В начале октября в Санкт-Петербурге в конференц-зале гостиницы «Смольнинская» прошла Международная научно-практическая конференция «Электронный альянс по правам детей, социология и психология детства». Эта конференция проводилась при поддержке Совета министров Северных стран. Среди спикеров - высокопоставленные чиновники, лидеры ВУЗовской общественности и представители некоммерческих организаций из России, Финляндии, Эстонии и Сирии.
Три десятка экспертов собрались обсудить перспективы инновационного электронного обучающего ресурса в формате портального решения «Электронный альянс дистанционного обучения по правам детей в Северной Европе и России», посвященного правам ребенка во всём их многообразии.
Заместитель начальника отдела правового обеспечения и общественных связей УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Ольга Зубрилова подтвердила информацию о том, что в регионе становится больше детей, из дальнего зарубежья прибывших с родителями-гастарбайтерами и по разным причинам оставленных без присмотра.
Ольга Зубрилова подчеркнула, что «тенденция на увеличение детей из семей (мне послышалось «нетрудовых», но не могу проверить, хотя имею видео этого доклада) трудовых мигрантов требует внести изменения в правовое регулирование правового положения детей». Подобная постановка вопроса предполагает знание опыта Северных стран. Ольга Зубрилова обозначила следующую ситуацию: «У нас нет возрастной статистики. Но мы можем получить настолько большое количество детей из семей трудовых мигрантов, что это может вызвать недовольство представителей титульной нации».
Докладчица ответила на несколько моих вопросов. По мнению Ольги Зубриловой, ситуация обострилась после 2006 года. Принято считать, что частично проблема разрешается с приходом ребенка в школу. Но школа не способная решить все проблемы по адаптации ребенка в российских реалиях. И здесь остается не раскрытым потенциал электронных ресурсов и дистанционного обучения, полагает Ольга Зубрилова.
А вот отдельные места из этого доклада:
«Миграция – одно из масштабных и характерных явлений современности.
Санкт-Петербург является культурно-промышленным мегаполисом, где на фоне позитивных социально-экономических изменений наблюдается повышение миграционной привлекательности региона, как для российских граждан, так и для граждан других государств. Основная причина миграции – поиск возможности реализации трудовой функции с более высоким уровнем оплаты труда. Подавляющее большинство мигрантов среди иностранных граждан – трудовые мигранты...
За последние двадцать лет в этих странах (особенно в странах Центральной Азии) выросло новое поколение граждан, которые не владеют русским языком, ранее являвшимся основным государственным, не знают основ православной культуры, и не адаптируются в российское общество, составляя замкнутые компактные национально-этнические группы. В целом это влияет на отношение к трудовым мигрантам из стран Центральной Азии коренного населения. Фактор безвизового пространства со странами Содружества независимых государств остается главной предпосылкой для сохранения и увеличения потока трудовых мигрантов из указанных стран, которые нередко приезжают вместе с членами своей семьи, в том числе – несовершеннолетними детьми.
... большую сложность вызывает вопрос нахождения детей трудовых мигрантов, продолжающих обучение после окончания срока законного нахождения иностранного гражданина на территории Российской Федерации...
... не существует механизма отчисления из учебного заведения обучающегося иностранного гражданина по такому основанию, как окончание срока пребывания...
Большая часть незаконно пребывающих на территории Российской Федерации детей-мигрантов находится здесь вместе с родителями, которые сами являются нарушителями миграционного законодательства...
Суд не выносит решения об административном выдворении в отношении несовершеннолетних детей, не являющихся субъектом административной ответственности...
В целом, анализируя складывающую ситуацию и законодательство, а также принимая во внимание тенденцию к увеличению трудовых мигрантов, соответственно, и членов их семей, полагаю, что существует необходимость обсуждения на федеральном уровне проблемы детей мигрантов и внесения изменений в законодательство в части урегулирования их правового статуса».
Без комментариев? Мягкие гостиничные тапочки с золотым шитьём с символикой региона для всех прибывающих нетрудовых и незаконных мигрантов. Вот образец истинной толерантности и победившего мультикультурализма!
