Cибирячка Валя поступила в театральное училище имени М.С.Щепкина на курс В.Коршунова и за-собиралась в обратную дорогу. За день до отъезда московское ворье ограбило юную первокурсни-цу. Вещи, документы, деньги и билет. В поезд ее пустили добрые женщины. Кормили сухарями. На ночь проводница выдала белье и укрывала от ревизоров. До родины Валя не доехала. Ночь на ра-бочем полустанке. Шатаются пьяные сцепщики. К Вале подходит пожилая женщина. Рассматривает косу, свисавшую до колен. "Негде ночевать? Пошли со мной." "Вы меня не знаете," - лепечет де-вушка. "А что о тебе знать? Ты похожа на актрису"...
- Пусть элита отечественного театроведения, зараженная духом москвопочитания, мечет чер-нильные громы и срывает береты с поседевших голов, но я и мои друзья называем "Элегию" луч-шим русским спектаклем второй половины века. (См. фото: "Панина в роли Савиной"). Валентина Викторовна, почему финал "Элегии" всегда вызывает шквал аплодисментов?
- Вслед за Коршуновым-педагогом в мою театральную судьбу определил режиссерский гений Ольшвангера. Об "Элегии" написано мало и невнятно. С 1975 года прошло много лет, а я по-прежнему на сцену выбегаю в роли Веры из тургеневского "Месяца в деревне". Время останови-лось... Но не для воспоминаний. Илья Саулович обещал мне роль в задуманной постановке пьесы Островского "Таланты и поклонники". После его смерти я приходила к Игорю Горбачеву проситься в спектакль. Это был единственный раз, когда я просила роль. Мне отказали. Но я всем всё простила.
- В день прощания со спектаклем "Дни Турбиных" я видел Вас у окна с гитарой. И слушал. За про-щальным столом среди комиссаржевцев были плачущие, а вызвать у актеров слезы - это надо бы-ло постараться.
- Прощание со спектаклем - это расставание с частичкой души. Ради таких спектаклей как "Дни Турбиных" и приходишь в актерскую профессию.
- Многие телезрители помнят женский голос из фильма "Объяснение в любви". Мало кто знает, что польская актриса Эва Шикульска не в ладах с русской речью. Ваш голос приятно созвучен голо-су Юрия Богатырева.
- Моя кинокарьера начиналась с роли дочери Петра Первого в "Балладе о Беринге". Парадокс мо-ей творческой биографии: в дебютном фильме меня озвучивала другая актриса, а потом мне при-шлось говорить чужим голосом во многих ленфильмовских работах. Недавно показывали фильм "Личная жизнь директора", в котором я играла эксперта по охране природы. Там была прекрасная компания - Валерий Приемыхов и Алексей Герман. Сегодня моя экология - это наша дача. Был интереснейший молодежный сценарий о душевных метаниях подростка. Никогда не забуду как меня пригласили сыграли роль матери влюбленного подростка. В год выхода на киноэкран "В моей смер-ти прошу винить Клаву К." каждый второй абитуриент, поступающий в театральные институты Ле-нинграда и Москвы, писал рецензию на наш фильм. Прекрасные воспоминания остались от работы с режиссером фильма. На съемочной площадке играла с Любовь Полищук. Но затем мне не повез-ло в кино. На радио я доиграла то, что упустила в кинематографе и на сцене.
- Много лет назад Вы пригласили меня в тон-студию на озвучивание "Второго круга". Помню, в ленфильмовском буфете к нам подошла группа пьяных статистов, которые стали расшаркиваться со словами: "Мы вас знаем. Вы великая актриса".
