подолгу спать и заказывать блинчики с фруктовой начинкой. У этой девушки наблюдались явные отклонения в психике. Кажется, за эту чудаковатость, за эту приторможенность ее нежно любит профессиональный боксер. Так вот, в финале тарантиновской истории оба - боксер, убивший человека и спасший "большого черного человека", и его девушка - уезжают на роскошном (чужом) мотоцикле. Убегают. Это бегство.

  27. Финал "Амели" - явная реминисценция всех мотоциклетных хэппи-эндов мирового экрана. Достаточно вспомнить, что в советской традиции любовь на мотоцикле ("Романс о влюбленных") обернулась одним из самых трагических финалов. Для киношников мотоцикл навсегда останется транспортным средством, эстетизирующим развевающиеся волосы. В "Криминальном чтиве" персонажи убегают от опасности. В "Амели" проезд по улицам Парижа следует расценивать процессом перевоплощения героини в "нормального" человека. В финале поездки - свадьба. Девушка была гением, когда для слепого старика открывала романтику парижской улицы. Но рядом с любимым человеком Амели теряет духовное зрение и слух. Мир теряет знаковость, съеживается в образе любимого человека. Прерывается животворный семиотический поток...

  28. Повторный просмотр фильма ставит зрителя в иной контекст. Как вариант: вы посмотрели "Амели" на широком экране в кинотеатре в компании друзей. А потом купили заветную коробочку с DVD и провели тихий вечер перед экраном телевизора. Это будут два разных фильма. Спустя какое-то время вы вдруг признаетесь себе, что желаете смотреть это кино и в третий раз! Тогда найдите в себе силы признаться в том, что вы "подсели" на очень мощный масс-медийный наркотик. Никто не может запретить вам смотреть кино столько раз, сколько для того вы имеете возможностей. Но не лишним будет приобрести какую-нибудь популяризаторскую книжку о науке семиотике. Иного способа "выздороветь" мы не знаем...

  29. P. S. Семиотика - междисциплинарное расщепление наукоподобного сознания, методологическая шизофрения, эклектика как имитация науки. Традиционные разговоры о необычайно разносторонности интересов кого-либо из признанных семиотиков - это медицинской диагноз.

    Амели, 2001

    «Открытое письмо Sergey Kunitsyn, j Fox и на ANZOR.TV»

    "М-м-м-м! Какая булочка! Вкусно!"

    Анзор.ТВ, отметка 2.13

    Дорогие коллеги по электронному пространству!

  30. Постмодернист босиком танцует на бритве междисциплинарного безумия.

  31. В обсуждении записи, у Sergey Kunitsyn посвящённой одной цитате (всего-навсего цитате!) из фильма "Амели", j Fox сказал обидные слова про "бред".

  32. Это не бред. Это цитата из фильма, которая, кстати, очень расхожа в Рунете. В нескольких десятках блогов содержатся признания в стиле "люблю этот фильм". Многие цитаты из произведений искусств прошлых столетий кажутся бредом...

  33. Со времени премьеры французского фильма "Амели" всё изменилось.

  34. Если Вам нравился псевдо-документализм и описательность в этом фильме, то сегодня на Анзор ТВ можно посмотреть сюжет "КНИГА 2: Когда Звезды Повыходили Разом Замуж". Оператор пьёт кофе за кадром. Камера снимает парковку и пространство перед торговым центром. Контраст такой же, как в фильме "Амели". Как бы про то же. Кино-героиня была озабочена загадками в поведении мастера по настройке фото-аппаратов. Ингуш Анзор пародирует себя в рассказе о книге, которую он пишет и картине, которую он рисует. Это, конечно, приветы "книгам" из "Ассы" и фотоальбому из "Амели". Короче говоря, искусство ушло из профессии в механизм фиксации бытия.

  35. Суть моей реплики в том, что сегодня ингуш Анзор делает то же самое (буквально!), что вытворяли почти маргинальные второстепенные персонажи в фильме "Амели". И вот вопрос - осознали ли это самые завзятые поклонники фильма "Амели"? Способны ли? И - если нет, тогда зачем надо было смотреть фильм "Амели"? Про что смотрели "Амели"?

