На прошлой неделе прошел "круглый стол" с участием представителей Комитета по инвестициям и стратегическим проектам и служащих Управления по туризму. Внешне обычное мероприятие вылилось в октябрьский бунт руководителей туристических фирм и гостиничного бизнеса. Не впервые здание на улице Чайковского, 46-48, стало свидетелем противоречий, раздирающих городскую общественность и региональный бизнес. Но на этот раз чиновники Санкт-Петербурга вполне отчетливо услышали "нет", озвученное хором директорских голосов.
А как все хорошо начиналось! Председатель Комитета М. Ю. Соколов не доехал до здания на улице Чайковского. Он подписывал туристические бумаги с министром по туризму Греции. В отсутствие шефа предполагалось, что сами собой развяжутся языки при обсуждении итогов высокого туристического сезона в конце 2006 года, основных целей и задач Программы развития город как "центра мирового туризма" на период до 2010 года.
Как это водится у исполнительных органов государственной власти, первый выступающий заявил, что "горожане богатеют". Казалось, что оратор цитирует телевизионное выступление губернатора, во время которого на главной городской голове волосы уложены, как им следует, да и парикмахер с расческой не зевает. Едва докладчику поверили на слово, как он поспешил поделиться грузом личным впечатлений, согласно которым "сегодня за границей русских больше, чем немцев". Адрес далекого зарубежья был дан с бюрократической точностью: "там, где мы отдыхаем и куда, мы приезжаем". Сказано это было с таким кавалерийским азартом, что присутствующие испытали легкую тревогу по поводу исторического будущего, если не туроператоров Германии, то немецкого языка.
Чтобы жизнь не показалась куском хлеба, намазанным медом, один из ораторов посетовал на медленное "создание туристических рекреационных зон (ТРЗ)" в шести пригородах. По этому поводу основной докладчик заверил собравшихся в том, что "Администрация Петербурга приняла решение развивать эти территории как туристические". Право, Соломоново решение. Беда в том, что "высокие заборы вырастают" там, куда чиновники долго собирались привезти иностранцев. Более того, городская власть настаивает на продлении статуса ТРЗ до нескольких десятилетий. В противном случае, "как бы в тех местах не появились заводы". Узнав о главной опасности для власти ("не появились бы заводы") участники "круглого стола" разделили приступ маниловщины, когда внутри периметра ТРЗ привиделся "ресторан, приносящий прибыль инвестору". Итак, наша власть – это горе-пограничники, строго следящие за тем, чтобы "не появились заводы" там, где "ресторан будет приносить прибыль". Российский Союз туриндустрии и власть добровольно вызвались "встать на ворота" в одной футбольной команде с безликим потенциальным инвестором.
Ближайшее окружение губернатора выразило озабоченность тем, что "сложно возить туристов в Стрельну". По секрету всему светы было сообщено, что "деньги оседают в федеральных музеях". А в загородной местности и в чистом поле туристы почему-то проявляют скупость. Словом, в туристе обозначилась главная заковыка для планового и поступательного развития ТРЗешек.
Про ТРЗ все забыли, едва в воздухе появилось первое облачко проблемности. Оказывается, туристу "негде жить в историческом центре города". Под финал основного доклада прозвучало легкое раздражение тем, что "вокруг строятся супермаркеты, а не гостиницы и туристические комплексы". Поэтому (из-за супермаркетов?) профессионалов предупредили, что, начиная эдак с 2007 года в туристической сфере Петербурга "серьезного бума не будет". Право, у наших бюрократов в языках еще меньше костей, чем у восточных дипломатов. С одной стороны, сидят сложа руки, ждут роста показателей. С другой стороны, бум будет, но "не серьезный". Как это понимать?
Всегда производящий бодрое впечатление президент Санкт-Петербургской Торгово-промышленной палаты В. Катенев посетовал на то, что "шанс задержать туристов в пригородах есть лишь в том случае, если появиться инфраструктура". Далее никто не вернулся к теме "появится ли" (и откуда?) инфраструктура на те 150 миллионов бюджетных рублей, что заложены в бюджет-2006 для реализации амбициозной программы "Три Пятерки". То есть, за 2005 год город посетило не более 3 миллионов посещений, но все усидчиво ждут ежегодного показателя в 5 "лимонов". Любопытно было слышать подобные высказывания в городе, где последний месяц наглухо закрыты магазины сети "555". А ведь продавцы из "555" имели прямое отношение у международному туризму. Скандинавы и прибалты толпами валили к прилавкам за видеокассетами и DVD по цене в 100 рублей. Невольно создалось ощущение, что торговую сеть "555" прикрыли для продвижения туристической диковинки под названием "Три Пятерки".
