Борис Кубрин

    «Петербург - родина киберфашизма?» (2003)

  1.   Природа русского интеллектуала такова, что постоянно его мозг занят двумя логическими операциями. С одной стороны, интеллектуал, взращенный в русскоязычной среде, всегда готов задать вопрос или получить итоговый ответ по национальной идее. С другой стороны, после катаклизма под названием "Вторая мировая война" мы постоянно ожидаем возрождения фашизма. Не будет преувеличением сказать, что двумя этими химическими процессами предопределяется работа мозга интеллектуала, живущего в России XXI века. Сознание можно усыпить спиртным, кинопросмотром или сексом, но "русское бессознательное" ежеминутно оперирует именно этими двумя тезисами. Причем, по законам классической философии, поиск национальной идеи - это тезис, а угроза фашизма - антитезис. Их синтез предопределяет национальную специфику русского интеллекта.

  2.   Ни о чем подобном я не думал, когда принял приглашение посетить компьютерный клуб М19, что находится в Санкт-Петербурге на Московском проспекте. На недавно прошедшей пресс-конференции администраторы и члены питерского клуба М19 намерены завоевать для России призовые места на The World Cyber Games (WCG 2003), что пройдут в Южной Корее в октябре 2003 года. Сразу хочу оговориться, клуб М19 - гордость Петербурга и России. Вежливый персонал, быстрый Интернет, 100 мощных компьютеров и 20 лицензионных игр с обслуживанием по любой другой популярной игре. Следующая аксиома - почти все геймеры будут востребованы обществом в виде программистов, менеджеров, тестовщиков и прочих сверхчеловеков эпохи электронной коммерции. Но... говорим "русский геймер", подразумеваем - будущее Руси.

  3.   Члены компьютерного клуба М19 заявили, что они намерены завоевать для России призовые места на The World Cyber Games 2003. Заявления подростков подтвердил взрослый человек - директор М19 Владимир Хвостов. Он уточнил, что реальные шансы выиграть соревнования представители М19 имеют в играх Counter-Strike и Unreal Tournament. Хвостов отметил, что кроме М19 еще 4 команды будут представлять Северо-Западный регион России на WCG Russia 2003 в номинации Counter Strike 5x5. Это ArcticA, "Мясной Двор", "Red.Line" и "United Team".

  4.   Но меня поразили геймеры, добившиеся определенного успеха в своей сфере. Чтобы они в тот день не делали, чтобы не говорили и как бы себя не вели, во всем ощущалось осознаваемое превосходство над теми, кто живет вне виртуальной реальности. По словам игрока Павел Русин, известного как 34s.Askold, Counter Strike относится к жанру "action". В этой игре имитируются сражения отрядов по борьбе с террористами. Отвечая на вопрос "НП", Русин отметил, что "игру отличает командный стиль, когда индивидуальные навыки игры нужно соразмерять с командным духом игры". Всего по игре Unreal Tournament 2003 было 7 проходных мест, одно из которых досталось M19*Askold'y как победителю WCG RU 2002. Также по StarCraft было 7 проходных мест, одно из них отдали Ranger'y как победителю WCG RU 2002. И 7 проходных мест по новой игре FiFA 2003, где одно из них досталось игроку M19*Alex'у как победителю WCG RU 2002. Известный среди геймеров как M19*Alex игрок из команды M19 Виктор Гусев обратил особое внимание "НП" на то, что именно на Западе и в Азии сосредоточены наиболее сильные игроки в игру FIFA2002, поэтому соревнования "обещают быть трудными". По поводу своей победы на WCG 2002 Гусев признал, что "в Сеуле для игроков были созданы идеальные условия, а единственным недостатком, достойным упоминания были очень низкие стулья".

