Анатолий Юркин


Пророк на Яндекс.Фотках

«Пророк» (1997)

Сегодня на книжных прилавках появилась новинка издательства "Азбука".

Роман "Пророк" - мое первое пророчество. С началом перестройки Россия была втянута в тотальную информационную войну. Особенность такой войны состоит в том, что выиграть ее можно с помощью новых идей. Мы будем победителями. Дела наши не столь плохи, если учитель литературы пишет романы о тайном знании человечества. О первом пророке доисторического человечества.

Будущее - обитаемый остров пророка. Пророк - это человек, превращающий в мощное идеологическое оружие тайны прошлого и знание будущего. Говоря современным языком, пророк - это специалист по выживанию народов в экстремальных ситуациях. До ума и сердца русского чело-века знание о прошлом и предсказание будущего легче доходят через художественные образы литературного текста. В словаре у Даля сказано: "прорекать... разоблачать будущее". Пророчества могут и не сбываться, но сам факт присутствия пророка в народной стихии открывает новые возможности.

Если в смутное время русский читатель требует умных воинов и созидателей Империй то-гда, почему бы героем романа не сделать созидателя новой цивилизации? Получилось ли, судить читателю".

Заметка "Пророк" напечатана в газете "Новый Петербургъ", номер N26 (281) от 10 июля 1997 года, с.4.

Сайт: polygamist.narod.ru.
Источник: газета "Новый Петербургъ"
Перепечатка: Weekly newspaper The Prophecies and Sensations Жанр: рецензия, анонс
Дата: июль 1997

Пророк в газете Новый Петербургъ

1 Сегодня на книжных прилавках появилась новинка издательства "Азбука".

2 Роман "Пророк" - мое первое пророчество.

3 С началом перестройки Россия была втянута в тотальную информационную войну.

4 Особенность такой войны состоит в том, что выиграть ее можно с помощью новых идей.

5 Мы будем победителями.

6 Дела наши не столь плохи, если учитель литературы пишет романы о тайном знании человечества.

7 О первом пророке доисторического человечества.

8 Будущее - обитаемый остров пророка.

9 Пророк - это человек, превращающий в мощное идеологическое оружие тайны прошлого и знание будущего.

10 Говоря современным языком, пророк - это специалист по выживанию народов в экстремальных ситуациях.

11 До ума и сердца русского чело-века знание о прошлом и предсказание будущего легче доходят через художественные образы литературного текста.

12 В словаре у Даля сказано: "прорекать... разоблачать будущее".

13 Пророчества могут и не сбываться, но сам факт присутствия пророка в народной стихии открывает новые возможности.

14 Если в смутное время русский читатель требует умных воинов и созидателей Империй то-гда, почему бы героем романа не сделать созидателя новой цивилизации? Получилось ли, судить читателю".

цитаты

Пример : "Сегодня на книжных прилавках появилась новинка издательства "Азбука". Лорибука, 281:1.

Как Лорибуку искали днем с огнем
(Обсуждение заметки)

"Да я бы рад, да где ж ее взять, эту лорибуку", - пожаловался Seva Brodsky (seva) еще в 2002 году (02-14).
http://seva.livejournal.com/1216.html

Получается такой расклад. С одной стороны, умные и честные люди вроде Seva Brodsky (seva) ищут и надеются. Всм нужен мобилизационный проект.

С другой стороны, крайне агрессивны и злобны неизвестные лица, коллектив которых делает все, чтобы никто ничего не нашел! Смотри цензорское признание "О Юркине": "Собственно, я как раз на Атеизме с ним полемизировал, и в статью в Википедии (его любимый ресурс) комментарии о нём забил (дикая выходка вандала - А.Ю.) - благо, свободная энциклопедия. Что могу сказать? Большая проблема..."
http://mcparker.livejournal.com/314378.html

Анатолий Борисович Юркин


  Лингвистический анализ произведения
Произведение: Пророк
Автор: Анатолий Юркин
Дата проведения анализа: 14 сентября 2013 года

Общая статистика

Длина текста, знаков:1074472
Слов в произведении (СВП):152076
Приблизительно страниц:572
Средняя длина слова, знаков:5.67
Средняя длина предложения (СДП), знаков:62.53
СДП авторского текста, знаков:72.41
СДП диалога, знаков:47.18
Доля диалогов в тексте:29.59%
Доля авторского текста в диалогах:6.83%
Использование диалогов по тексту
(по горизонтали: счётчик знаков; по вертикали: процент диалогов;
размер скользящего окна: 10000 знаков, шаг: 1000 знаков)
Максимальный фрагмент авторского текста, знаков: 20406 (в страницах — примерно 11; начинается где-то на 1-й)