В 1997 году малоприятное ЧП произошло в престижной школе Санкт-Петербурга, где дают по-настоящему глубокое знание иностранных языков.
Класс непослушных учеников довел до нервного срыва учителя рисования. Посреди урока, срывая злость на весь класс, мужчина ударил по затылку школьника. От сильного подзатыльника мальчик ткнулся лицом в парту и раскровянил нос. Пострадавшим оказался сын одного из влиятельных чиновников мэрии. Быстро остановили кровь, что текла из разбитого носа. В класс пришел директор школы.
Недолгие разбирательства закончились увольнением рисовальщика кровью.
По факту увольнения школа разделилась на два лагеря. Ученики 7 “Б” до сих пор уверяют, что это был лучший учитель из мужчин. Мол, 7 “А” специально спровоцировал талантливого живописца на кровь. На следующий день после описанного ЧП в том же классе подрались две девочки. Девичья драка никак не была связана с судьбой безработного учителя рисования. Два случая - это статистика.
Я ни в коей мере не намереваюсь оправдать учителя, пошедшего на рукоприкладство. Более того, со студенческой скамьи пединститута я остаюсь категорическим противником любых форм физического контакта учителя с учеником. И в этом я всегда “перегибал палку”. Меня раздражают, когда старушки-пенсионерки гладят прыщавых мальцов по головам. Кроме дотрагиваний многое другое в подобном духе прижилось в социалистической школе. Но, если увольнять всех, кто готов расписаться в собственной педагогической несостоятельности, с кем останется средняя школа?
Занимая точку зрения, что нельзя бить детей, я признаю две объективные вещи. Общей ситуацией в системе образования учителя доведены до нечеловеческого состояния и не у каждого из них есть выдержка профессионального разведчика. Не знаю, сколько продержался бы волевой премьер-министр Е.М.Примаков, окажись он в качестве учителя в “трудной” школе. За перестроечное десятилетие школа потеряла всякое подобие репрессивных мер воздействия, а вызовы родителей признаны самым неэффективным способом воспитания ученика.
Всплеск насилия в российской школе совпал с демократическими реформами, либерализацией и насаждением культа западничества. Насилие вызвано двумя причинами. Утратой романтики. И общей безыдейностью современной русской школы. Если романтика милитаристской формы одежды представлена бойскаутским движением и повальной эпидемией краеведения-туризма (когда на занятиях странных кружков дети переодеваются в исторические костюмы), то и безыдейность заявлена крайне пестрыми формами замещения имперской идеи.
Дольше всех продержались те педагоги, кто спрятался в наукоподобие. С резким сокращением преподаваемого материала (и его умопомрачительным упрощением) выбивается почва из-под ног педагогов, взявшихся воспитывать просто интеллектуалов. Без дополнительного финансирования, зачастую через стипендии и гранты щедрого Запада, съежилась практика поощрения авторских программ. Я сочувствую этим жрецам от физики, математики, химии. Но кого они воспитают? Новое поколение технократов? Спасибо. Поколение тридцатилетних инженеров сбросило с плеч ответственность за имперское долголетие СССР. Какие утраты свершатся при умных выпускниках “ничьей” школы XXI века?
Современная школа характеризуется критической ситуации тотального невостребованности личностного начала у учителя. Женщина-педагог еще как-то может продержаться. Наверное, в силу материнского инстинкта. А мужики все чаще срываются. И не удивительно. В современных школах России мужчины представлены бесполыми существами. Утверждаю, с дальнейшим ходом западнических антиреформ из школы будет вымываться мужской фактор. В смысле мужской воли.