  5.   Потребовалось сконцентрировать малые остатки воли, чтобы уйти из-под гипнотического воздействия юных геймеров. Как сообщил "НП" специалист по работе со СМИ маркетингового агентства Union Linx Павел Михеев, все расходы, связанные с проведением всероссийского финала и в целом Третьих Всемирных компьютерных игр, что пройдут в Южной Корее, взяла на себя корейская компания "Самсунг". Менеджер Михеев объяснил, что "в Корее к WCG относятся как к национальному спортивному брэнду". И здесь что-то щелкнуло у меня в голове. (Не попало в газетную публикацию: С первых минут пресс-конференции не для меня одного стало ясно, что далее поиск русской национальной идеи придется вести вне виртуальной реальности и без опоры на компьютерные игры, вошедшие в официальную программу WCG. Если, конечно, иметь трезвую голову и не увлекаться байками о пользе для человечества борьбы с мировым терроризмом. Поэтому всё) Все оставшееся время на той исторической пресс-конференции я пытался найти хотя бы одно определение фашизма, которое не соответствовало бы идеологии и технической начинке компьютерных клубов.

  6.   По моей классификации, 200 компьютерных клубов Петербурга представляют точный аналог пивных Мюнхена, в которых созревал государственный путч. Чем больше журналисты предпринимали попыток узнать о денежной стороне вопроса, тем отчетливее созревало определение: киберфашизм - это зависимость толпы от производителя электронной техники, насаждаемая и поддерживаемая социальным институтом компьютерных клубов, магазинов компьютерной техники и компьютерной прессой.

  7.   Едва Павел Русин похвалил мышки одной фирмы, как сама собой созрела мысль в духе Вильгейма Райха о том, что мышка и клавиатура - сексуальные фетиши киберфашизма. Сугубо мужские компании на ночных посиделках в компьютерных клубах натолкнула меня на предположение о конвейерзации гомосексуальных фетишей. Едва Виктор Гусев упомянул о том, что в игру Warcraft III введены персонажи из фильма "Властелин колец" - злобные орки, всемогущие эльфы и безобразные гномы, как поэтическими строками в моем сознании всплыли четкие формулировки: "сила фашизма заключается в готовности масс к усвоению реакционных идей". Поэтому я нарушил журналистский долг и не стал спрашивать у честолюбивых геймеров, играют ли они в Diablo, Quake и прочие сатанинские забавности? Продолжая известный афоризм Фридриха Августа фон Хайека замечу, что киберфашизм зародился и окреп в толще подростковых масс, увлеченных вроде бы безверным киберспортом (у Хайека, как помнится, речь шла о национал-социализме и "толще народных масс").

  8.   В целом технология и идеология компьютерных игр - это реальный шанс для азиатских корпоративных структур, находящихся в затяжном противостоянии с американской и европейской цивилизациями. Кто оспорит тот тезис, что в свете процессов глобализации и конкуренции азиатские корпорации не знают себе равных в области зрелищ, корпоративной дипломатии и геополитической интриги?

  9.   Высокий интеллект и хладнокровие компьютерных игроков, помноженные на гомосексуальную культуру и бесстрастность виртуальной действительности, обязательно приведут в России к череде непредсказуемых психологических и административных эффектов. В частности, я уверен, что против геймера не устоят выходцы из традиционных спецслужб. Об остальном можно только догадываться.

  10.   В завершение хочу упредить возражения скептиков. Оглянитесь. Автомобиль "фольксваген-жук" и бытовая техника "симменс" произведены теми немецкими структурами, что поставляли военную технику на оба фронта Второй мировой войны. Поменяйте пушечных королей Круппов на южнокорейских акционеров, чтобы получить представление о финансово-производственной почве зарождающегося на наших глазах социального явления. Никто не придумывал киберфашизм. Это социальное явление, порожденное объективными реальности компьютерного времени.

  11.   В течение прошедших выходных я перебрал известные мне 300 определений гитлеризма. Вы не поверите, но я не нашел ни одной формулировки, которая не соответствовала бы феномену нынешнего киберфашизма. Более того, киберфашизм в большей степени "обещает всем все", чем это делали вожди и идеологи гитлеризма.