- А я этого эпизода не помню. До сих пор у меня сердечко екает от каждого звонка с приглашением на пробу по озвучанию сокуровского третьего-четвертого фильма. Известно, что Сокуров тяготеет к непрофессионалам, ненавидит актерские штампы. Попасть в его команду - это честь для театраль-ной артистки. С удовольствием работала над голосом заглавной героини в последнем фильме "Мать и сын". Голос матери - мой голос. Сокуров - удивительный человек. Однажды стоял у меня за спиной, смотрел на экран и во время работы душил меня пуховым платком. Это ему нужен был хриплый голос. Люблю трудоголиков. И потом, после каждого фильма ко мне подходят профессионалы и говорят: "Молодец!"
- Россия ничего не знает о дорогостоящем проекте японского телевидения, осуществленном в восьмидесятые. Кого вы сыграли для японцев?
- Замечательная костюмная роль императрицы Екатерины Второй. Сразу предупредили, что япон-цы не разрешат продавать фильм в Россию.
- Валентина Викторовна, не иссякает поток зрителей на "Французские штучки". Пьеса прошла по театрам России и стран СНГ. Но живой спектакль остался только в репертуаре Комиссаржевки. Радует ли актеров юмор французских драматургов Жан-Жака Брикера, Мориса Ласега и режиссера Александра Исакова?
- На "Французских штучках" впервые столкнулась с феноменом упреждающего смеха. Вне театра люди устали от неудач и "чернухи". Многие приходят во второй или третий раз. Поэтому знают мес-та, где будет особенно смешно. Это согревает актерскую душу. Добрый спектакль о том, как можно оставаться не похожими друг на друга, никому не причиняя вреда. Сохраняя традиции режиссуры Рубена Агамирзяна, на сцене с успехом идет "Полоумный Журден". У меня роль госпожи Дебри и Актрисы (в "Тартюфе" - Эльмиры). Уверена, что актерам будет интересно играть в мольеровских пьесах на сценических подмостках XXI века.
- Что вы испытываете в темном зале в зрительском кресле?
- Актеров много, а хороших ролей мало. Это зрителю подмостки видятся огромными. На самом деле, сцена не может быть больше актерского сердца. Актерское сердце - раскаленная сцена. Сердце работает без суфлеров. Сильно преувеличена связь критики с актерским миром. За преде-лами актерской души не ищите теории театра. C интересом прочитала бы многостраничную моно-графию под названием "Теория театра". Театроведов много, а книжка не написана. Теория театра пишется актерской кровью.
- Один непредсказуемый тридцатилетний парадоксалист написал для меня пьесу под названием "Королева кукол". Где найти спонсора на постановку этой пьесы? Цветы дарят часто. Но пьеса в подарок? Такое бывает один раз за всю жизнь. Правда, здорово?
- Валентина Викторовна, театральной звездочкой Санкт-Петербурга стала ваша дочь - Наташа Панина. Каковы будни у актерской династии?
- Будни - внучка. А пожелать дочери хочется большей удачи в кино. Больше Шекспира на сцене. И не только Шекспира. Не хочется открывать секрет, но у нас обязательно будет проект, где вдвоем сыграют на сцене Панина-старшая и Панина-младшая. Театр в наших сердцах. Страсть к сцене - это больше, чем одна группа крови. Это родство душ.
Беседу вел Анатолий Юркин
Источник: Анатолий Юркин. "Валентина Панина: "Я всем всё простила". Газета "Новый Петербург", N36 (N291) от 18 сентября 1997 года, стр. 1 и 5.
На днях в здании одного из райотделов милиции мы нашли единственного на "Улице разбитых фонарей" «мента» в юбке и с губной помадой. Разрываясь между съемками, спектаклями и подготовкой к широко разрекламированным выступлениям в Москве, знаменитая актриса согласилась ответить на наши вопросы. С приближающимся Днем милиции прямо на съемочной площадке Анастасия Рюриковна Мельникова поздравила всех сотрудников правоохранительных органов Санкт-Петербурга и России: «Людям в погонах желаю крепкого здоровья и верности своему долгу. А еще, как слабая женщина, всем милиционерам пожелаю, чтобы в жизни преступники оказались такими же ненастоящими, как у нас в сериале. Добро должно победить и милиция в этом поможет. Я – женщина, которая верит в милицию». Настя, но не Каменская. А из рода Рюрика.