Активный словарный запас

Использовано уникальных слов:13173
Активный словарный запас (АСЗ):12281
Активный несловарный запас (АНСЗ):892
Удельный АСЗ на 3000 слов текста:1262.01
Удельный АСЗ на 10000 слов текста:2913.51 отсутствует в рейтинге УАСЗ-10000
Удельный АСЗ на 100000 слов текста:10843.60
Динамика изменения УАСЗ-3000 от начала до конца произведения
(по горизонтали: счётчик слов; по вертикали: УАСЗ-3000)
Максимальное значение УАСЗ-3000 (1429) приходится приблизительно на 0-ю страницу текста.
Миниимальное значение УАСЗ-3000 (1008) приходится приблизительно на 45-ю страницу текста.
Рост АСЗ от начала до конца произведения
(по горизонтали: счётчик слов; по вертикали: АСЗ)

Части речи

Неопределённых частей речи (НОЧР), слов:31869 (20.96% от СВП)
Определённых частей речи (ОЧР), слов:120207 (79.04% от СВП)
Из них (принимая ОЧР за 100%):
          Существительное43102 (35.86%)
          Прилагательное12177 (10.13%)
          Глагол18721 (15.57%)
          Местоимение-существительное6908 (5.75%)
          Местоименное прилагательное2979 (2.48%)
          Местоимение-предикатив18 (0.01%)
          Числительное (количественное)430 (0.36%)
          Числительное (порядковое)140 (0.12%)
          Наречие2901 (2.41%)
          Предикатив202 (0.17%)
          Предлог13725 (11.42%)
          Послелог0 (0.00%)
          Союз474 (0.39%)
          Междометие61 (0.05%)
          Вводное слово25 (0.02%)
          Фразовый глагол12 (0.01%)
          Частица3496 (2.91%)
          Краткое прилагательное0 (0.00%)
          Причастие3064 (2.55%)
          Деепричастие1523 (1.27%)
          Краткое причастие0 (0.00%)
          Инфинитив4332 (3.60%)
Служебных слов:27686 (23.03%)

Биграммы частей речи

В таблице показаны частоты словопар типа «существительное+прилагательное», «прилагательное+глагол» и т.д. Для удобства восприятия частота выражена в среднем количестве пары на 1000 слов текста. Вертикаль отражает часть речи первого слова биграммы, горизонталь — второго.

С
у
щ
е
с
т
в
и
т
е
л
ь
н
о
е
П
р
и
л
а
г
а
т
е
л
ь
н
о
е
Г
л
а
г
о
л
М
е
с
т
о
и
м
е
н
и
е
-
с
у
щ
е
с
т
в
и
т
е
л
ь
н
о
е
М
е
с
т
о
и
м
е
н
н
о
е

п
р
и
л
а
г
а
т
е
л
ь
н
о
е
М
е
с
т
о
и
м
е
н
и
е
-
п
р
е
д
и
к
а
т
и
в
Ч
и
с
л
и
т
е
л
ь
н
о
е

(
к
о
л
и
ч
е
с
т
в
е
н
н
о
е
)
Ч
и
с
л
и
т
е
л
ь
н
о
е

(
п
о
р
я
д
к
о
в
о
е
)
Н
а
р
е
ч
и
е
П
р
е
д
и
к
а
т
и
в
П
р
е
д
л
о
г
П
о
с
л
е
л
о
г
С
о
ю
з
М
е
ж
д
о
м
е
т
и
е
В
в
о
д
н
о
е

с
л
о
в
о
Ф
р
а
з
о
в
ы
й

г
л
а
г
о
л
Ч
а
с
т
и
ц
а
К
р
а
т
к
о
е

п
р
и
л
а
г
а
т
е
л
ь
н
о
е
П
р
и
ч
а
с
т
и
е
Д
е
е
п
р
и
ч
а
с
т
и
е
К
р
а
т
к
о
е