  12.   Петербург известен как город трех революций. Когда доведется услышать очередной бодрый репортаж об открытии в нашем городе нового компьютерного клуба, не появится ли у петербуржцев догадка о том, что город на Неве - гнездо нового мирового порядка (яйцо змеи, по Бергману?

  13.   Послесловие. Напомним, что в августе 2000 года в клубе М19 была создана уникальная для всего пост советского пространства, активно действующая Санкт-Петербургская Counter-Strike Лига. А в августе 2001 г. клуб получил статус отборочного центра World Cyber Games Северо-Западного региона России. Успехи игроков М19 заставляют нас предположить, что в сфере компьютерных игр мы ни в чем не уступаем не только Москве, но и всему остальному миру. Может быть, и опережаем...

    Борис Кубрин.

    В газете "Новый Петербургъ" за 14 августа 2003 года, №32 (619), стр. 4. На одной полосе с материалами "Белорусский мотив", "Геннадий Селезнев бросил упрёк вождю КПРФ", "Эдуард Лимонов в Петербурге", "... Мой труп вливается в труп республики..." и др.

    Текст «Петербург - родина киберфашизма?» цитировался в Интернете (alex-co.ru и др.)

    Краткая хронология событий

    7 февраля 2002 года в газете "Новый Петербургъ" (№ 5(529)) печатается материал Светланы Поликарповой "В КОМПЬЮТЕРНЫХ КЛУБАХ СТАВЯТ ОПЫТЫ НАД ЛЮДЬМИ?".

    14 августа 2003 года в газете "Новый Петербургъ" (№32(619)) размещён репортаж Бориса Кубрина «Петербург - родина киберфашизма?».

    14 августа 2003 года в газете "Невское Время" вышел материал "ИГРУШЕЧНЫЙ" СПОРТ - ВЕЩЬ СЕРЬЕЗНАЯ" Дмитрия Слугина.

    Приложение №1. "В КОМПЬЮТЕРНЫХ КЛУБАХ СТАВЯТ ОПЫТЫ НАД ЛЮДЬМИ?" (2002)

    "Позвонила в редакцию мать 19-летнего юноши, поделилась своей бедой.

    Ее сын был обычным хорошим ребенком, отлично учился в престижном колледже, получал повышенную стипендию. С 15-ти лет мечтал стать программистом, родители купили ему компьютер - и вовсе не замечали за сыном какой-то повышенной или болезненной тяги ни к интернету, ни к играм.

    Все беды начались с того, что на домашнем компьютере сгорел винчестер. Машину долго не удавалось починить, и подросток пошел в компьютерный клуб. С тех пор его как будто подменили. Он забросил учебу, прогуливал занятия и был выгнан из колледжа. По несколько дней не бывал дома, пропадая в компьютерном клубе. Что-либо другое в жизни его просто перестало интересовать. Когда однажды он не возвращался домой целую неделю, перепуганная мать искала его с помощью оперативно-розыскного отдела милиции. Нашла и увезла в деревню, на отдаленный хутор. Там через два месяца он вроде бы стал нормальным человеком, про компьютерные игры и не вспоминал. Однако стоило парню вернуться в город - и все началось сначала. Он обещает продолжить учебу, настроен вроде бы серьезно, но стоит ему выйти из дому - и он снова пропадает в клубе.

    "Он становится совершенно отчужденным от семьи, - рассказывала мать. - Но он не лжет, когда говорит, что хочет избавиться от этой зависимости. Она очень похожа на зависимость алкоголика: как тот не может спокойно пройти мимо пивной, так и мой - мимо компьютерного клуба. Однажды мне удалось вызвать его на откровенность, и он сказал мне, что у него нарастает ощущение, что дома он - один человек, а на улице - как будто другой. "При виде вывески клуба я не понимаю, что со мной происходит: как будто срабатывает какой-то рефлекс, я разом забываю все свои дела, куда я шел, зачем а просто автоматически разворачиваюсь и иду в клуб". Как вы думаете, наших детей, что, как-то зомбируют в этих клубах?"

