В праздничном хоре, что прозвучит в День знаний, жители Петроградского района услышат и косноязычие больных детей. Почему эти звуки, режущие слух простого островитянина, не услышат другие горожане? Больные дети есть и в остальных районах. Их много. В каком-нибудь спальном районе числом их будет больше, чем на Островах. Но в городе нет второй такой школы наподобие нашей уникальной 99-й. Петроградцы не из числа тех, кто закрывает глаза на одну из самых страшных проблем современного общества. Две девятки – это наша общая боль.
Посетить 99-ую мне посоветовал депутат А.Белоусов. Как известно, в парламентской работе политик-”яблочник” следует словам: “Чем ближе к простым людям, тем больше ответственности”. В точности цифр и в достоверной передаче психологической атмосферы проявляется форма ответственности журналиста за письменное слово. Поэтому, в процессе подготовки к разговору с руководителем школы, я просмотрел все доступные мне цифры и документацию.
Итак, весной этого года закончили учебу и ушли на летние каникулы 217 ребят. Среди них от 60 до 90 человек призваны инвалидами детства, а к сорока детям весь год учителя ходили на дом. Чтобы Первого сентября вернуться в стены родной школы всем им нужно принести справку от врачей. Сроком до весны 2.000 года. Если чиновников сюда приглашают для обмена опытом, то ученики приходят по справке. Не по месту жительства или по творческим способностям, а по рекомендации врачей. Приятно сознавать, что в нашем донельзя криминализированном городе есть-таки школа для зачисления в которую родителям ученика не нужно платить деньги или умасливать администрацию обещаниями сделать ремонт крыши.
Многие люди ходят по Каменностровскому проспекту, не подозревая о том, какая удивительная школа находится в доме 31. Если подняться на второй этаж и пройти мимо уборщицы с добрым взглядом, то из длинного коридора вы попадаете в комнаты с большими окнами на солнечную сторону. В них от прежней царской жизни остались три массивных печи. Директорский кабинет украшен старинным камином с белыми изразьцами. По распространенной среди чиновников и учителей Петроградского района легенде большой камин имеет стоимость в цифре из условных единиц с неописуемым количеством нулей и якобы поставлен на учет в Русском музее.
Трудно поверить, что ты попал в единственную в городе школу для обучения больных детей. При бывшем главе районной администрации П.К.Кошелеве в стенах школы проходили мероприятия с участием глав районных администраций. Новой главе районной администрации еще не подсказали, что “две девятки” могут стать ее козырной картой в сшибке чиновничьих тщеславий. Созданная в 1995 году на Большой Пушкарской, сегодня школа стала целой педагогической империей. Начинали с 25 детей и тесных помещений. Когда вы будете держать этот газетный номер в руках, на улице Нестерова вовсю заработает новый филиал для старшеклассников (9-11 классы).
В этой школе нет привычного учебного конвейера, нет массового охвата учащихся и классов из сорока человек, сидящих на голове друг у друга. “Девяносто девятая” – школа для больных детей. Признайтесь, вам вдруг расхотелось читать передовицу до конца? На самом деле, все не так страшно. Есть среди выпускников те, кто поступил в училища и техникумы разной направленности. Олег Ж. стал живым мифом “99-й”. После окончания школы ее выпускник с блеском поступил в престижный институт и преподаватели на него не нарадуются – настоящий компьютерный самородок! Эдакая неожиданная дословная реализация в питерской действительности сценария великого голивудского фильма “Человек дождя” со всеобщим любимцем Дастином Хоффманом, сыгравшим гениального больного-аутиста.
В коридоре меня встретил высокий пожилой мужчина в белой майке с короткими рукавами, в светлых брюках и в кедах. “Нас трое в брюках и мы собственноручно собираем мебель,” – сказал он, словно извиняясь за непарадный внешний вид.