В ненавязчивом ритме разговор перешел на привычную тему того, что "показатели стабилизировались". Человек из президиума совершил показательную оговорку. Выражаясь по-человечески, оратор в сердцах сказал правду: "наблюдается снижение". Но быстро перешел на недавно открытый губернатором язык местечкового оптимизма и поправился – "наблюдается стабилизация". До чего достабилизировались?
По словам заместителя председателя постоянной комиссии по морскому и речному туризму в Морском Совете при городском правительстве Андрея Березкина, в круизном туризме зафиксировано 299 заходов и более 300 тысяч пассажиров. Относительно паромного туризма коротко сказали: "успехов нет". Пока индустрия держится на речном туризме. При 814 заходах по рекам в Петербург было доставлено не менее 285 тысяч пассажиров.
Не дожидаясь гула возмущенных голосов, А. Березкин поспешил признать: для речного туризма нормальным показателем были бы ежегодные 2 миллиона речных пассажиров.
Мечтательной поволокой покрылись глаза чиновника, когда в двух фразах он обозначил перспективы прогулочного туризма.
За высокий сезон 2006 года по рекам и каналам Северной Венеции с ветерком прокатились 2 миллиона пассажиров.
Жизненная позиция А. Березкина заключается в том, чтобы число речных туристов подтянуть к показателям прогулочного бизнеса.
У каждого выступающего находилась ложка дегтя для бочки с медом губернаторских славословий. Со слов А. Березкина, отныне аренда причальных мест будет осуществляться "по другой схеме". Поэтому, судя по всему, есть задел для продолжения "стабилизации". Как буквально выразился один из туристических гуру: "Мы не сможем богатым людям запретить покупать яхты, поэтому яхтенно-катерный туризм будет развиваться вне зависимости от нас". Хотя, и это неоднократно оговаривалось, для города "яхты и фестивали представлены небольшим сегментом".
Образцом политически некорректного выступления стали цифры, сыпавшиеся из уст директора отеля "Галакт" НП Ассоциации малых гостиниц (АМГ) В. Васильева. По его словам, сегодня в Санкт-Петербурге функционируют 500 малых гостиниц. Руководители туристических фирм и гостиничного бизнеса тревожно всматривались в розовощекого "галактовца". Определенно, директор отеля впал в эйфорию от количественного роста малых гостиниц. В 1996 году их было всего 15! Цифрами доказав дееспособность представляемой отрасли, В. Васильев озвучил критику по поводу саммита G8. В летние дни саммита G8 "были проблемы по заселению". Легка беда начала. Словно факелом, брошенным в подвал с крысами, В. Васильев высветил гостиничную инфраструктуру города как недостаточно развитую. Ощутив молчаливую поддержку коллег, В. Васильев позволил себе пошутить над чиновниками из "комитета с трудным названием". Посланец АМГ сидел от меня по левую руку. Во время его выступления я внимательно следил за реакцией людей из президиума. Все они досадливо морщились. С чего бы это?
Самое интересное началось после того, как, по словам косноязычного ведущего, "завершилась монологовая часть нашего мероприятия".
Ситуация вышла из-под контроля, когда громкое слово взяла и никому не хотела отдавать генеральный директор турфирмы ООО "ТЕТРА СПб" Лидия Теодоровна Политова. Зал поддержал Политову, не дослушав ее революционных тезисов. Да и не могло быть иначе. Политова – профессионал с практическим опытом в несколько десятилетий. С "ТЕТРА СПб" незазорно работать таким партнерам, как Zerkalo OY или Futurist OY (обе турфирмы из Финляндии), Cosmo Tours (Испания) и компаниям из ближнего зарубежья. С иноязычным бизнесом удалось найти общий язык, а с – городской властью?
Хотя внешне Лидия Теодоровна мало походила на болельщика футбольного клуба "Спартак", но в ее эмоциональной речи наблюдались интонации неформального лидера древнеримских рабов, уставших кровью и потом услаждать безвольную элиту. От имени работников индустрии коктейлей и белых подушек Лидия Теодоровна выступила против отмены лицензирования. Под удар попали поправки в Закон "Об основах туристской деятельности в РФ", вменявшие туроператорам в новую обязанность финансовые гарантии клиентам. Интрига здесь проста. Вместо системы лицензирования вводится механизм финансовых гарантий. "Верните нам лицензирование", - сурово потребовала маленькая женщина. Зал поддержал ее аплодисментами. Президиум попытался найти управу на бунтарку, заранее не записавшуюся в прениях и выступавшую не по бумажке. Но Лидия Теодоровна пообещала: "Не пытайтесь лишить меня слова на этом "круглом столе", я всех перекричу".