    Милиция матери ничем не помогла, хотя чисто по-человечески оперативники ей сочувствуют. Милиционеры рассказали, что есть три стадии "компьютерной зависимости". На первой детям-малышам еще могут помочь психологи и родители. На второй стадии - подростки, авторитет родителей для которых не стопроцентен, и нужна помощь узких специалистов. Третья стадия - практически безнадежна - это взрослые мужчины по 30-40 лет, бросившие свои семьи, высокооплачиваемую работу. Их, таких, говорят, в институте Бехтерева целая палата...

    У большинства людей, использующих компьютер и интернет для работы, рассказы о компьютерной зависимости вызывают кривую усмешку и покручивание пальцем у виска. Однако все не так просто. Напомним, что и обыкновенному гипнозу подвержены далеко не все индивидуумы.

    В специальной печати промелькнуло сообщение о разработке интересного вируса, распространяемого через интернет. Он вызывает сбои на экране, как бы помехи. Раздосадованный пользователь в этом случае пытается мнимые помехи устранить, тыкаясь мышкой в разные команды, стучит по различным кнопкам, раздражаясь все больше и больше... До него и не доходит, что он для кого-то очень внимательного уже стал "подопытным животным", что каждое его движение уже передается на удаленный сервер, который анализирует его психотип и, подобрав "ключик", пытается вызывать у человека определенные движения, с определенной частотой, подобно тому, как электрод, вживленный в мозг крысы, заставляет ее дергать лапками, нажимать на педальку... Благодаря вирусу связь компьютера пользователя с этим сервером активизируется сразу же, как только "подопытный" выходит в интернет, и поддерживается постоянно, а очередная порция "раздражителей для крысы" может запускаться в любой момент, когда хозяевам сервера заблагорассудится. Высказывалось мнение, что хозяева сервера имеют возможность пользоваться эффектами "25-го кадра".

    Последнее утверждение вызывает серьезные сомнения программистов: мониторы ПК технически не могут воспроизводить эффект "25 кадра". Тем не менее и они признают, что определенные визуальные образы и различные группировки оттенков цветов, а также частота мерцания монитора и характер искусственно созданных помех могут определенным образом воздействовать на подсознание пользователя, вызывая раздражение, возбуждение, торможение и различные реакции психики. По характеру последствий такого воздействия они могут быть посильнее пресловутого "25 кадра"!



    И что характерно: по статистике, в компьютерную зависимость попадают не домашние пользователи ПК (которые пользуются теми же программами, играют в те же игры и посещают интернет), а именно посетители клубов! Вероятно, воздействовать через компьютеры клуба, объединенные в сеть, на массу людей, добровольно приходящих туда, намного сподручнее: помимо чисто технических удобств, срабатывает и хорошо известный психологам "эффект толпы", неизменно возникающий при сконцентрированности людей, подвергающихся какому-либо воздействию, из-за чего эффективность такого воздействия на индивидуума многократно усиливается.

    Случайно ли, что бизнес компьютерных клубов жестко структурирован? Любой новичок, рискнувший только заявить о том, что хотел бы заняться этим делом, с первых же шагов натыкается на незримый, но мощный кулак. Автору этих строк лично известно три случая попыток обычных частных предпринимателей открыть компьютерные клубы - и все, как на грех, одинаково неудачные: у одного моментально сгорел арендованный зал, да так, что не подлежит восстановлению, у другого был пойман с дозой героина в кармане до того ни в каком криминале не замешанный сын-подросток, третьему еще на стадии регистрации клуба просто позвонили домой и авторитетно рекомендовали выбросить из готовы эту дурную затею... Столь сурово охраняются коммерческие прибыли - или какие-то другие, БОЛЕЕ СЕРЬЕЗНЫЕ интересы?



    Утверждают, что постоянные посетители клубов - это те, кто склонен к употреблению наркотиков. А может, дело обстоит как раз наоборот? Может быть, приходя в клуб, человек помимо своей воли становится участником программы по изучению своей психики - на предмет приобщения к наркотикам, например?