Всего в районе есть 400 больных ребят, для которых любые перспективы любого будущего связаны с жизненным экспериментом Зураба Теймуразовича Гоголадзе. Без его деятельной помощи дети обречены на пожизненное домашнее заточение. Занимаемая им должность директора муниципальной школы индивидуального обучения – это логическое завершение многолетнего и трудного пути.
В директорском кабинете на Каменностровском нет компьютера (ау, спонсоры!), но электрическая лампочка согревает аквариум с красивыми рыбками. Плавные движения рыбьих хвостов – это важно. Душевное спокойствие есть обязательное условие для начала рабочего дня. Не будет ежедневного спокойствия в душах учителей, учеников и их родителей, насмарку пойдет многолетний эксперимент.
Директор школы “две девятки” любит обращаться к собеседнику во множественном числе: “Поймите, ребята...” Он курит импортный табак, забывает в пепельнице почти целую тлеющую сигарету и от зажигалки спешит прикурить новую. Чувствуется, мыслями он далеко за пределами своего кабинета. Может быть, в одном из филиалов? То ли мысленно рассматривает крючки на вешалках в гардеробе нового филиала на улице Нестерова, то ли недоволен окраской стен старого здания на Большой Пушкарской.
- Поймите, ребята... – обращался он ко мне, доливая кофе в быстро опустевшую чашку. – Здесь мы не имеем права на ошибки обычных школ. Совершенно не допустимы склоки и дрязги, чего греха таить, характерные для учительских коллективов больших школ. Больные дети моментально откликаются на ложь и неискренность. Подобно тонким научным приборам они улавливают перемены в состоянии учителя и стократно отвечают на импульс, пришедший от взрослого человека.
Мы быстро поняли друг друга. Почему? В газете “Вечерний Тбилиси” (28 октября 1991) в рубрике “На пороге перемен” в ответах на вопросы интервьюера З.Т.Гоголадзе признавал духовную связь своей школьной концепции с философией Мераба Мамардашвили и методологией Георгия Щедровицкого. Знакомые имена. Под первой звездой мировой величины я проучился в обоих законченных мною институтах, а второго ученого самонадеянно вывел в своем дебютном романе “Пророк” в сказочном персонаже под именем “Щедрило”. Директор не впервые общался с журналистами. А я, соответственно, не понаслышке был знаком с теми, кто стоял у истоков педагогической теории З.Т.Гоголадзе.
Все гениальное просто. Учительская задача донести до ученика обязательный объем знаний усложняется врачебным требованием – оказать психолого-педагогическое сопровождения ребенку на протяжении всего учебного дня. Если говорить о теории Зураба Гоголадзе без научных цитат и ссылок на методологические исследования, то пересказывается она в двух-трех фразах. “Мы работаем в единственной школе в которой коллектив педагогов призван подстраиваться под ребенка. Под каждого из больных детей. Под ребенка с любой болезнью. И вопреки ей. Это наша главная обязанность.” Отсюда главную творческую задачу Зураб Теймуразович видит в создании коллектива единомышленников.
За многолетнюю директорскую практику этот пожилой человек ввел в действие две школы-новостройки Выборгского райна N457 и N487. Он чувствует свой возраст, когда вслух огорчается: “Нет преемника. Кому передать накопленный опыт?” Когда стесняется очков, прописанных от дальнозоркости. Носит их недавно. Не привык. Снимает и оставляет на столе или на подоконнике. А потом не помнит, где оставил. Спросить у детей или у коллег стесняется. Гордость человека, выросшего в узких тбилисских двориках Верейского квартала. Воспользовавшись переменкой (по специальности он историк и “тянет” полторы ставки), мимоходом заглянет в директорский кабинет и увидит очки поверх деловой документации – уборщица принесла. Написал я об этом и подумал о том, как похож на своих подопечных этот сильный седовласый человек, внешне напоминающий заглавного персонажа исторического романа К.Гамсахурдиа “Давид-строитель”.
“Главная педагогическая задача состоит в том, чтобы по возможности адаптировать старшеклассников к жизни за школьными стенами. Если здесь им создаются тепличные условия для учебы, то выход в жизнь зачастую оборачивается болевым шоком. Таковы издержки общества, живущего по законам социального дарвинизма,” – говорит Зураб Теймуразович. И ему веришь.