Я не имею ввиду сексуальные контакты между взрослыми и учащимися. С этим все “в порядке”. Недавно моего соседа по двору автомобильные дела привели к мастеру “золотые руки”, работавшему в одной из школ спального района. Знакомый прирабатывал трудовиком и следил за электричеством в школе. Человека, впервые после выпускного вечера переступившего порог школы, потрясла “свобода нравов”. После каких-то факультативных занятий в подсобные помещения заглянули девицы-переростки и, на глазах у посетителя, между учителем и одной из курящих школьниц произошел скоротечный половой акт по методу “сама вставила”. Развратная старшеклассница не носила трусиков под джинсовой юбкой, отчего половой акт на ногах ее не затруднил. Вторая девица взялась приставать к незнакомому ей мужчине! Тот схватил принесенную запчасть, выбежал на улицу, вскочил в “Москвич” и зарекся посещать современную школу. В телефонном разговоре с моим соседом, электрик посетовал: “Что ты наделал? Во блин. Теперь они не ко мне ходят, а к физрукам!” Перед расставанием со мной этот тридцатилетний мужчина произнес любопытную фразу: “Уверяю вас, Анатолий, об уровне половой культуры расспрашивать нужно не учителя биологии-там-анатомии, а электриков и уборщиц школьных туалетов.”
Если найдется читатель, который в ответ на историю моего соседа вскрикнет: “Не верю! Это клевета на школу!”, готов поделиться с ханжой собственным опытом дежурства на дискотеках для старшеклассников.
В подготовке этого материала я встретился с одним знакомым педагогом. Его творческая биография характеризуется приходами-уходами из одного коллектива. Конфликты с пожилыми завучами, приходящими методистами и проверяющими чиновниками зачастую заканчиваются заявлением об уходе. Но никогда не осложнялись непониманием со стороны молодежи. На вопрос о способах отстаивания мужской чести без вызова хулигана на дуэль, мужчина с пятнадцатилетним педстажем рассказал мне о событиях прошлого учебного года.
Из монолога волевого учителя: “Особые затруднения вызвал случай с простоватым парнем Сергеем Ч-ым. Его натравливал на меня одноклассник восточной национальности, возненавидевший мой патриотический стиль преподавания литературы. Пришлось пойти на “мужские” меры. У физрука я попросил ключ от тренерской. Вызвал ученика с урока, посадил на стул посреди комнаты, запер дверь и в течение десяти минут громким голосом объяснял ему унизительность положения марионетки. Я говорил, в отсутствие учителя русскому, парню нельзя приписывать матерные слова к имени Достоевского, в теме урока выведенному на доске. И что чужая религиозная символика не украшает тетрадь для сочинений парня предпризывного возраста. Спортивный подросток с интересом наблюдал за моими метаморфозами, а позже издали показывал на меня пальцем своим дворовым дружкам. Крик - не лучшее педагогическое средство. Но, вот заковыка, после разговора в тренерской на моих уроках Сергей перестал пакостничать, подтянулся в отметках и впервые за последние годы получил четвертную “четверку”.
Кто остановит духовное и физическое насилие в пореформенной школе?
Тот, кто предложит Идею.
Ее появление на Руси вопрос не лет, но месяцев и недель.
Увы, эта Идея не шагнет в общество из учительской массы.
И не сразу найдет себе сторонников среди учителей средней школы.
Как вы думаете, почему?
Источник: "Новый Петербургъ"
Перепечатка: газета "Пророчества и сенсации"
Автор: Анатолий Юркин
Рубрика: передовица, очерк
Дата: от 12 ноября 1998 года
Номер: № 43 (346), стр. 5
В деидеологизированном обществе педагогика переживает острейший кризис. Первейшим ее проявлением служит подмена идеи качественного улучшения педагогического процесса на количественный прирост наукоподобных операций. Сегодня это разговоры о введении 12-летнего образования, троехкратное прохождение “обществоведения” с 4-го класса или эксперименты с новыми дисциплинами “шахматами”, “изучением Библии” “уроками по истории и теории кино” и т.д.
Мы проиграли противостояние с Западом не с выводом войск из Афганистана или с началом ваучерной аферы, но тогда, когда наши педагоги дружной стаей набросились на сыр из импортной мышеловки. Страшная картина. Питерские родители знакомы с пепелищем, оставленным после внедрения Проекта “Переподготовка учителей-гуманитариев”. Щедрый на подачки Институт “Открытое общество” потребовал всего лишь (!) “приоритетного внимания надпредметному блоку знаний”. То есть, словоблудию с дымовыми шашками “гуманизации”, “демократии”, “экологии”, “правозащитной деятельности” и другими ложными ценностями. О каком интеллектуальном потенциале нации может идти речь под призывы: пускай-де высшая школа “служит как бы амортизатором нарастающей безработицы молодежи”?