    В ГУВД матери подростка ответили, что на подобным образом поставленные вопросы ответ дать не могут - просто нет в милиции таких специалистов. Нет их и в ФСБ: оттуда несчстную мать послали... в районную прокуратуру - дескать, там во всем разберутся. Хоть на это можно надеяться?

    Есть еще такое Управление "Р" - подразделение ФАПСИ, которое занимается расследованием преступлений в сфере "высоких технологий". И весьма странно, что сотрудники этого управления проявляют свой интерес к компьютерным клубам только по поводу использования нелицензированного программного обеспечения, да и то, как поговаривают злые языки, лишь по наводкам конкурентов. Почему-то до сих пор никем не ставится вопрос о лицензировании компьютерных клубов. Почему-то не рассматривается как правонарушение беспрепятственный доступ несовершеннолетних в компьютерные клубы в ночное время. Почему-то не рассматривается как пособничество в преступлении беспрепятственный доступ несовершеннолетних к сайтам интернета, пропагандирующим порнографию, насилие, гомосексуализм, педофилию?

    Наша газета готова предоставить свои страницы всем, кто имеет свое мнение по поводу затронутых проблем.

    Также просим откликнуться на предложение матери юноши - объединиться всем родственникам пострадавших от компьютерной зависимости. Не оставайтесь один на один со своим горем. Вместе мы преодолеем беду. Кроме нас, спасать наших детей некому. Правоохранительные органы бессильны. Государственные органы бездействуют. Платные психологи и психиатры кровно заинтересованы в том, чтобы у них было как можно больше пациентов, которым можно как можно дольше и безуспешно "вправлять мозги" на платной основе. Давайте спасаться сами! Звоните в редакцию!" Светлана ПОЛИКАРПОВА

    Газета "Новый Петербургъ", № 5 (529), 07.02.2002 г.

    В один день с публикацией «Петербург - родина киберфашизма?» (2003) в газете "Невское Время" вышел материал "ИГРУШЕЧНЫЙ" СПОРТ - ВЕЩЬ СЕРЬЕЗНАЯ" Дмитрия Слугина. Наблюдается сходство этих двух текстов.

    Троеточие. «Петербург - родина киберфашизма?» завершается троеточием. "ИГРУШЕЧНЫЙ" СПОРТ - ВЕЩЬ СЕРЬЕЗНАЯ" начинается троеточием.

    Приложение №2. "ИГРУШЕЧНЫЙ" СПОРТ - ВЕЩЬ СЕРЬЕЗНАЯ" (2003)