В тот ноябрьский день, когда мы беседовали с актрисой, съемками руководил Виталий Евгеньевич Аксенов. Наши читатели наверняка помнят его как постановщика музыкальной комедии «Как стать звездой» и документального фильма «Семь нот в тишине». Поэтому за спиной артисты называют Виталия Евгеньевича «патриархом». Сейчас снимается весь коллектив следователей в кабинетных эпизодах 87 серии. Красавица-расследователь проявляет искренний интерес к запутанным преступлениям как к головоломкам. Для нее преступление сродни кроссворду. Вот откуда такой дух коллективизма. Ведь кровавые кроссворды удобнее разгадывать всем вместе! Вчера следователь Анастасия Абдулова показывала мастерство верховой езды, а сегодня ловко разгадывает криминальные ребусы, составленные отпетыми злодеями.
– Возможно, увлечение конным спортом придется разделить с давней страстью к лыжам. К танцам и любительскому пению под гитару. Я по натуре, вообще, увлекающийся человек. Хотя порой за это приходится платить... здоровьем. Меня часто расспрашивают про последствия той давней автокатастрофы... Но сегодня впервые я расскажу о полетах на "тарзанке". Эпизод зрителям запомнился, но кое-что осталось и за кадром. Мы тогда сняли первый дубль, но оператору и режиссеру он показался «пресноватым». Хотя, чтобы прыгнуть с вышки в несколько десятков метров, мне пришлось собрать женскую волю в кулак. Попросили повторить раскачивания. Чтобы полет получился резким и эффектным, меня стали растягивать вверх и вниз. На ногах – резиновый шнур, а верхнюю половину тела держат крепкие мужские руки. Чувствую что-то неладное и тихо так прошу: «Отпустите, пожалуйста!» Не отпускают, ждут команды режиссера. Я всю свою жизнь вспомнила за несколько секунд. Слышу, как трещат позвонки и сквозь зубы, чуть не плача, требую: «Мне очень больно. Я не могу терпеть, отпускайте». Почувствовала боль в пояснице, сравнимую с ударом ножом. Не помню, куда и как я залетела, как резинку снимали с моих ног, сведенных судорогой. В тот день съемок не было потому, что у меня сдвинулись два позвонка. Я потом полгода ходила в медицинском корсете. Помню пришла вечером в театр. Входит костюмер, которая должна меня подготовить для роли в «Даме с камелиями». Как она увидела, что ей меня перешнуровывать из медицинского в театральный корсет, так чуть в обморок не упала. Честно признаться, не первый год я снимаюсь в сериалах, но не могу сказать, что стала «телевизионной актрисой».
- Я ничего путного не смогу рассказать про телевидение. Бывает, смотришь американский сериал "Беверли Хиллз, 90210" и открываешь для себя что-то новое. В искусстве вести диалог, в технологии съемок, в поведении перед камерой... Я горда тем, что попала в труппу театра имени Веры Комиссаржевской. После окончания института (курс Игоря Владимирова) уезжала в Америку. Много репетировала, танцевала в мюзиклах. Потом было домашнее затворничество в неудавшемся браке. Конечно, художественный руководитель театра Виктор Абрамович Новиков брал меня в труппу авансом. Хотя, я могла бы предоставить рекомендации. Найти свой театр – это счастье для молодой актрисы. А театральной сценой обозначается территория душевного заповедника. Гримерку мы делим на троих: Четверикова, Дельвин и я. Сегодня я занята в спектаклях «Лев зимой» и «Дама с камелиями». С особым удовольствием приглашаю своих друзей и знакомых на детский утренний спектакль «Маленькая принцесса». Такая, знаете ли, у меня роль, за которую не стыдно. Дети никогда не примут фальшь или игру в половину душевных затрат.