Нельзя без боли душевной читать текст доклада “Психологическая поддержка личностного развития учащихся старших классов”. Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии РГПУ им. А.И.Герцена И.А.Баева утверждает: “... психологическая защита ухудшает приспособленность к внешней социальной среде”.
Под знаменами официальной науки учителей средних школ призывают к “снятию возникших психологических защит”. Если перевести с научного языка на общедоступный русский, то “поддержка личностного развития” - это культ эгоизма, а “восстановление осознанной саморегуляции” есть до боли знакомое тюремное “умри ты сегодня, а я завтра”. И это вполне серьезно предлагается в качестве универсального лекарства для внутришкольного употребления!
Новых мавроди и чубайсов мы будем воспитывать, “устранив защитные тенденции, сковывающие творческие возможности перестройки мотивационной структуры установки и притязаний”. В финальной части подобных научных работ проступают “красные нитки”, которыми они по обыкновению наспех сшиваются. В обнищавшей России нет никакой возможности удовлетворить материальные потребности большей части школьников. Как предотвратить молодежный бунт против социальной несправедливости? Оказывается, школьному психологу нужно научить юнца-бунтаря “весь объем сведений по неблагоприятным обстоятельствам воспринимать как отсрочку исполнения желаний...”. К чему обременять себя понятиями долга, совести и прочим духовным багажом (по науке - “психологической защитой”), если со временем будет у “освобожденного” школьника “мерседес”, отдых в Турции и блондинистая секретарша в офисе!
Другой ученый педагог по другому поводу делится архиценнейшим научным наблюдением о “проявлении умений взаимодействовать с любыми людьми в любых обстоятельствах”. Это рыночное “умение” - наверняка почерпнутое из мусорных контейнеров соседнего уличного рынка! - якобы помогает пройти студенту адаптацию первых двух месяцев в образовательной среде. Позвольте, а разве нет среди преподавателей консерваторов и просто дураков? Разве вузовские аудитории еще совсем недавно не служили местом для ожесточенных споров, когда безусый почитатель критика Писарева брался поучать седовласого академика?
С точки зрения окружающего нас дейлкарнегианства - какая разница между добром и злом, если научная карьера вне морали. Кто спорит? Но уместен вопрос: за что в нашей педагогике сегодня дают научные степени и где здесь научные прозрения? Их нет. Приведенных примеров достаточно, чтобы заглянуть на дно методологической пропасти. Там отощавший на ядовитых подачках дракон российской науки копошится, издавая угрожающие звуки бумажным хвостом, сплетенным из страниц наукоподобных опусов.
Взяв на вооружение внешнюю атрибутику православия, призывая к изучению Библии в школе, русские педагоги не спешат произнести слова покаяния. Признать свою вину за надвигающийся глобальный всероссийский кризис сферы образования. Осознать собственную беспомощность перед лицом продолжающейся варваризации постимперской державы.
В науке очень важно быть первым. Истинным ученым покажет себя тот российский педагог, кто первым покается за потраву, нанесенную высшей школе методологическими ядами, сваренными по рецептуре западных грантов.
Товарищи лжеученые, начните каятся сегодня и, быть может, вас простят в завтрашней России!
В начале октября в Санкт-Петербурге в конференц-зале гостиницы «Смольнинская» прошла Международная научно-практическая конференция «Электронный альянс по правам детей, социология и психология детства». Эта конференция проводилась при поддержке Совета министров Северных стран. Среди спикеров - высокопоставленные чиновники, лидеры ВУЗовской общественности и представители некоммерческих организаций из России, Финляндии, Эстонии и Сирии.
Три десятка экспертов собрались обсудить перспективы инновационного электронного обучающего ресурса в формате портального решения «Электронный альянс дистанционного обучения по правам детей в Северной Европе и России», посвященного правам ребенка во всём их многообразии.
