polygamist.narod.ru

    «Кассовый ребенок Дакота Фанинг» (2006)

    Image529.jpg

    Дети - это ценность, которой дорожат представители всех цивилизаций, стран, народов, наций и групп. Как бы это не коробило русский слух, но красивый ребенок всегда имел высокую товарную стоимость.

    Нет времени места для доказательства тезиса о том, что именно кино с детьми вобрало в себя лучшие русские традиции драматического искусства. Но столь странную мысль достаточно пояснить тем, что костюмированная комедия "Кот в шляпе" (2003) с Майком Майерсом образцово воплотила "вахтанговщину". Представьте себе детскую актрису, которая начинала кинокарьеру с "вахтанговщины", но через два-три года оказалась способна играть "по Станиславскому" в современной драме с шекспировским сюжетом. Имя этой голливудской звезды - Дакота Фанинг. Критики единодушно отмечают способность несовершеннолетней актрисы играть на равных с такими мировыми звездами, как Шон Пенн, Мишель Пфайффер, Майк Майерс, Бриттани Мерфи, Хезер Локлир, Курт Рассел, Крис Кристофферсон, Дэнзел Вашингтон, Том Круз, Кристофер Уокен, Элизабет Шу, Роберт де Ниро и др.

    Кино - работа для талантливого ребенка. Взрослое трудолюбие Дакоты Фанинг, многими воспринимается коммерческой "востребованностью" детского типажа: глазастого и худенького существа, нуждающегося в защите. Частота появления на экране в новинках - маркетинговый элемент созданного образа. Дакота Фанинг не просто киношный вундеркинд. Ее лучистая улыбка - это часть масштабной операции по реабилитации Голливуда, заметно сдающего позиции под натиском азиатского кинематографа. Не от сытой жизни фитцджеральдовские "последние киномагнаты" США эксплуатируют детей. Ребенок со светлыми волосами и синими глазами-блюдцами остается едва ли не главным финансовым конкурентом китайской державности ("Клятва" и т.д.) и всем прочим вызовам нового века (компьютерные спецэффекты и т.п.).

    Дакота Фанинг - новая персонификация американской мечты. На этот раз юный возраст должен внушить зрителю оптимизм и уверенность в завтрашнем дне американской цивилизации. Без Дакоты Фанинг крайне неудачную спилберговскую экранизацию "Войну миров" (2005) постигла бы в России катастрофа. Но мужественный детский персонаж, обученный отцом-докером защищать "небольшое пространство безопасности", выправил ситуацию для зрителей той страны, где почти все 30 и 40-летние граждане не понаслышке знакомы с романом Г. Уэллса.

    Слезливая история про лошадку, рассказанная в "Мечтателе" (2005) не дотягивает до трагического рассказа о непонимании между ребенком и взрослым человеком в "Бумажной луне". Хотя кадр из "Мечтателя" с лошадью, в зубах несущей детский рюкзачок, войдет во все серьезные киноэнциклопедии. К "Бумажной луне" Дакота Фанинг приблизилась в драме "Я - Сэм" (2001) с Шоном Пенном.

    Как минимум, в одном фильме нового столетия Дакота Фанинг работала в коллективе, вынесшем на суд общественности бесспорный шедевр вневременной значимости. Шедший в российском прокате в качестве боевика "Человек в огне" (2004, иногда "Гнев") - это одновременно, и "Бумажная луна", и "Алиса в городах". Но, и что-то шекспировское про Отелло, неистово охраняющего юную Джульета.

    Самый пресыщенный и циничный кинозритель не может пройти мимо роли здравомыслящей девочки Питы из фильма Тони Скотта.

    Сюжетная плоть "Человека в огне" развертывается с того момента, на котором закончился климатический ужастик "Послезавтра". В Мексике находится временная работа для бывшего агента американских спецслужб, обремененного 18 годами службы, увы, не пенсией. По рекомендации друга двухметровый громила Кризи берется охранять маленькую белую девочку, у которой всегда остро отточены карандаши в школьном ранце. Право, не ожидая подвоха от масскультового блокбастера, вдруг впадаешь в состояние катарсиса от того эпизода, когда на лице громилы девочка читает робкую улыбку.

    До встречи со своей Лолитой-Дездемоной-Джульетой стрелок Кризи был беспробудным пьяницей. Но спиртное забывается напрочь после нежного знакомства, грубоватых диалогов в "мерседесе" и обмена взглядами с маленькой американкой, родившейся и живущей в Мексике.