Четыре раза в год собираются люди на родительские собрания. И основной темой для проникновенного разговора служат не оценки и успеваемость, а состояние больного ребенка. Не могу удержаться от пересказа истории с мамой Саши Р. На выпускном вечере счастливая женщина подозвала сына и сказала: “Поклонись в ноги этим замечательным людям и... забудь о той домашней атмосфере, в которой ты здесь находился. За школьными стенами тебя ждет жестокая действительность. Жизнь хуже школы. Второго чуда не случится.”
Безграничная память аутистов помогла больным людям занять твердые 14% в штате сотрудников компьютерного колосса “Майкрософт”. И вообще суперинтеллектуала и гения можно рассматривать классическим воплощением человека с интеллектуальными отклонениями. Кто сегодня решил “объявить войну” больным детям или продолжает не замечать своего близкого с ними соседства, завтра обязательно возьмется за истребление гениев и прочих “головастиков” не от мира сего. Таков общественный закон, открытый мною после посещения 99-й и после многочасовых беседы с З.Т.Гоголадзе. У Достоевского это называлось “шигалевщиной”. И при этом не надо думать, что автор статьи занимает такую позицию по причине интеллигентской слабости или мимолетной сентиментальности. Я отношусь к числу тех людей, кто жалеет о закрытии ЛТП. По-моему мнению, общество обязано занять более жесткую позицию в отношении алкоголиков и представителей прочих асоциальных группировок. Алкоголик или наркоман сам принимал решение. Его беды – это последствие ошибочного поступка. И человек обязан поступиться частью своих гражданских прав из-за неправильного выбора жизненного пути. Но больные дети от рождения лишены мало-мальской возможности выбирать! Бережным отношением к больным детям можно искупить жесткое отношение к личностям, по злой воле лишившим самих себя интеллектуальной перспективы. Кто стерли грань между человеком и животным пробкой от водочной бутылки или шприцом. Изоляция как наказание, но не судьба! Парадокс современного общества заключается в том, что в стенах 99-й отчаявшиеся одиночки пытаются прорваться из болезни в мир нормальных интеллектуальных ценностей. А сотни тысяч их сверстников совершают движение в обратную сторону. Алкоголь, наркотики, телевидение, музыка и ложные духовные ценности доводят нормального подростка в России до состояния двуногого существа, не знающего значения слова “интеллект”.
Ссылки на Запад уместны в свете скоротечных контактов 99-й с бельгийцами. Совместным проектом с западной стороны руководил Карло Класс. Однажды он сказал в сердцах: “За полтора года работы вы сделали столько, сколько у нас по европейскому плану полагается одолеть за 10 лет. Вас не с чем больше знакомить. Пришло время нам у вас учиться практическим вопросам. Скажите, пожалуйста, как вам удалось..?” И т.д..
Благодаря жизненной позиции таких людей как З.Т.Гоголадзе больные дети становятся полноправными членами общества. Проблема в ином. А вы уверены в том, что мы с вами живем в полноценном обществе? Для человека с умственными нарушениями или с особенностями интеллекта рождение и пребывание в нашем далеко ненормальном постперестроечном обществе оборачивается адом. Спасают подвижники-одиночки. Реабилитировать Россию в вопросе об отношении к “другим” людям способны количественные изменения – превращение одиночек в реально значимую общественную силу. Мы должны помочь слабым. Для начала, детям, не похожим на нас с вами.
- А какие проблемы есть у школы? – неоднократно спрашивал я у директора 99-й за время нашего многочасового разговора.
- Э-э, зачем обижаешь грузина? Разве грузин будет говорить в праздник о проблемах? Никакие проблемы не помешают учительскому празднику!
И я умолкаю. Я перестаю расспрашивать о проблемах. Я знаю, они есть. Но есть в Петроградском районе сильные и мужественные люди, много сил прилагающие для разрешения старых и новых, еще не вскрывшихся, проблем.