п
р
и
ч
а
с
т
и
е
И
н
ф
и
н
и
т
и
в
Существительное7631769.88.2.01.81.208.1.5652.00.90.03.04.049.6.00174.008
Прилагательное1147.22.7.82.51.00.10.00.30.013.7.00.10.00.00.00.35.00.68.22.001.9
Глагол50192.19.14.1.01.63.254.0143.00.31.03.03.003.7.003.31.3.0019
Местоимение-существительное5.44.9342.11.5.03.17.092.7.175.5.00.05.01.03.008.3.00.56.33.002.5
Местоименное прилагательное174.74.51.8.44.01.04.03.34.23.65.00.03.00.00.01.76.00.22.09.00.13
Местоимение-предикатив.01.00.01.01.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.07
Числительное (колич-ое)2.6.63.31.08.08.00.05.00.00.03.07.00.00.00.00.00.04.00.05.00.00.04
Числительное (порядковое)1.1.08.09.00.00.00.00.01.00.00.04.00.00.00.00.00.00.00.01.00.00.00
Наречие3.92.38.73.8.31.01.04.03.70.163.4.00.01.00.01.011.9.001.46.00.69
Предикатив.04.07.05.04.00.00.00.00.01.00.05.00.00.00.00.00.04.00.00.00.001.2
Предлог9329.037.97.8.001.1.40.22.00.00.00.00.00.00.00.03.003.5.01.00.00
Послелог.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00
Союз.94.29.681.3.17.00.00.00.14.01.37.00.01.00.00.00.97.00.04.00.00.25
Междометие.14.03.04.09.01.00.00.00.00.00.00.00.01.01.00.00.03.00.00.00.00.00
Вводное слово.04.01.04.03.00.00.00.00.01.00.04.00.03.00.00.00.00.00.00.00.00.00
Фразовый глагол.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.16.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00
Частица1.71.426.76.44.00.01.00.47.011.9.00.00.00.00.00.35.001.12.3.002.5
Краткое прилагательное.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00
Причастие154.1.29.53.27.00.12.01.72.037.9.00.01.00.00.00.08.00.25.03.001.1
Деепричастие5.91.9.47.46.17.00.04.01.20.014.5.00.00.00.00.00.07.00.39.00.00.93
Краткое причастие.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00
Инфинитив145.3.561.51.3.04.08.01.77.0512.00.10.00.00.01.59.00.72.14.00.55

Части речи на позициях в предложении

Таблица показывает, с какой частотой употреблены автором различные части на позициях в предложении. Например, ячейка «глагол – 3» показывает с какой вероятностью третье слово в случайно взятом предложении произведения является глаголом. Вероятность выражена в процентах.

В каждом столбце максимальное значение отмечено жирным шрифтом, что позволяет по первым трём-пяти столбцам примерно представить типичное для произведения начало предлоджения. Например, последовательность «местоимение-существительное, глагол, прилагательное, существительное» может быть чем-то вроде «Он срубил старое дерево...»


 Номер слова в предложении
 1234567891011121314151617181920
Существительное2829323539414042424244434445444645444647
Прилагательное7.788.71011111212121212131213121413151214
Глагол132823191515151413131212111111119.4111011
Местоимение-существительное169.27.25.94.64.43.93.83.83.63.23.43.22.72.51.92.62.92.41.7
Местоименное прилагательное2.92.62.32.82.82.62.62.82.82.42.72.42.722.51.622.232
Местоимение-предикатив.00.00.00.00.00.10.00.00.00.00.00.00.00.00.00.10.00.00.00.00
Числительное (колич-ое).60.40.30.40.40.40.40.30.40.30.50.20.40.40.20.30.30.50.10.30
Числительное (порядковое).20.20.10.10.20.00.10.10.10.00.10.10.00.20.10.10.20.00.00.00
Наречие6.92.82.21.82.122.11.62.31.621.61.722.21.621.81.81.2
Предикатив.30.30.20.20.10.10.20.10.20.20.20.20.10.10.10.10.20.20.00.10
Предлог117.7111313131213121412131413131314121313
Послелог.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00
Союз2.2.40.20.20.20.20.20.20.10.20.30.00.20.20.10.20.10.20.00.00
Междометие.40.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.10.00.00.00.00.00.00.00
Вводное слово.10.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.10.00.00.00.00
Фразовый глагол.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.10.00.00.10.00.00.10.00.00
Частица3.55.23.92.72.82.72.62.32.82.42.42.42.22.52.31.62.51.92.42.2
Краткое прилагательное.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00
Причастие1.51.62.12.42.62.93.133.33.23.43.43.64.63.53.443.843.5
Деепричастие4.41.31.2.90.901.8011.90.901.1.90.90.801.50.801.3.40
Краткое причастие.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00
Инфинитив12.35.15.14.74.34.13.94.143.943.73.34.53.743.93.23.3