Позже в интервью "НП" Л. Политова объяснила: "У маленьких фирм есть профессионализм, но нет 10 миллионов рублей на финансовые гарантии". При лучшем сценарии развития событий, городской туристический бизнес скупят местные нувориши. В худшем случае, на петербургский рынок без спроса вломятся иногородние компании с "длинными деньгами". Те самые москвичи, что за три года правления В. Матвиенко стали притчей во языцах. Тревога Л. Политовой за будущее индустрии вызвана тем, что из-за самодурства законодателей и при отсутствии системы туристического образования "целое поколение профессионалов будет выплюнуто" на улицы и биржи труда.
Согласно экспертной оценке Лидии Теодоровне, "малый бизнес в туризме более жизнеспособен" чем такие фирмы, как "Мечта" или "Элита".
С этим тезисом молчаливо согласилась ведущий сотрудник компании "Ленсей" Анна Никифорова.
По словам обеих женщин, "маленькие турфирмы готовы вылизывать каждого клиента".
В противном случае, на всю России останется несколько гигантов, равнодушных к нуждам и заботам отдельного не слишком богатого туриста.
Так или иначе, но механизм финансовых гарантий был воспринят знатоками еще одной и не последней "черной меткой" для малого и среднего бизнеса Петербурга.
Туристический бунт на Чайковского не был революцией. В словах и жестов бунтующих проскальзывала неуверенность в победе. За свадебным столом в форме букву "П" (без всяких намеков на будущее городского туризма) сидели люди категорически недовольные Госдумой. А признаком слабости стали призывы "написать письмо губернатору". Часть дискутантов одумалась еще до обильного фуршета. Кто-то кому-то обречено доказывал, что "меняется структура спроса, возрастает семейный туризм". Во время фуршета при дегустации горячих блюд и салатов спорщики перешли на дипломатический язык, когда обсуждалась судьба "тех компаний, которые ОСТАНУТСЯ на рынке".
За формальными рамками дискуссии оказался словесный поединок Л. Политовой и не на шутку взволнованного руководителя крупной компании. В вежливом диалоге людей, знающих друг друга много лет, вяло и без поддержки жующих слушателей мелькнула тень от вопроса "туризм – это бизнес с высокой степенью риска". В самом деле, Петербургу еще надо выбраться из "черного списка" по экологии, в котором он оказался вовсе не случайно. Какие тут наполеоновские планы на баснословную прибыль! Выдержать бы противостояние с экологами, от имени европейских туристов в любой день готовых потребовать буквалистского соблюдения международных санитарных норм.
В отличие от профессионалов, журналисты верят в бюджетные доходы от туризма. В "золотой дождь", когда скачкообразный прирост валюты обеспечит рост доходов к 2010 году до ежегодных 7 миллиардов рублей. В отличие от профессионалов, журналисты верят в молодежь из "Службы ангелов". В неосвещенных переулках и пропахших мочой проходных дворах студенты за поденную оплату помогут тем самым немцам и "разным прочим" нетрезвым шведам. Словом, кроме "ангельского" официоза не мешало бы ввести понятие "туристический амбициоз" и "кретинизм СМИ".
Российского бюрократа кто-то хорошо назвал "никогда не ошибающейся угрозой". В случае с грядущим развалом рынка туристических услуг чиновник в Петербурге снова выказал себя "не ошибающейся угрозой". Он опасен для всех и всего, кроме своих собственных интересов. Точнее сказать, городские чиновники снова "ошиблись" на деньги. Они с выгодой для себя "промахнулись" в чужой карман. Простая истина, о которой ангелы Вавилона не расскажут иностранному туристу, который отныне "в Питер не ездок". Все получилось как в том "бородатом" медвежьем анекдоте: турист – "завтрак для бюрократа".
Борис Кубрин 594 596 598 611 618 673 795 802 803
Борис Кубрин. "Туризм в Петербурге: бунт вместо бума" // Газета "Новый Петербургъ", 2 ноября 2006, №806 (42), стр. 4.
БОРИС ГОРЛИН. "Развитие въездного туризма доверили ангелам и операторам колл-центра". "Коммерсантъ", №201 от 26.10.2006.