И в борьбе за больных детей не одиноки учителя-дефектологи. Депутат С.Шевченко трижды помогал школе N99. Причем, еще до своего зимнего избрания в ЗакС. За коротким словом “помощь” скрывается распределение продуктовых наборов среди детей и их родителей, передача на баланс школы 60 школьных новеньких парт, стульев и наборов мебели. Немалая помошь при стоимости парты со стулом от 800 рублей. Услышав об этом, я не поленился: встал с мягкого стула с высокой спинкой, на котором сидел, перевернул его вверх ножками и прочитал на этикетке – “ООО “Ладога”. Что переводится как “депутат Шевченко”. Стоит ли пояснять, что та же фамилия складывается из мясных консерв, упаковок сливочного масла и канцелярских принадлежностей, врученных детям и их родителям в прошлогодний День знаний? А посредником между ЗакСом и школой давно стала замечательная женщина – Нина Ивановна Кузьмина.
День знаний для больных детей всегда особый праздник. Если для обычного школьника Первого сентября оборачивается осенней тусовкой после летней разлуки с приятелями, то больному ребенку начало учебного года дает надежду. Это день победы над болезнью. Над одиночеством.
Поэтому очень здорово, что именно в Петроградском районе есть место, где приветствие “Здраствуй, школа” слышится как заклинание: “Отступи, болезнь!”
Больные дети Санкт-Петербурга – это вам не мексиканский телесериал с истеричными красотками и глуповатыми мужчинами в брюках на кожаном ремне. Это наша действительность. Можно закрыть уши и глаза, можно стороной обходить все три школьных здания, но ни одному ребенку легче не станет от такой обывательской позиции. Число больных детей растет, увеличивается и список болезней. Противопоставить беде можно только скоординированные действия родителей и профессионализм педагогов-дефектологов.
А. Юркин
"Петроградский курьер", №5, 1999, передовица на с.1 и 2.
Смерть Ван Гога предсказана в картинах!Когда знакомишься с биографиями голландского художника, то поражаешься противоречиям в описании смерти живописца. Большинство биографий Винсента Ван Гога (1853-1890) - это школярское переписывание его эпистолярного наследия с искусствоведческими виньетками по поводу постимпрессионизма. Просмотрев различные издания, приходишь к поразительному выводу о беспомощности исследователей перед объяснением обстоятельств смерти великого одиночки. Отсюда неразбериха в деталях и фактологический разнобой в трактовках гибели героического бунтаря. Н. Дмитриева избегает реконструкции дневного происшествия. У Дмитриевой (и не у нее одной) на следующий день после катастрофы перевязанный Ван Гог увидел брата Тео и непонятно высказался: "Я опять промахнулся". В главе с названием-подсказкой "Вороны над полем пшеницы" легендарный А. Перрюшо чересчур смелыми мазками берется воссоздать последовательность роковых часов 27 июля 1890 года. Почему это странно? Потому что на предыдущих страницах автор занимался дотошным пересказыванием и интерпретацией писем художника. У Перрюшо: "... вдруг он сунул руку в карман, где уже несколько дней носил пистолет, который одолжил у Раву под предлогом, что пойдет стрелять ворон." Непонятно, как ушлые искусствоведы просмотрели дар ясновидения в окровавленной палитре Ван Гога?! Эпиграфом для последней главы французский автор взял цитату из Ницше: "Ночь - это тоже солнце...". И вправду, нет темнее страницы, чем последний день в жизни мученика, родившегося 30 марта 1853 года в семье протестантского пастора. В бурных событиях июльского дня всех смущает определенный элемент мистицизма. Не каждый биограф и искусствовед обладают талантом беллетриста и детективщика. Увы. Проще спрятаться за протокольным пересказом трагедий, происходивших после похорон - сумасшествие Тео и мытарства его жены, безвременье и непредвиденный взлет цен на вангоговские полотна. Аляповатым сорняком и вульгарной заплатой остаются на биографической прорехе противоречивые версии с последних страниц пестрых книжек, написанных в разных странах в раные эпохи. Почему? Потому что исследователи никак не решались связать самоубийство с творческой биографией Винсента. Поищем более правдоподобную версию. Исследователи допустили нарушение равновесия между жизнью, смертью и творчеством великого голландца. Восстановим Истину: Ван Гог в себя не стрелял. Если он и был безумен, то приступы его странной болезни к суицидам никак не отнесешь. Дырка в груди и кровь на одежде заставили туповатых полицейских (тех самых, которых Винсент якобы изобразил в виде натюрмортных селедок!) предположить попытку самоубийства. Но современники не были очевидцами преступления! Им, как и нам с вами, неизвестны подлинные обстоятельства, предшествовавшие появлению смертельной раны. Сам пострадавший отказался свидетельствовать о происшедшем. Таковы признания всех биографов. В этом смысле смерть создателя "Подсолнухов" поразительно напоминает гибель Эдгара По (к судьбе великого мистика мы прикоснемся при первой возможности).