Знаки препинания

Частоты знаков препинания (среднее количество на 1000 слов):
          ,    запятая87.57
          .    точка88.88
          -    тире17.10
          !    восклицательный знак5.55
          ?    вопросительный знак12.44
          ...    многоточие1.56
          !..    воскл. знак с многоточием0.00
          ?..    вопр. знак с многоточием0.02
          !!!    тройной воскл. знак0.01
          ?!    вопр. знак с восклицанием0.09
          "    кавычка11.76
          ()    скобки0.16
          :    двоеточие5.39
          ;    точка с запятой0.23




Распознавание автора текста

Алгоритм распознавания автора текста, разработанный в 2008 году Львовым Алексеем для Лаборатории Фантастики, основан на сравнении лингвистического профиля текста с идентичными по структуре лингвистическими профилями авторов для выявления наиболее точного совпадения. Лингвопрофили авторов вычисляются заблаговременно и хранятся в базе данных как массивы усреднённых показателей и их среднеквадратичных отклонений по всем текстам автора. Таких показателей насчитывается более тысячи, часть из которых приведена выше.

Эмпирический подсчёт показал, что совокупный анализ этих данных, взятых в весовых долях, позволяет определить автора романа с точностью 98.79%, рассказа — 84.32% (при условии, что в базе данных имеется лингвистический профиль истинного автора). Алгоритм сложен и обладает рядом инновационных решений, что позволяет достичь высокой точности в сравнении с прототипами, основанными на анализе одних лишь символьных биграмм.

Алгоритм работы лингвоанализатора кратко описан в статье «Лингвистический анализ текста и распознавание автора».


Внимание! У Анатолия Юркина пока не сформирован лингвистический паспорт, а значит этого автора в списке результатов не будет в любом случае. Соответственно, проверка авторства для данного произведения не может даже претендовать на верный результат.

АвторСовпадение с лингвопрофилем автора
1. Генри Лайон Олди
 51%
2. Андрей Мартьянов
 51%
3. Александр Беляев
 50%
4. Сергей Синякин
 49%
5. Василий Головачёв
 48%
6. Михаил Ахманов
 47%
7. Святослав Логинов
 47%
8. Александр Волков
 47%
9. Владимир Васильев
 47%
10. Иван Ефремов
 47%
...
 

Любое использование материалов сайта допускается только с указанием активной ссылки на источник.

Copyright © 2005-2014 «Лаборатория Фантастики».


Эпилог романа "Пророк"

Третья часть романа "Пророк"

«Актер в космосе» (1990)

НФ рассказ

  «Его звали Самомал. Он не вышел ростом. В театральном училище на Юпитере он был самым маленьким студентом среди парней и, что вдвойне обидней, среди девчат. Но это половина беды. Преподавателю отказывали ему в таланте. Простудившись, на дипломном спектакле он получил оценку "удовлетворительно" и распределение в другую галактику.

  Это было захолустье. Актерская труппа состояла из шести неудачников. Он был седьмым актером за всю культурную историю планеты Гиоран. За два последующих года он сыграл полтора десятка мужских и женских ролей. На его Гамлета газета соседней звездной системы откликнулась шестью строчками. Он не пил и не курил. Держал спортивную форму и не падал духом, но стеснялся приглашать родителей. Каждый месяц он посылал на Землю стандартный десятиминутный видео-фильм.

  Девушки из космопорта познакомили его с Дождинкой. Самомал часто думал о том, что обратный билет ему продаст именно эта девушка. Она нравилась актеру. За свою пышную косу Дождинка получила добрую дюжину выговоров от начальства. Наверное, из-за девичьей косы он и задержался на Гиоране. Всюду - жизнь.

  В тот вечер перед привычно полупустым залом он играл королевского шута и Корделию. В антракте пожилая актриса раздраженно заметила: "Как преданно за вашей игрой следит незнакомец. Сомик, я вам немного завидую. Этот командировочный, он настоящий зритель". Самомал смутился. В тот вечер долго не смолкали аплодисменты. Незнакомый труппе зритель просто буйствовал. Сцену завалили цветами. При очередном выходе на поклоны под ногами скрипела пластиковая упаковка букетов. Морщинистая Гонерилья расплакалась от счастья. За кулисами Самомала обступили кружком, чтобы каждый из собратьев по профессии смог пожать юноше потную руку. "Молодой человек, вы были великолепны. Во втором акте вы показали особенную игру. Этот вечер - ваш", - объясняли ему ветераны гиоранских подмостков.