    "...Явление зародилось в начале девяностых годов прошлого века вместе с появлением игры Doom, а потом Quake - первых многопользовательских "стрелялок". Игра велась по принципу Deathmatch, то есть "каждый сам за себя" - определенное количество человек должны были охотиться друг за другом. С тех пор количество "приспособленных" для киберспорта игр выросло, появились стратегии - игры, в которых вместо одного человека игрок может управлять целыми армиями, различные симуляторы (в которых можно как управлять боевым самолетом, так и оказаться "на посту" тренера футбольного клуба), но "стрелялки", или 3d-action, до сих пор остаются самыми популярными. А количество игроков и команд выросло в сотни раз и насчитывает сотни тысяч. Но мало кто знает киберспортсменов под настоящими именами. В основном они берут себе никнеймы - то есть определенные прозвища. К примеру, немногие геймеры могут ответить на вопрос, кто такой Алексей Нестеров. А Lexer‘a, чемпиона прошлого года по Quake, среди компьютерных игроков не знать стыдно.
    World Cyber Games проводятся уже в третий раз, и этому событию уделяется большое внимание в Корее. В этой стране киберспорт добился национального признания - ярким примером этому может служить то, что два южнокорейских телеканала специализируются исключительно на показе виртуальных боев, а чемпиона мира по стратегии Warcraft 3 узнают на улицах и просят автограф. Нашей стране до этого пока далеко, но зато мы являемся единственными, признавшими киберспорт профессиональным.
    В этом году в Корее будет чемпионат по нескольким видам игр. Во-первых, это Counter-Strike - командная "стрелялка", имитирующая борьбу спецназа с террористами (одной команде для победы надо взорвать бомбу, а другой - ее обезвредить). Представлять наш регион в этой номинации в Москву поедут команды M19, Arctica, Red line и UT. Фаворитом является М19, которая в прошлом году умудрилась неожиданно для всех увезти из Кореи золото. Кроме Counter-Strike в программе турнира нашлось место еще одной "стрелялке" - Unreal Tounament-2003. Это игра в стиле Doom и Quake, предлагающая участнику окунуться в атмосферу гладиаторских боев будущего. В ней у нас тоже есть те, кто может неплохо выступить и в Москве, и в Корее. И основной претендент, конечно, Павел Askold Русин, остановить которого на прошлом чемпионате смогли только технические проблемы - у него "завис" компьютер. В остальных играх - "космической" военной стратегии Starcraft, созданной по мотивам "Властелина Колец", Warcraft 3 и футбольном симуляторе FIFA-2003 - у нас есть свои чемпионы. И можно надеяться, что и из Москвы, и из Южной Кореи они уедут не с пустыми руками.
    К сожалению, в этом году организаторы World Cyber Games не включили в список номинаций очень популярный в России Quake. Но зато эта игра присутствует в другом не менее крупном соревновании - Quakecon-2003. Туда поехал только один игрок из нашей страны. Зато какой! У молодого петербуржца Lexer‘a есть реальные шансы сделаться двукратным чемпионом и увезти домой неплохую сумму денег (призовой фонд турнира составляет более 100 тысяч долларов). К сожалению, в других номинациях турнира (командный Quake и Return To Castle Wolfenstein) представителей нашей страны нет.
    ...У нас в стране киберспорт давно стал, можно сказать, массовым увлечением. В одном только Петербурге насчитывается около двух сотен компьютерных клубов, и почти у каждого есть собственная команда по одной или нескольким играм. А так как посещение этих мест является одним из самых популярных развлечений среди подростков, в "свежей крови" нет недостатка. Это похоже на естественный отбор - тысячи приходят "просто поиграть", у сотен это получается лучше, они вступают в команды и продолжают играть "просто так", но уже более организованно, а десятки, понимая, что могут достигнуть серьезных успехов, начинают уже серьезно тренироваться, изучают тактику и стратегию и в конце концов оказываются победителями в крупных турнирах. Конечно, случаются "перегибы", когда подросток сидит в клубе по восемь часов в день, прогуливает ради этого школу - но я еще никогда не слышал, чтобы из таких "персонажей" вырастали серьезные про-геймеры. Если человек не может сосредоточиться на собственном обучении, он почти наверняка не сможет упорно трудиться для совершенствования в киберспорте. И опять-таки "каждый" - не значит "любой дурак": для достижения успехов с 3d-action нужно иметь хорошую реакцию и сосредоточенность, а чтобы побеждать, к примеру, в стратегии, необходимо обладать развитым тактическим мышлением".
    Дмитрий СЛУГИН

    От редакции НВ: "Наша газета уже не раз уделяла внимание киберспорту, то есть профессиональной игре в компьютерные игры. Но спортом мы бы его не называли, если бы не проводилось крупных чемпионатов. Сегодня самыми престижными турнирами считаются два: проводящиеся в Корее "компьютерные олимпийские игры" и организованный компанией id Software Quakecon. В прошлые выходные в Петербурге, на Московском проспекте в клубе М19, прошли отборочные игры к первому и крупнейшему из них - World Cyber Games-2003. Десятки команд из всего региона сражались за право участвовать во всероссийских соревнованиях, победа в которых дает право поехать в Корею, где в начале октября состоится всемирный финал".

    Газетная вырезка как приложение к эссе «Скорлупка симулякра»

    Предварительный газетный материал для неизбежной дискуссии



    Hosted by uCoz