Мы впервые заводим разговор о ясновидческом даре Ван Гога. Гораздо больше
написано о религиозных исканиях живописца. Человека, при жизни не
получившего в ладонь золотой
монетки признания. Ни в одном из так
называемых предсмертных писем нет
никакого намека на насильственный
уход из жизни. Поэтому в самой
категорической форме откажемся от
идеи самоубийства.
Этой единственной версии, которую
способен переварить капризный мозг
обывателя, требующий бытового
узнавания.
Но пистолетные выстрелы в сердце-живот-грудь (?!) не имеют
никакого отношения к реальным
обстоятельствам смерти Ван Гога.
Человека, приблизивщегося к идее
создания новой религии.
Ван Гог был убит! Кем? Где искать ответ? Вполне логично следующее предположение: если мы имеем дело с истинным гением от живописи, то важнейшие моменты жизни обязательно отражены в его картинах. Не ошибемся, когда отнесем Мастера к числу тех романтиков, что имели обыкновение предсказывать собственную смерть на дуэли, под морской волной или в автокатастрофе. Творчество - лучшее из пророчеств. Всмотримся в колористическую доминанту лучших картин великого чудака. Атмосфера всеприсутствующей опасности, угроза жизни передана в "Автопортрете" (май 1890). Здесь становятся зримыми воздушные потоки, упруго облегающие тело. Воздух словно впечатывается в ткань дешевенького костюмчика. Еще немного - и спираль агрессивной пустоты повредит открытый и беззащитный череп. И мы должны поверить: это нарисовано больным человеком? Нет, скорее ясновидящим. Не будучи психически больным, Винсент никогда не выглядел хворым или недомогающим. В теплые парижские дни Иоханна (жена брата Тео) отметила здоровый и пышущий вид родственника. Кажется, за забором лечебницы Сен-Поль ему удалось отсидеться от опасностей внешнего мира. Характерная особенность - в Овере Винсент постоянно играет с детьми из семейства Раву. Дети его принимают как равного. Что не могло произойти с больным человеком, склонным к суициду. Тем более, с умалишенным, намеренно скрывающим затяжной духовный кризис. Можно обмануть самовлюбленных докторов, детей - нет. Пересмотрим известные сюжеты и краски его полотен. На "Автопортрете с перевязанным ухом" (1890) прозрачные клубы табачного дыма над курительной трубкой больше похожи на мыльные пузыри. Художник избегает прямолинейных подсказок, обходит опасную тему. К ее воплощению подступает издалека, лавирует среди многоцветных предсказаний о собственной смерти. Желтый вечерний свет за окном настораживает в шедевре "Спальня" (1888)! С провидческой простотой шаровые молнии даны на полотне "Дорога с кипарисами" (май 1890). Вот чего боялся Винсент! Вот какой опасности тщетно избегал! Огромный желтый диск в ночном пейзаже "Сеятель" (1888) не имеет ничего общего с закатным солнцем. Символическое Нечто набухает чужой кровью за спиной у творца и созидателя нового мира. Автор картины ожидает ударов в спину и в грудь. В "Почтальоне Рулене" (1888) желтые пуговицы на цеховом мундире натурщика прочитываются предвидением смертельной дыры в грудной клетке самого живописца. При воспоминании собственных зарисовок больничного сада с деревом, поверженным молнией, Ван Гог приходит к ослепляющей догадке: ему отсчитаны последние дни. Он приобщен и посвящен, а потому над желтым хлебным морем появляются черные вороны. Пусть лупоглазая не прячется в электрическом уподоблении дневному светилу. Прогулки по хлебным полям важны для художника. Художник отнимает у Смерти желтый цвет. Смерть давно позировала гению. 