  Самомал последним вышел через служебный вход и увидел "неистового" зрителя. Это был старик богатырского сложения с бластером на животе. "Гора мышц", - разочаровался Самомал. В тусклом свете переулка приезжий двинулся ему навстречу. Вопреки возрасту и габаритам старик передвигался животной грацией голоного хищника. В театральном училище на Юпитере за "движение и танец" командировочному самый строгий экзаменатор вроде Барбо поставил бы только "отлично". Самомал опасливо протянул ладонь для мужского рукопожатия.

  "Очень рад познакомиться", бережно покачивал пожилой атлет актерский локоть. – Меня зовут Камнелюб и спешу выразить вам свое восхищение. На сцене вы играете с такой ловкостью, с какой мужчины из нашего рода управляют космолетом любой модели! А в космосе наш род кочует шестой десяток лет!"

  Последующая беседа потрясла молодого актера. Старик любил сцену, видел лучших земных артистов и профессионально разбирался в истории внеземного драматического искусства. Самомал соскучился по театральному разговору, но Камнелюб оказался никудышним собеседником. Старика распирало от зрительского восторга. Иногда он останавливался и, сдвинув голову набок, смотрел на юношу взглядом разбогатевшего импресарио. Из всего разговора Самомал запомнил одну фразу: "Довелось к старости увидеть настоящего актера". Ночью Самомал не сомкнул глаз.

  Утром в космопорту заправлялся пассажирский лайнер, поэтому надо было участвовать в спектакле для семейных путешественников. Среди празднично одетых детей Самомал узрел Камнелюба. Затесавшись среди детей, Камнелюб восторженно реагировал на каждую реплику Серого волка. Зрители требовали сыграть подряд два спектакля. В корпоративной форме появился капитан лайнера: корабль выбивался из расписания. Члены экипажа и голенастые кассирши космопорта помогали измученным родителям отлавливать детей. Дети не хотели уходить из театра. Мальчики постарше прятались на сцене. "Хотим еще приключений Серого волка!" – кричали те, что забрались под пыльные декорации. Когда все волнения улеглись, в зрительном зале остались два человека. Камнелюб на креслах и Самомал на сцене. "Вы гениальный актер", - успел сказать старик, прежде чем вышел из здания оскандалившегося театра.

  Дождинка помогла Самомалу добраться до снимаемой им комнаты. Он лежал на кровати и молча смотрел в потолок. Через физическую неподвижность тела он явственно ощущал, как меняется направление вектора судьбы.

  На следующий день пришла повестка.

  Самомал надел лучший комбинезон и нехотя поплелся в Комитет по инопланетянам. Он испугался ковровых дорожек, сканирующих тело посетителя. В огромном административном здании один из благосклонно настроенных офицеров назвал ему номер кабинета. Самомал поправил карманы, в которых никогда ничего не лежало, и постучал в плотно запертую дверь.

  "Войдите", - раздался голос из металлического окошечка.

  Референт Комитета по инопланетянам стал первым местным начальством для актера, прожившего два года на Гиоране. За исключением директора театра, разумеется. Раскачивая золотыми эполетами на массивных погонах, должностное лицо предложило визитеру кофе, но, сглотнув сухую слюну, актер отказался.

  На столе Самомал разглядел конверты с цветными фотографиями. На некоторых из них актера заснят на сцене во время рабочих моментов вечерних спектаклей. Самомал поежился. "Ну что", виновато развел руками хозяин кабинета: "Кофе отменяется. Перейдем к делу. Мы советуем вам прекратить общение с Камнелюбом". "Почему?" – не удержался Самомал от бестактного вопроса. "Опасный человек. Авантюрист. Прохвост. Всегда не прочь заняться грязными делишками. То, понимаешь, угоняет скоростной космолет, то занимается контрабандой живого товара…" "Извините", - не стерпел Самомал: "Я живу на этой планете второй год и ни разу не видел вас в театре. А Камнелюб жить не может без театра". "Ерунда!" – по-мужицки возмутился референт с побагровевшим лицом: "Пройдоха и плут не может жить без барыша". "Но театра", - возражал актер: "Старик интересуется театром!" Из услышанного чиновник сделал иной вывод: "Значит, готовится нечистое дело, связанное с театральными костюмами и сценическим обманом". "Я ничего не обещаю", - осмелел Самомал: "Здесь со мной не откровенны". Консультант по определенным вопросам согласился со своим гостем: "Да. Мы не можем сказать главного, но помните: вас предупредили об источнике опасности".