В демократичной обстановке (северные традиции?) без обиняков обсуждался изрядно набухший портфель злободневных вопросов.
Фактически конференция началась с интересного доклада о накопленном практическом опыте Молодежного русскоязычного общества Логрус. В качестве эксперта выступил председатель правления МОО «Информация для всех» Алексей Демидов. Докладчик оттолкнулся от аксиомы о «бурном развитии электронного общества».
Скачкообразный количественный рост пользователей Интернета и Интранета на фоне качественных преобразований информационной среды заставил Алексея Демидова изучить и по-новому взглянуть на положение дел русскоязычной молодежи в Финляндии. Как с помощью гуманитарных технологий реально помочь в содействии несовершеннолетним членам семей эмигрантов в решении проблем адаптации? Алексей Демидов дал понять, что дискриминация молодых людей недопустима и ставит под сомнение будущее многокультурности в Финляндии.
Зал одобрительно загудел при словах о недопустимости любого рода дискриминаций молодежи в эпоху гаджетов и карманных компьютеров.
Доклад изобиловал цифрами и идеями. Полное понимание встретил у слушателей театральный проект Логруса. Идея заключается в том, чтобы на регулярной основе создавать международные творческие группы с привлечением русскоговорящих подростков. Спектакль на финском языке может быть эффективным инструментом в решении социальных и психологических проблем молодежи.
В финале доклада Алексей Демидов призвал: «Не стоит тиражировать североамериканскую модель в наших европейских условиях». Надо ли пояснять, что доклад был встречен аплодисментами?
Идею создания инновационного электронного обучающего ресурса в России активно поддержал прокурор Южной Окружной прокуратуры (Эстония, г. Тарту) Рауль Хейдо. По его словам, в Эстонии 93% детей имеют доступ к Интернету (в Европейском союзе этот показатель пока ограничивается 75%). Рауль Хейдо предположил, что со временем Россия столкнется с теми проблемами, которые хорошо знакомы эстонцам.
Демонстрируя прекрасное знание русского языка, Окружной прокурор ЭР по проблемам детей и домашнего насилия Рауль Хейдо дал рекомендации по обеспечению дружелюбности уголовного процесса по отношению к потерпевшим от насилия в семье. Ещё важнее то, что Рауль Хейдо приоткрыл завесу над некоторыми профессиональными аспектами своей деятельности.
В частности, он подчеркнул, что увеличение уголовных дел по сексуальным преступлениям над детьми – это неизбежность, к которой российскому обществу следует быть готовым во всеоружии. Как буквально выразился Рауль Хейдо, хотя Тарту – это город с населением более 100 тысяч человек, но «у нас в производстве находится очень-очень много дел по детской порнографии». Как говорится, выводы делайте сами...
Что бы услышал и увидел бы человек со стороны, окажись он в конференц-зале гостиницы, расположенной прямо напротив Смольного? Любой случайны прохожий понял бы тезис, прозвучавший в одном из последующих докладов: «Дети не должны быть жертвами коррупции!»
Нельзя было остаться равнодушным к выступлению заведующей кафедрой педагогики и психологии семьи Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена Ирины Хоменко.
За пределами ВУЗовской среды Ирины Хоменко известна как один из создателей ресурса Inter-ПЕДАГОГИКА. Преподаватель с уникальным жизненным опытом подвергла критике социальные штампы в работе с молодежью. Ирина Хоменко не намерена мириться с ситуацией, когда в России правовое воспитание воспринимается не иначе как нарушением неких «традиционных ценностей» едва ли не в стиле Домостроя. Однажды она поручила одной из своих подопечных просмотреть и проанализировать советские мультфильмы.
По поручению старшего товарища молодая женщина просмотрела более 130 известных мультипликационных фильмов советского периода. Оказалось, что только в 7-и (семи!) произведениях анимационного искусства СССР в той или иной мере присутствовал контент, ориентированный на семью, на семейные ценности. То есть, разговоры о «традиционных ценностях» на постсоветском пространстве зачастую не имеют под собой никаких оснований!