27 июля 1890 в последний раз Винсент с мольбертом вышел в хлебные поля. Для защиты взял злополучный пистолет. До полудня бродил без приключений. Обещая грозу, ближе к обеденному времени, потемнело небо. Не успели капли грозового дождя коснутся земли, как Ван Гог повстречал местного фермера. Крестьянин шел художнику навстречу и первым увидел светящийся объект величиной с мужской кулак. Над полем разнесся шепот: "Это невозможно!" Так двое встретились с шаровой молнией. В качестве непоседливого убийцы появилась молния. Спасаясь от жутких огней, крестьянин согнулся в поясе и отбежал в ближайщую рощицу. Светящийся шар огненного желтого цвета стал преследовать художника, чья одинокая фигура продолжала возвышаться над хлебными волнами. Такого не придумал и Редон: убийца и жертва на ландшафте работающего космоса. Хлебные холмы потемнели перед временно отступившей грозой. Шаровая молния настигнула изумленного живописца! Да, Ван Гог действительно стрелял из пистолета. Один раз. Он защищался! Он стрелял по шаровой молнии! От точного выстрела она расщепилась на огненные шарики. Оба размером не больше пуговиц с мундира почтальона Рулена. Один шарик отлетел и погас в листве ближайщего дерева, а второй пулей ударил художника. Грудь, вспоенную луговыми красками Вселенной, пронзил плазменный сгусток. Оставив обугленные края на дырке в костюме, изчез смертоносный посланец злобной стихии. Гроза бушевала за спиной ослабевшего художника. Молния - это солнце, которое убивает. В чем вина проповедника от холста? За что наказали апостола ярких цветов? За близость к сокровенному знанию! Для чего Вселенная послала беспощадного и бестрастного палача на встречу с художником? Не хотела ли Вселенная заставить гения отказаться от мыслей об одиночестве? Гений не одинок. Он всегда в диалоге с Неведомым. Не теряя сознания, Ван Гог нашел силы доковылять до дома. Его встретило испуганное семейство Раву. Без посторонней помощи он поднялся в мансарду. Не смотрел в окно, но знал о резкой перемен погоды... Гроза над Овером прошла несколько позже. Загадка картины "Звездная ночь над Роной" (1889) состоит в том, что на ней запечатлен истинный облик убийцы Винсента Ван Гога. Небо в шаровых молниях. До Винсента мировая живопись не знала подобного мотива. Рука не изменила гению. Это что-то со зрением его мнимых и истинных почитателей. Загадочная смерть имеет объяснение без всякой мистики. Ван Гог никого не обманывал, когда сообщал брату о промахе. Гений говорил о выстреле, произведенном им в мистического противника. Первооткрыватель истинных красок мира попробовал честно рассказать о своем участии в финальной дуэли с мирозданием. Его не поняли. У обывателей неизбывна потребность в криминальной истории, объясняемой через фактологию обыденной жизни - алкоголь, табак, убежище для умалишенных и самоубийство. Поэтому в университетских учебниках вселенскую трагедию художника превратили в глупый вопрос экзаменационного билета. Возмездие свершается, когда побеждает пошлость. Российский живописец Поль Сезанн
Чувства красоты в нем не было... В 1998 году в Эрмитаже открылась выставка, посвященная проблеме влияния П.Сезанна (1839-1906) на русскую живопись. Полсотни работ французского живописца были выставлены до 25 сентября. Это давнее событие дает нам повод для сложного разговора о “русском сезаннизме”. Что это такое - сезаннизм в России? Сезанновские женщины поразительно похожи на купеческих персонажей драматурга школьной программы А.