  Из сейфа сотрудник Комитета по инопланетянам достал флакон дешевого одеколона, обмакнул жидкостью ладонь и протер шею в гнойничках. "Молодой человек, вы совсем не знаете космоса. Когда имеешь дело с "космическим волком", жизнь подвергаешь ежесекундной опасности".

  Самомал ушел, хлопнув дверью и запнувшись о ковровую дорожку, по-охотничьи насторожившуюся из-за его порывистых движений. Он с детства не переносил мужских запахов и резких слов. Останься он у составителя докладов еще на минуту-другую, ему определенно захотелось бы наговорить гадостей кабинетной крысе.

  Из сферы Комитета по инопланетянам он заявился в космопорт напрямик к Дождинке. Как и в прошлые визиты, не наблюдалось желающих вылететь с Гиорана. Дождинка беззаботно щебетала с подружками. Нахмуренный юноша отозвал девушку к самому дальнему окошку билетных касс. Пряча растерянный взгляд, он спросил: "У тебя есть бластер?" "Полагается по службе", простодушно ответила девушка. "Дай мне его на время. театр собирается ставить спектакль на современную тему, а я так плохо знаю космос и теперешнюю жизнь". "Конечно", - откликнулась Дождинка и упорхнула. Пока для него ходили за оружием, Самомал чувствовал на себе любопытные взгляды. Дождинка завернула бластер в пустой бланк отъезжающего и посоветовала поупражняться в тире. Они договорились о встрече.

  Но встретиться им не довелось.

  Самомал нашел Камнелюба на распродаже скафандров с дефектами. Актер не без труда вытащил старика из переполненного зала. "Послушайте," – обратился он к собеседнику: "Я нужен вам для какого-то дела. Если речь идет о деньгах, зачем вся эта бодяга с театральными восторгами?" "А, юношу вызывали в Комитет", - улыбнулся Камнелюб: "Я не буду лгать. Я не буду ничего утаивать. Действительно, много лет я ищу гениального актера. Последние годы мне не везло. Я откзался от прежних своих планов и прилетел сюда в это, Коперником забытое место, чтобы продать посудину. Космолеты устаревшего типа хорошо продаются на окраине Вселенной. И здесь, случаю было угодно, чтобы я встретил вас. Для реализации моего старого плана подходит гениальный актер. Такового я и нашел на Гиоране". Старик покачал головой, словно не верил самому себе. "Я предлагаю участие в деле, терзаясь муками совести. Есть угроза нашим жизням, Самомал. Если погибнет мой напарник, человечество потеряет великого актера". У юноши от волнения спазмами сдавило горло. "Под хвост Китовласу такое человечество", - просипел Самомал: "Выкладывайте свой план да побыстрее". "Э-э", - замялся Камнелюб: "Уважаемый лицедей, вы ничего не слышали о планете Андомора?" Самомал отрицательно мотнул головой. "Неужели? Никто ничего не травил байки под стенами училища на Юпитере?" "Нет". "И ваши друзья из Комитета по инопланетянам не удосужились провести ознакомительный курс по выживанию среди угроз Андоморы?" "Нет". "Странно. Так вот, на Андоморе есть то, что нужно нам обоим. Золото, драгоценные камни в огромных количествах. Просто голова кругом идет от местных сокровищ. Проблема втом, что аборигены отказываются иметь дело с человечеством. Парни из Комитета не первый год локти кусают. Андомора – планета тайн. И у меня, выжившего из ума старика, есть ключ к тайнам Андоморы. Так получилось. Больше я ничего не скажу. Мне нужен актер. Сделка выгодна для нас обоих. Но и не менее опасна". "Врет, все врет", - лихорадочно возражал самому себе Самомал, не в силах отступиться от принятого решения. "Камнелюб, никто вам не поверит. Но актер вам действительно нужен. И я согласен. Мы летим. На месте я разберусь во всем этом странном деле. На месте поймаю вас на обмане. Вы сильнее и опытнее меня, кто бы спорил. Но не надейтесь меня обмануть безнаказанно. Не забывайте: сегодня в космос вы летите с актером".

