Анатолий Юркин

Прощай, русский воробей!

«Прощай, русский воробей!» (2003)

Эпитафия русскому воробью

"Портативный телефон - это новый преступник".
Mobile phones blamed for sparrow deaths, Observer

Десятипроцентовые воробьи

За зимний период 2002-2003 гг. петербургская популяция городских и полевых воробьев уменьшилась на 10%. Эти данные подтвердил заведующий лабораторией экологии и охраны птиц НИИ биологии при СПбГУ профессор Георгий Александрович Носков (1939), бессменно возглавляющий лабораторию с момента ее создания в 1990 году.

  В беседе с корреспондентом "НПъ" Носков назвал "совершенно неверной информацией" предположение о связи между массовой гибелью петербургских воробьев и распространением сотовых телефонов. По его словам, "численность стабильна", а гибель одной десятой воробьев связана с небывало холодными днями, "когда птицы не смогли встать на лапы". Исчезновение воробьев, подмеченное многими горожане, Носков объясняет небывало большим урожаем рябины. Вроде бы городские и полевые воробьи переместились в леса, где впервые за последние десятилетия "имеют возможность питаться в естественных условиях обитания". Когда будет съедена лесная ягода, птицы переместятся в пригородные территории, а к лету вернутся в город. При этом, владея квартирой в городе и дачей под Всеволожском (Мельничий ручей), Носков ссылается на личные наблюдения: мол, в этих местностях с воробьями все нормально.

  При этом выясняются интересные подробности. В беседе со мной Носков напомнил о двух обстоятельствах. В нашем городе серьезных исследований численности популяций не проводилось с 1970-х годов. Но теоретически воробьи и другие птицы, входящие в контакт с локаторами и прочими телекоммуникационными приборами, могут стать жертвами эмбрио-токсилогического эффекта, вызванного сильными дозами излучений.

  На мои уточняющие вопросы Носков дал следующие ответы: никто из производителей сотовых телефонов к нему не обращался. Но если ему, русскому ученому, придется проводить исследования на тему воздействия базовых станций сотовой связи на популяцию городских и полевых воробьев в городе и области, то исключается возможность подкупа или субъективной оценки.

  Итак, Носков особо оговорил следующие обстоятельства. Во-первых, давно не было исследований численности петербургского воробья. Во-вторых, лаборатория экологии и охраны птиц охотно возьмется за выполнение любого заказа, если предложение о сотрудничестве поступит от зарубежных производителей аппаратуры сотовой связи. В-третьих, вне зависимости от результатов исследований заведующий лабораторией утверждает, что он не пойдет ни какие тайные переговоры, не поддастся уговорам и не будет фальсифицировать результаты исследований в пользу заказчика.

Воробьиный пессимизм

  Я верю Носкову. Я верю в неподкупность гражданина Носкова. Я верю в высокую научную квалификацию профессора Носкова. Но данные проведенного мною журналистского расследования заставляют прийти к прямо противоположным выводам.

  Увы, другие орнитологи, учителя биологии и руководители орнитологических кружков настроены более пессимистически. Скорее всего, в перестроечные 90-е петербургская популяция городских и полевых воробьев ежегодно уменьшалась не менее чем на 6-8%.

  В декабре 2002 года на полную мощность заработали полсотни базовые станции сотовой связи "третьего поколения". С января-февраля 2003 года начались тестовые проверки базовых станций другого грандиозного коммерческого проекта. Именно за эти месяцы популяция питерских воробушков снизилась на 10-15%.

  Говорят, что всего за победное десятилетие шествия операторов сотовой связи по кварталам нашего города количество воробьев уменьшилось почти вдвое!

  Чудом выжившая малая часть птиц мигрировала в область (в те самые леса, к той самой лесной ягоде). Кстати, это не противоречит Носкову, зримое исчезновение воробьев из кварталов и микрорайонов с действующими базовыми станциями объясняющему следующей причиной: мол, часть молодняка отделилась от стаи в поисках новых территорий. По словам Носкова, некоторые устойчивые сообщества распались из-за "процессов расселения молодых особей". Чтобы птицы вернулись, утверждает Носков, "достаточно насыпать корм в кормушку за окном". Вот беда, пробовали. Не получается. Ибо воробьи исчезают из квартала на следующий день после установки базовой станции. Когда счет идет на сотни станций, явление затрагивает всю городскую территорию. Поэтому горожане вправе высказать свою обеспокоенность судьбой русского воробья.

  Вообще мне, выслушавшему не одну исповедь дворников о том, как они слой за слоем выметали тысячи птичьих трупиков с чердачных помещений (после установки на них аппаратуры сотовой связи), позиция Носкова представляется научным утопизмом. Закрадывается сомнение, отслеживает ли элита петербургской орнитологии изменения, происходящие в мире? На худой конец, в Европе? Смерть не знает границ

  Если Федеральный союз защиты окружающей среды Германии объявил воробья "птицей 2002 года", то в братской Белоруссии воробей возведен в статус главной птицы, которую следует особо беречь в 2003 году. Это знаменательное событие произошло совсем недавно в рамках минской первой международной выставки "Птица, которая нас объединяет".

  В 2001 году Бельгийская Королевская лига защиты птиц признала, что в северной Европе стремительно сокращается популяция воробьев.

  Осенью 2002 года как из рога изобилия посыпались сообщения о неизвестной болезни, поразившей шотландских воробьёв и скворцов.