Островского. Катерину из “Грозы” мы видим на “Портрете Ортанс, жены художника” (1890). По мелодраматической мизансцене из “Бесприданницы” выстроена “Девушка у пианино” (1867-69). Близкие к старухам из Замоскворечья сатирические женские образы присутствуют на полотнах “Ортанс в красном кресле” (1877), “Женщина с кофейником” (1893-1894) и “Старушка с четками” (1890-е гг.). Есть мистическая связь между полотном “Пьеро и Арлекин” (1888) и русским театром рубежа веков. С пьесой “Балаганчик” русского европейца А.Блока и в целом с театральными изысками неугомонного В.Мейерхольда. Увы, это единственные аналогии, не связанные с энергетикой разрушения. Поль Сезанн видел себя центральной фигурой второй половины минувшего столетия. И не без оснований. Есть какая-то издевка судьбы в том, что с импрессиониста Сезанна натуралист Э.Золя выписал неудачливого персонажа в романе “Творчество”. При выходе книги в свет художник обиделся на школьного товарища. А зря. Объявись вдруг необходимость рассказать о жизни современного русского сезанниста, любой биограф и романист вынужден будет воспользоваться угрюмой палитрой пессимиста Э.Золя. Почему? Ученики говорили странные и страшные слова об учителе: “Он не стремился передать душу вещей, зато передавал все очарование их цвета и материала”. Сезанн - это образ богемного художника после сорокалетия изменившего образ жизни и превратившегося в сытого буржуа-католика. Будучи сыном и наследником банкира он настолько любил церковное пение, что никогда не работал по воскресеньям, мольберту предпочитая приобщение к удовольствиям воскресной службы. Поэтому натюрморты с черепами воспринимаются завещанием, опешившему человечеству оставленным поклонником вкусного ужина и слезливой воскресной проповеди буржуа-епископа. В Сезанне нет страсти. В равнодушии Сезанна к творчеству вечно молодого Винсента Ван Гога обнаруживается ключ ко многим проблемам русского сезаннизма. Отчасти я готов разделить сезанновскую неприязнь к Гогену, рисовавшему “плоские китайские картинки”, но нельзя простить равнодушие Сезанна к живописным пророчествам безумца из Голландии. Если “Почтальона Рулена” Ван Гог рисует за один световой день, то Сезанну мало семи лет для неспешной работы над “Большими купальщицами” (1898-1905). Любопытно, что временной отрезок работы “папаши Сезанна” над одной незаконченной (!?) картиной равнозначен краткому творческому пути голландского философа от желтого цвета. Мысль о времени заставляет ощутить разницу между философскими исканиями гения-одиночки и оригинальным техническим приемом, принятым за самую плодотворную традицию современного искусства. Сезанн полагал, что если много лет работать над одним полотном, то можно избежать этюдности. Наделив Сезанна творческим долголетием, время сыграло над художником злую шутку. Трагедийное начало вангоговского творчества отражено не только в космических пейзажах, но и в натюрмортах. В вангоговском “Кресле Гогена” больше человека нежели в многолюдных сезанновских “Купальщиках” (1892-1899). Поль Сезанн беспощаден и бесчеловечен. С него европейское искусство начинает терять человеческое лицо. И последовательность позиции художника заключается в том, что он сознательно помогал живописи потерять Человека. В обмен на что? Сезанн не желал рассказывать о себе через объект изображения и был художником, который намеревался прозреть закономерности мира. С маниакальностью завзятого коллекционера он собирал факты реальности, привязывая их к своей неповторимо роскошной палитре, изобиловавшей небывалыми оттенками мертвых красок. Через пятна фактов он пытался приблизиться к общим художественным законам. Поэтому у Сезанна-аналитика не было любимого цвета. Он прошел мимо царственного обаяния желтого и синего цветов. В этом он полная противоположность неистовому Ван Гогу. Подозревая о существовании общих законов мировосприятия, банкирский наследник из церковного Экса предлагает нам собственную их версию. Впрочем, не приближающую зрителя к пониманию вселенской гармонии. В этом универсальная позиция Сезанна. В случае с автором “Курильщика” и “Игроков в карты” мы имеем дело с проблемой художника-догматика, открывшего единственный художественный прием, ошибочно показавшийся ему самодостаточным орудием изменения мира. Непонятно откуда появился метод Поля Сезанна (за обман зрения признаю связь Сезанна с Э.