  Через две недели так и непроданный космолет Камнелюба пришвартовался на орбиту Андоморы. На подлете к Андоморе их обстрелял спутник-сторож, запрограммированный Комитетом по инопланетянам. Ни одного промаха. За минуту до финального взрыва в скафандре-тандеме Камнелюб и Самомал покинули разваливавшийся на куски корабль. В спешке не успели взять ни запасов еды, ни палатки, ни оружия. Со стороны скафандр походил на сиамских близнецов-толстяков, сросшихся горбатыми спинами. Падение было долгим. Самомал подтянул высвобожденное левое колено к подбородку и в бинокулярный треугольник рассматривал комитетский робот-ёж, на черноту ощерившийся лазерными пушками. Машина не видела мизерную цель. Над планетой самоуправляемый скафандр был слишком малой целью, не просматриваемой мишенью для космического убийцы. Где-то за спиной старик возился с газовыми пистолетами, смягчающими посадку. Камнелюб не посмотрел на красочный фейерверк, произведенный его частной собственностью. После потери корабля не было дороги назад. Самомал не вслушивался в старческую ругань. Его не покидало ощущение того, что потеря корабля входила в замыслы хитрого напарника.

  Парашют раскрылся вовремя.

  Двое мужчин совершили удачную посадку на твердый грунт. В почву зарылась половина со стороны Самомала. Актер лежал в неудобной позе, когда снаружи кто-то постучал по стеклу защитного шлема. "Вылезай! Здесь прекрасный воздух", - позвал Камнелюб. Сгибая и разгибая затекшие ноги, Самомал выполз на четвереньках. Свежесть морского ветра он ощутил затылком. Заинтригованный, попытался развернуться, но ступни запутались и юноша опустился на спину. Ползком он добрался до воды Не вступая в контакт с пенистой водой, Самомал обернулся в поисках Камнелюба. Какая она, Андомора? "Искупайся", - одобрительно разрешил старик. Широко расставив ноги, Камнелюб стоял в позе победителя, упирая согнутые руки в пояс жизнеобеспечения. Он откровенно смеялся над физической немощью выпускника театрального училища. Камнелюба ждали хозяйственные дела. Пальцами одной руки он согнул иголку медицинского шприца и получился рыболовный крючок. Если выдернуть из разъемов тонкий провод телефонов, то получится сносная леска. Наживкой на самодельный крючок послужила мягкая таблетка из бортовой аптечки. На обед была уха.

  Двое долго брели по берегу безымянного океана.

  Внешность и манеры первого аборигена совсем не удивили Самомала. Этот двухголовый малый с белой кожей и браслетами на безволосых руках показался землянам симпатичным. Самомала удивило другое: якобы случайно ими встреченный абориген обнял Камнелюба как старого друга. Не обращая внимание на присутствие третьего, они о чем-то лопотали на местном языке.

  "Это директор местного театра", пояснил Камнелюб: "мы остановимся у него". После сытного ужина – их накормили какими-то пережаренными ящерицами – у актера зачесался язык. Самомал задал напарнику едва ли не дюжину вопросов. Камнелюб молчал весь полет, но сейчас разговорился: "Планета как сцена. Каждый сантиметр Андоморы – это одна огромная сценическая площадка галактики. Минута пребывания на планете для одного существа весом менее тонны стоит столько, сколько жизненный цикл ста тысячи землян. Безумно дорогое удовольствие. Все приезжие – только актеры. Театральные цивилизации имеют право посылать на Андомору своего корпоративного представителя не чаще чем один раз в двести лет. В прошлый визит я подружился с директором планеты. Ради исключения мне пошли навстречу. Наши гостеприимные хозяева согласились принять следующего земного актера всего только через пятьдесят лет. Если бы он знал, малыш, чего мне стоило… Э, что вспоминать. Ни раз и не два дела мои были настолько плохи, что я и не надеялся снова увидеть травяную сцену Андоморы. И, заметь, всякий раз удавалось выжить. Почему я выжил? У меня была цель в жизни". Зевая, Камнелюб добавил: "Что слушать старческие байки тому, кого вводят в вечерний спектакль". "Какой спектакль?" – изумился Самомал: "А репертуар? А язык?" "Не забивай себе голову ерундой", - посоветовал Камнелюб: "Про местную драматургию сейчас и спросим".

  Двухголовый что-то радостно объяснял, беспрерывно мотая обеими головами. Для убедительности он показывал на безволосых пальцах. Камнелюб переводил: "Современный зритель любит такие пьесы как "Встреча отца и сына десять лет спустя", "Материнский совет", "Снова обманутый муж", "Астроном и его спящая семья". Классика. Но сегодня вечером в честь твоего прибытия дают мелодраму "Властелин мира и тщетная любовь". Угадай, мой друг, кому играть роль Властелин мира? А Самомалу было не до шуток. Он ничего не видел и не слышал до самого дебюта. Вечером собралось вокруг сцены из грубо связанных бревен все племя, не менее двухсот аборигенов.