Ее имя окружено городскими мифами и актерскими легендами. Иногда ложные биографические детали рождаются от непонимания актрисы, от неспособности выслушать разговорчивую внучку академика. В статье одной известной журналистки под названием «Мент по имени Настя» ведется подробный рассказ о семейной жизни Насти Мельниковой... во втором браке! За этой удивительной актрисой я наблюдаю еще со времен нашего одновременного обучения в театральном институте и ответственно заявляю: Анастасия Рюриковна была замужем один раз. Муж приревновал актрису к сцене, после чего она часто повторяет: «Мне и этого единственного раза достаточно».
- Каждую неделю я получаю огромное количество писем. Это послания от телезрителей со всей России. Очень много писем приходит из Америки и Израиля. Многим эмигрантам ежедневный просмотр нашего сериала помогает справиться с чувством ностальгии. Хочу особо сказать о письмах от подростков. Предсказуем и объясним интерес к моему персонажу со стороны мальчиков 12-14 лет. Но много пишут и девочки. Тинейджеры узнают себя в персонажах тех серий, что снимаются в спальных районах. Пишут девочки, думающие о выборе жизненного пути. Не буду лукавить, у меня нет возможности ответить всем, но раз в две недели я нахожу пару вечеров посидеть с почтой. Иногда обращаются с просьбами о помощи. Но что я могу сделать? У меня до сих пор остался страх перед официозными местами. Идешь в какой-нибудь начальственный кабинет и заранее чего-то боишься. Чувствуешь себя провинившейся школьницей. Мне милее по душе прогулки по старому городу. В институте Владимир Петрович Яковлев водил нас по тесным улочкам и рассказывал об истории города, показывая рукой на фасады старых зданий. Я совсем не знаю ночного города. Не хожу по злачным местам. Казино и рестораны – это не мой мир. Когда есть свободный вечер и друзья грозятся прийти, я сама готовлю. Умею и люблю готовить. За дружеской беседой мы и наедимся до пуза, и пропляшем до утра. Современные дискотеки – не мой мир. Мне часто говорят: «Настя, на пенсию ты не выйдешь, а вот своим ресторанчиком обзаведешься». А что? Это у нас актерская традиция: вносить элемент театральщины в ресторанный бизнес. Я и авторское меня могу придумать: «котлеты в погонах», а?
- Читаю ли я газеты? У меня сумасшедший график на месяц вперед. Моя мама (Елена Олеговна – А. Ю.) выборочно просматривает выпуски газет. В суматохе она подкладывает мне под косметичку газетную статью, которая могла бы меня заинтересовать. В четверг мама прочитывает свежий номер «СПб курьера», а в выходные я дочитываю один номер газеты на двоих. Для себя мама находит в газете что-то про людей, а мне интересны разные стороны городской жизни. Жаль только у меня такой напряженный график, что в знакомстве с телепрограммкой просто нет необходимости. Увы, когда работаешь на популярный телевизионный проект, есть время только на новости! Вот я думаю, мой персонаж – дочка генерала ФСБ – спит с пистолетом в заплечной кобуре. А что у меня под подушкой? Мобильный телефон и пульт дистанционного управления! Просыпаешься и сразу включаешь какой-нибудь канал с теленовостями. Ходишь по квартире, просыпаясь под бубнеж диктора новостей. Меня часто спрашивают: а как бобтейл Портос? Не буду скрывать, для ведения домашнего хозяйства у меня есть помощница. Собаку надо выгуливать три раза в день. Утренняя прогулка всегда моя. Это моя обязанность. Хотя, как известно, все театральные люди ведут совиный образ жизни. Погуляешь с собакой, позавтракаешь, а затем домашние дела передоверяешь помощнице. Я этого не скрываю. Когда подписывала контракт на три года съемок, знала чего себя лишаю...