Мане или К.Моне), но в ХХ веке восторжестовали кричащие пятна Василия Кандинского и Соломона Никритина. В культе контура, во взгляде на мир как на скопище пятен Сезанн создавал карикатуры на живопись великих предшественников и современников. С бесовской одержимостью он окарикатуривал всех подряд: академистов и импрессионистов, а в финальных натюрмортах с анатомическими черепами таится мефистофельская надсмешка над символизмом. Тем самым Сезанн расчищал место для более решительных последователей своей школы. Полотно “Завтрак на траве” (1870) впору сравнивать с раскупоренной бутылкой из которой на свободу вырвался мятежный дух Пабло Пикассо и Сальвадора Дали. Именно Сезанн несет ответственность за неизбывное торжество множества “измов” - от кубизма до абстракционизма и постмодернизма. Спустя какой-то год после смерти учителя самоуничижающийся Э.Бернар с привкусом горечи сознавал ответственность мэтра за общие сдвиги в европейском искусстве. “Вот откуда пошла мода ставить косо салатники, изображать деревянные салфетки, делать стаканы так, что они кажутся падающими, и писать плоские яблоки на фоне цветов,” - огорчался художник, предавший дружбу с Ван Гогом по мелкому поводу личного знакомства с буржуа из Экс-ан-Провансе. Русских сезаннистов гораздо больше чем мы догадываемся. Хорошие сезаннисты - это авторы, дорожащие атмосферой, оттенками воздушной массы. В полотнах Сезанна угадываются академики советского натурализма Решетников, Мыльников и Угаров. У сезаннистов дурного вкуса главная отличительная особенность - в кусках незаполненного холста. Это путь, ведущий к разрушению художественного образа. Поэтому уместно сравнение: сезаннизм есть пустой белый клочок на пестром холсте мировой живописи. С 1895 года высокие цены на картины Сезанна оправдывают лозунг: “Я так вижу!” Для черноволосых мальчиков начала ХХ века, прорвавшихся из-под Житомира в купеческую Москву и заснеженный Петроград, Сезанн был знаковой фигурой. Разрушителем. Черепом с черного флага в чьих глазницах бомбометателям и трибунным ораторам в пьяном угаре виделось неповторимое прищуривание основателя марксизма. Или пенсне на носу автора романа “Что делать?”. Не найдя в себе сил быть полезными Империи в качестве сельских врачей или учителей (по-новому пройти тернистым путем оборванца Ван Гога), дружный коллектив квазирусских художников взялся разрушать храм богини Живописи. Конструктивный подход Сезанна к натуре, выраженный в легендарном высказывании “планы набегают один на другой”, у его истинных последователей обернулся голым конструктивизмом. С революционным хохотом явные и скрытые сезаннисты отказались от общего поиска гармонии и божественных пропорций, от искания “мира во мне” и “себя в мире”. В этом российские “мальчики” и сегодня истово подражают Сезанну. Поэтому возвращение Сезанна-разрушителя в Петербург-98 представляется не напоминанием об исторических уроках, но фуршетным поводом для победителей, тостующих за бессилие поверженного идеала Красоты. Российский живописец Поль Сезанн-2Афоризмы для повторения:"Человек - оператор ошибок".
|