  36. Мы говорим об одной и той же реальности. Только я вижу "неуловимо вальсирующее описание жизни" в том, что ингуш Анзор уходит за второй чашкой кофе и просит зрителей (!) присмотреть за его камерой.

  37. И второе. Искусство меняется каждые 2-3 года. При исследовании структуры научных революций Томас Кун доказал, что в науке парадигмы сменяются в 7,5 лет. В искусстве чуть быстрее. Поразительно другое, что в маргинальных образах "Амели" предсказаны наши сегодняшние анзоры. Вот это уровень Найта Шьямалана!

  38. Я не пиарю ингуша Анзора, который сам себя называет "бродягой", но осел в Швеции, пьёт кофе и рассуждает о "свободе". как-нибудь без моей рефлексии по поводу его роликов Анзор раздобудет (и всё-таки как? Дружбой с гомосексуалистами?.. Здесь я говорю про мутного шведа Джона, выложившего ролики про гей-парады) пару евро на кофе и булочку.

  39. Но два года я пиарю немца Эрнста Крамери и его канал на Юьтьюбе. Я дважды выступал на научных конференциях с анализом его съёмок Швейцарии. Оба (мой любимый Крамери и Анзор) снимают по-разному, но про одно. Фиксация бытия и возможность выложить снятое и прокомментированное в общий доступ заставляет изменить отношение к произведениям искусства. Фильм "Амели" хороший. (Но я бы не включал его список для обязательного ознакомления). Но в самой художественной ткани фильма содержится объяснение, почему его не надо будет смотреть через 15-20 лет. Вот это интересно...

  40. Ещё раз. Французский фильм снят про будущих Анзоров, которых не было в реальности на момент премьеры. Фильм "Амели" - про русскоязычных анзоров. Но Анзор.ТВ не про "Амели"!

  41. Никого не хочу обидеть, но процитирую фильм "Амели": "— Не обращайте на него внимания, он в маразме. Видите, что он сделал с моим фикусом? Раньше он работал в метро, компостировал жетоны. Теперь каждую ночь он встает компостировать мой фикус".

  42. На первый взгляд может показаться, что сегодняшние фанаты фильма "Амели" (и вообще произведений искусства) могут оказаться в социальной роли тех, кто "компостирует наш фикус" под названием youtube.com.

  43. Я обращаю внимание на парадокс. Если поклонники фильма "Амели" не поймут того, что операаторы любительского видео - это наше "Амели"-2014, то приходится признать, что где-то и в чём-то фильм "Амели", - как произведение прежнего искусства, - не выполнил часть работы...

  44. Чуть выше я неточно выразился. Проблема в том, что всё меняется на глаза, непрерывно. Недавно mabuse8306 (гуру в суб-жанре самолётных трэвел-видео, специализация - первый класс в Эмирайтс) выложил видео полёта из Рима в Нью Дели. Видео снято в стиле "очки-камера". Перед досмотром оператор снимает очки и кладёт их в лоток, лоток едет внутри сканирующего прибора. И снимает! Что это? Народная журналистика эпохи транс-гуманизма? Вот такое видео должно определяться "произведением искусства". А новый фильм Никиты Михалкова - это не произведение искусства. мы внутри новых процессов, под который только разрабатывается новый категорийный аппарат вроде моего крипто видео.

  45. Оператор-любитель mabuse8306 - это наша Амели эпохи съёмок камера в оправе очков!

    Анатолий Юркин

    (На фото в моём блоге гугл плюс - кино-персонажи, деяния и судьбу которых сознтельно, то ли повторяет, то ли неосознанно пародирует ингуш Анзор в Стокгольме. Типажи про одно и то же! Попытки снять бытовое видео, нарисовать картину "Радуга в Португалии" и т.п.)

    КНИГА ДЛЯ ТЕХ, КТО САМОСТОЯТЕЛЬНО ДУМАЛ О БУДУЩЕМ
    THE BOOK FOR THOSE who INDEPENDENTLY THINKS about FUTURE

    Афоризмы для повторения:

    "Человек - оператор ошибок".
    Анатолий Юркин, Лорибука


    © А. Юркин. Все права защищены.

    Hosted by uCoz