  Орнитологи пришли в замешательство, не найдя никаких причин для массовых заболеваний, но впервые прозвучала мысль о возможной опасности для людей. Все было как всегда. Простые шотландцы обратили внимание на воробьёв, лишившихся способности летать, ходящих по кругу, кувыркающихся от беспомощности и выворачивающих головы неестественным образом. В ответ на обеспокоенность шотландцев ученые выступили с замысловатыми байками о вирусе Западного Нила (West Nile virus). А случаи с поражением воробьиного мозга регистрировались с 1994 года, то есть, с запуска проектов по реализации сотовой связи "третьего поколения". Вскоре позиция шотландских знаек-орнитологов изменилась коренным образом. В New Scientist вышла публикация под заголовком "Тайная болезнь истребляет птиц Великобритании". Далее на страницах научных изданий последовали извинения: западно-нильский вирус был не виновен в гибели шотландских воробьёв и скворцов. Заодно обвинения были сняты с кошек, фермеров, бензиновых двигателей, энергосберегающих элеваторов, изменений климата и т.п.

  Гром грянул 13 января 2003 года, когда Observer опубликовал сенсационную статью "Портативные телефоны обвиняются в смерти воробьев". В частности, в ней рассказывалось об исследованиях профессора физики из Университета Бристоля Дениса Хеншава (Denis Henshaw), открывшего негативное воздействие электромагнитных волн на способность воробья класть яйца. Чем больше в мегаполисе сотовых телефонов, тем меньше воробьев. Момент стопроцентной "мобильной телефонизации" равнозначен официальному прощанию с последним воробушком!

  Как отреагировали жители Лондона на 75-процентное снижение численности воробьев (с 1994 года)? Беспримерную общественную сознательность проявили 30 тысяч добровольцев, предложивших свои услуги для отслеживания ситуации в городских кварталах с высокой концентрацией электромагнитных полей, то есть, поблизости от базовых станций сотовой связи (которых, напомню в Петербурге несколько сотен). В отличие от петербуржцев (обывателей и орнитологов), лондонцы считают, что исчезновение 10 миллионов воробьев - это вопрос, достойный финансирования ВТО и строжайшего правительственного контроля.

  И здесь недопустимы компромиссы или случаи коррупции среди научной общественности. Роза Клери (Rosie Cleary) от Британского Орнитологического Общества прямо сказала, что поголовное "исчезновение воробьев в больших городах напрямую связано с беспроводной телефонизацией".

Когда у крыс вырастут крылья...

  В нашем городе гибель сходного числа гордых русских воробьев прошла абсолютно незамеченной, никого не заинтересовала и осталась вне сферы деятельности ведомств и институтов, ученых и операторов сотовой связи, вкладывающих миллионы долларов в попугайскую телерекламу. Воробей жил рядом с человеком более 10 тысяч лет, не подозревая о том, вслед за луком злоумный горожанин изобретет сотовый телефон.

  В петербургском Центре государственного санитарно-эпидемиологического надзора, кажется, придерживаются принципа "этого не может быть потому, что это противоречит ведомственным инструкциям". И на всякий случай всегда готовы добавить, что сотовые телефоны "не представляют никакой опасности для людей". Но на занятиях в Институте промышленной безопасности, охраны труда и социального партнерства учащиеся настойчиво задают вопросы об экологической безопасности сотовых телефонов. Год от года в ответах преподавателей убывает уверенности, что нет поводов для пересмотра санитарных норм...

  Как видим, только Россия выпадает из общего цивилизационного потока.

  Неведения наших ученых - это надводная часть айсберга, скрывающие иные проблемы.

  Сегодня никем из чиновников и ученых до сих пор не опровергнута информация о том, что якобы отмечен взрывоподобный рост крыс, мышей и тараканов в жилых массивах, расположенных поблизости от базовых станций сотовой связи нового поколения. Как известно, для всякого морского города характерна высокая плотность этих мерзких спутников человека. Но с 2001 года отмечена концентрация гнезд крыс и мышей в высотных зданиях, на крышах которых установлена радиоаппаратура так называемого "третьего поколения". Давно отмечена тяга мышей обустраивать гнезда в электрических распределительных щитах, но еще больший эффект сотовые телефоны оказывают на крупные крысиные особи. Особо агрессивные крысы вытесняют домовых мышей, ранее освоивших чердаки и верхние этажи зданий, расположенных вблизи источников электромагнитных излучений.

  Отечественные ученые снова уверяют нас, что нет причин для беспокойства...

  P.S. Вероятно, катастрофа разразится в начале апреля, когда домовый воробей (passer domesticus) приступит к гнездованию на чердаках петербургских зданий. Ожидается, что вместо привычных двух выводков за весь 2003 год будет только один неполноценный выводок. В кладке вместо 4-7 яиц появятся только 2-3 яйца.

Анатолий Юркин. "Эпитафия русскому воробью: бей мобилы - спасай пернатых!" или: «Живи, воробушек!» (2003) // газета "Новый Петербургъ" за 6 февраля 2003г., №5 (592).

Данный текст на ...

http://echo.vsev.net/showthread.php?fid=36&tid=993&old_block=0
http://www.lgz.ru/conference/lg_comment2/_disc1/seminar.htm
http://www.x-libri.ru/elib/smi01792/00000001.htm
http://gateway.sinklit.com/index.php?page=1096 Текст и красивая фотка на...
THE NEWSPAPER FOR THOSE who INDEPENDENTLY THINKS about FUTURE

Hosted by uCoz