  Самомал вышел на сцену босиком.

  Скажите на милость, как играть Властелина здешнего мира? Китовлас их побери, хотя бы трон поставили! Самомал опустилась на три точки, деланно развалился на бревнах, изображая королевское всевластье. Его поза вызвала шепот среди взрослых зрителей. Вся полнота воли потребовалась от Самомала, чтобы не подскочить при виде "гусеницы" размером с земную корову, что выползла из-за матерчатых декораций. Внешне по-царски невозмутимый Самомал терялся в предположениях: что за персонаж? Поборов страх перед огромным шевелящимся существом, Самомал раскрыл руки для объятий и бросился навстречу инопланетному партнеру. Земной актер решил, что пришло время показать зрителям немножко любовной страсти. От подобной заранее не проговоренной импровизации "гусеница" кинулась за кулисы. На секунду-другую зрители притихли, а затем дружно захохотали. Наверное, землянин что-то напутал. Скорее всего, "гусеница" – это слуга, министр или гость во дворце. Самомал прошелся по краю сцены грудь колесом. Правильно, пускай все боятся Властелин мира: жены, гости, слуги и министры…»

Источник: газета "Пророчества и сенсации"
Автор: Анатолий Юркин
Рубрика: НФ рассказ
Дата: 17 мая 1990 года
Номер газеты: №15 (15)

Комментарии
(К 20-летию написания рассказа "Актер в космосе")

  В скобках обозначены вставки, произведенные при наборе в цифровом варианте - (, что вдвойне обидней,), За два (последующих) года, (взглядом разбогатевшего импресарио) и др. В отличие от рассказа "Пластилиновые актеры" "Актер в космосе" никогда не был опубликован. Во всех редакциях рассказов, напечатанных на машинке и написанных от руки, содержится типичная ошибка: слово "преподаватели" пишется через "о" – "преподователи".

  Место действия - Гиоран. Персонажи: первое появление Дождинки, которая станет одним из главных действующих лиц романа "Пророк" и "Трава".

  Обращение "Сомик" есть сокращение имени "Самомал". В рассказе заявлены принципы создания имен, полностью проявившиеся в "Пророке".

  Среди читателей НФ рассказа "Актер в космосе" бытует мнение, что текст написан под влиянием классического автора киберпанка Руди Рюкера и русских переводов вроде "Софтуха.экзе" (2003) и т.п. Вместе с тем машинописный вариант "Актера в космосе" находится в самиздатовском брошюрованном томе "Черновики. Часть 1-ая", собранным и сшитым в ноябре 1991 года. Рассказ написан не ранее 1986 года, но и не позднее 1989 года.

  Неоднократно упомянуто "театральное училище на Юпитере". Появление фразы про "вектор судьбы" можно расценивать первым подступом к роману "Даритель судеб".

  Мускулистый старик Камнелюб – вероятно, реминисценция персонажа из повести русского писателя Олега Куваева (1934-1975) "Азовский вариант", опубликованной в журнале "Искатель".

  Наряду с рассказами "Профессор в джунглях", "Директор планеты", "Диверсант в подземном городе" и "Информация как морская болезнь" текст "Актер в космосе" относится к НФ рассказам 1980-х годов. Это ранний период машинописных текстов А.Юркина.

  В тексте: "На следующий день пришла повестка из Комкона", но сокращения произведены в связи с непримиримой позицией автора в отношении Стругацких.

Смотрите другие материалы по теме:

  Детский иллюстративный материал к рассказу А.Юркина "Профессор в джунглях".
Зарождение кабинетной прозы (К 10-летию написания рассказа "Директор планеты"). Доклад на Тригоринских чтениях-1994.
Образ спецслужб в ранней фантастике А.Юркина. Как реформировали Комитет по инопланетянам (К 10-летию написания рассказа "Актер в космосе"). Доклад на Тригоринских чтениях-1995.
Художественная деталь в катакомбном лабиринте в рассказе А.Юркина "Диверсант в подземном городе".
Внеземной театр как художественный мир и тема в творчестве А.Юркина.
Внеземной театр как сюжет про Контакт.

Hosted by uCoz