«Я не понимаю, почему в нашей стране среди взрослых считается прикольным нарушать общественные правила и учить этому детей!» - в недоумении развела руками Ирина Хоменко.
Далее слушатели аплодисментами встретили заявление Ирины Хоменко: «Со временем мы в России будем вынуждены сделать следующий шаг и обратить внимание на внутренний мир ребенка! К этому надо будет приложить значительные усилия. Для этого надо будет сделать рывок!» Среди слушателей не вызвало возражений конструктивное предложение Ирины Хоменко одну из конференций 2013 года посвятить такоё проблеме, как счастья ребёнка.
Заместитель начальника отдела правового обеспечения и общественных связей УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Ольга Зубрилова подтвердила информацию о том, что в регионе становится больше детей, из дальнего зарубежья прибывших с родителями-гастарбайтерами и по разным причинам оставленных без присмотра.
Ольга Зубрилова подчеркнула, что «тенденция на увеличение детей из семей (мне послышалось «нетрудовых», но не могу проверить так, как не имею письменного текста этого доклада) трудовых мигрантов требует внести изменения в правовое регулирование правового положения детей». Подобная постановка вопроса предполагает знание опыта Северных стран. Ольга Зубрилова обозначила следующую ситуацию: «У нас нет возрастной статистики. Но мы можем получить настолько большое количество детей из семей трудовых мигрантов, что это может вызвать недовольство представителей титульной нации».
Докладчица ответила на несколько моих вопросов. По мнению Ольги Зубриловой, ситуация обострилась после 2006 года. Принято считать, что частично проблема разрешается с приходом ребенка в школу. Но школа не способная решить все проблемы по адаптации ребенка в российских реалиях. И здесь остается не раскрытым потенциал электронных ресурсов и дистанционного обучения, полагает Ольга Зубрилова.
Итоговый доклад был озвучен проректором по научной работе НОУ ВПО «Межрегиональный институт экономики и права» (Санкт-Петербург) профессором Мариной Спириной. Многолетние и плодотворные связи с Академией Свефи (Швеция) помогли Марине Юрьевне на доступных примерах рассказать коллегам о социально-правовых, нравственных и психологических особенностях дистанционного обучения детей, дидактике и методике использования электронных учебных ресурсов при работе с молодежью, интересующейся культурными корнями. Пусть эта деталь кому-то покажется не значительной, но в докладе впервые прозвучало ранее столь модное понятие «глобализация». Чем болезненнее процесс глобализации, тем актуальнее сочетание новаторства и традиций...
Если говорить о личных впечатлениях, то мне показался важным взглянуть на вопрос о социологии и психологии детства в контекстах и подтекстах российской реальности.
По моим журналистским наблюдениям, - по ощущениям обладателя диплома педагога с 1984 года, - в постсоветском обществе назревает потребность в педагогическом новаторстве. Но отечественная педагогическая мысль переживает затяжной кризис. Это бесспорный факт.
И вот тут разновекторные инициативы Совета министров Северных стран могли бы приоткрыть дверь для российских новаторов. Тем самым теоретикам и практикам-педагогам, которым деятельность Электронного альянса будет определенно полезна. Ещё раз повторюсь, кроме очевидной пользы для практиков обсуждаемый проект открывает новые возможности. И здесь понятно, что прошедшая конференция оказалась удачной.
Чиновники услышали о чаяниях лидеров ВУЗовской общественности Северо-запада России. Тогда как представители некоммерческих организаций разных стран получили возможность узнать заботы соседей, отделенных государственными границами. Для тех и для других актуализация дистанционного обучения правам детей отныне не абстракция.
Но не следует останавливаться на достигнутом подвижникам из АНО «Альянс социальных технологий», которые и реализуют проект под названием «Электронный альянс по правам детей в странах в Северной Европе и России». Тогда пусть прошедшее мероприятие останется в памяти как Первая (I-ая) международная научно-практическая конференция. А экспертам и всем заинтересованным лицам следует готовиться ко Второй конференции...
Северная Европа уходит в семью. А что у нас?
Северные министры ищут правовые обереги для российских детей. А мы?