- Какие будут пожелания читателям “Санкт-Петербургского курьера”? Сегодня постоянного читателя газеты можно сравнить с футбольным болельщиком. В подписчиках на любимую газету я вижу стойких людей, пытающихся противостоять разрушительным переменам в нашем обществе.
Эта молодая актриса обладает только ей присущей интонацией доброжелательности и природной интеллигентности. Родительское влияние чувствуется в некоторой нарочитой мягкости, с которой актриса имеет обыкновение общаться с журналистами. Как и большинство интеллигентных женщин, вне сценической площадки Настя умеет свое внутреннее состояние передать словесными откровениями, неожиданными переходами от грустного к смешному.
- Моя личная жизнь никак не войдет в семейную колею. У меня было счастливое детство. Я всегда хотела подражать моим родителям. Я хочу жить в семье, как и всякая женщина, хлебнувшая одиночества и мужских проблем (чего стоит ремонт в квартире!). Но впереди еще два года работы по контракту на "Улицы разбитых фонарей". Порой эпизоды съемок подменяют личная жизнь. Я никогда не рассказывала журналистом, но было очень смешно сниматься в постельном эпизоде в сериале "Агент национальной безопасности" с Мишей Пореченковым. Это замечательный актер с живым умом и неподдельным обаянием. Так вот, меня предупредили, что надо подготовиться к домашней сцене с вечерним освещением за окнами. Из дома я привезла чемодан с ночными рубашками и пижамами. Выбрала лиловую пижаму. Положили меня под одеяло. Юпитеры светят прямо в глаза. Проходит полчаса, сорок минут. Я спрашиваю, а где Миша? Мне отвечают, в ванной. А что он там делает? Готовится к любви. А мы ведь с режиссером обсуждали: в смысле секса и эротики, ни-ни. На сорок минут Миша Пореченков задержал съемки, а что у нас получилось, зрители помнят. Другой эпизод связан с сериалом "Бандитский Петербурге" По ходу съемок познакомили нас с Андреем Константиновым. Он и говорит: «На рояле ваш персонаж умирает красивее и трагичнее, чем я написал». Вот это мужчины моей жизни, да... Сегодня у меня в квартире продолжается ремонт. На днях поменяла окна и установила новые двери. А вообще я недавно переехала поближе к маме, поэтому своего участкового пока не знаю по имени. Но чувствую: милиция всегда рядом! Эти люди достойны праздника... Кстати, о праздниках. Заранее приглашаю всех поклонников сериала «Менты» на наш праздник. В марте 2002 года мы будем отмечать съемки 100-й серии. Послушаем, что скажут телекритики. Назовут ли они нашу работу «лучшим телевизионным проектом рубежа веков»? (Смеется).
На фотографии: к поздравлениям Анастасии Мельниковой присоединяются Алексей Нилов и Александр Половцев. «Что мы еще можем сделать для читателей «СПб курьера»? – задумались следаки в перерыве между съемок.
Актрису Анастасию Мельникову выслушал Анатолий Юркин
Источник: Анатолий Юркин. "Настя из рода Рюриков: «Милиция всегда рядом!». Газета "Санкт-Петербургский курьер", 10 ноября 2001.
Текст был опубликован с фото Игоря Акимова.
"На днях в здании одного из райотделов милиции мы нашли единственного на "Улице разбитых фонарей" “мента” в юбке. Актриса Анастасия Мельникова - увлекающийся человек. Конный спорт сочетает с давней страстью к лыжам. Обожает танцы,любит петь под гитару..."
В макете газеты "Санкт-Петербургский курьер" текст имел редакторский заголовок: "Котлеты в погонах" - фирменное блюдо".
Идеологема.
Источник: газета "Пророчества и сенсации"
Автор: Анатолий Юркин
Рубрика: Проблемная статья
Дата: от 19 июня (четверг) 1997 года
(6 Июня 1997 по ст.ст.)
Номер газеты: 279 (№24)