    Во-первых, Кризи проявляет себя волевым человеком и оператором чужих побед. С его помощью 10-летняя мексикано-штатовская тинейджер побеждает в соревнованиях по плаванию. Во-вторых, Кризи испытывает взаимное чувство к девочке, которая отныне засыпает не иначе как в обнимку с плюшевым медвежонком по имени "Кризи". Чувства бездетного стрелка и мастера рукопашного боя к несовершеннолетней школьнице - это та самая "настоящая любовь" (название раннего фильма Тони Скотта, снятого по сценарию К. Тарантино).

    В-третьих, телохранитель становится тем самым вынесенным в название фильма жестоким человеком, "подносящим огонь ко вражеским дланям и зеницам". Возвращение в профессиональное состояние стрессовой тренированности происходит тогда, когда похищают Лолиту. Отныне Кризи не чувствует боли, не ценит ничьей жизни и намерен уничтожить всех, кто отнял у него запретные мечты.

    Кульминация фильма приходится на тот эпизод, когда с помощью насилия и жестокости афроамериканец неожиданно для самого себя спасает другую девочку. С одной стороны, корпоративный пес современных спецслужб выполнил свое призвание, ибо в очередной раз "объект найден". С другой стороны, к спасенной латиноамериканской девочке герой не испытывает никаких чувств. Ни мужских, ни полицейских. Здесь обнажается фолкнеровская эстетика Тони Скотта, который всю жизнь снимает один-единственный фильм.

    "Человек в огне" - "упадническое кино", доказывающее, что у американской цивилизации нет будущего.

    В современном мире торжествуют идеалы работорговли, предупреждает Тони Скотт. Чем не Лени Рифеншталь периода съемок запрещенного и запретного документального фильма "Черное золото"? На наших глазах разваливаются США. Отдельные винтики этой великой государственной машины еще послужат человечеству. Но в целом вопрос Тони Скоттом решен не в пользу американцев, как нации, выжившей вопреки государственной о них заботе. СССР, Югославия, США - кто следующий?

    В восприятии современного зрителя актер-ребенок дорос до статуса "властителя дум и эмоций". В российском кино прорыв в данном направлении был обеспечен социальным фильмом "Сестры". В безупречно исполненных "Сестрах" (2001) режиссера Сергея Бодрова (Бодрова-младшего) была скалькирована модная тенденция. Бодров-младший трагически погиб, а его творческий успех побоялись развить наши местечковые киношники. Жаль, что не хватило элементарной смелости для смены приоритетов в искусстве, утверждения целого направления. Российские кинематографисты упорно не замечают креативного маркетинговый потенциала феномена "ребенок в кино". Отечественные художники по-прежнему, как в старые добрые времена, смотрят мимо кассы.

    Дети - последний арьергард современного европейского мира. Но что ждет всех нас тогда, когда до дна будет исчерпан благотворный источник успокаивающих фантазий? В России, погрязшей в детской проституции и в работорговле, любой светлый и простоватый фильм про оптимистично воспринимающего мир ребенка автоматически попадает в категорию смелых политических манифестов. Еще немного и на просторах бывшего СССР оформится религиозных культ детской сакральности. Тогда кинолента с Дакотой Фанинг может стать Библией нового общественного движения.

    Сайт: polygamist.narod.ru.
    Источник: газета "Новый Петербургъ"
    Автор: Анатолий Юркин
    Рубрика: кино-рецензия
    Дата: 14 сентября 2006
    Номер: №799 (35)

    «Прощай, детка, прощай!» (2008)

    Эстетика ошибок про фильм Gone Baby Gone

  1. Полнометражный режиссерский дебют Бена Аффлека "Прощай, детка, прощай" (Gone Baby Gone, 2007) - работа зрелого мастера. Не важно, что это экранизация. Да, фильм сделан по книге Денниса Лихейна. Важнее то, что премьера фильма едва не была сорвана из-за пропажи четырехлетней британской девочки в Португалии. В фильме четырехлетняя девочка Аманда Маккриди пропадает не в безликом переплетении проводов и стен (как это произошло в "Гневе" Тони Скотта), а в бостонском районе Дорчестер. Бостон имел репутацию "консервативного мегаполиса". Зрителю фильма "Прощай, детка, прощай" показали "другой Бостон". Здесь всем заправляют наркобароны и наркодилеры. Полицейские с травмирующей легкостью стреляют, как по наркобаронам и наркодилерам, так и в сторону частных детективов и коллег в чёрной форме. Другой Бостон. Другие США. Другая Америка. Другие американцы? Парадокс, но фильм посвящен высшим и бесспорным ценностям бытия и сознания нашего современника. Дети - высшая ценность. И не просто "дети". А дети белой расы. И не просто "дети белой расы", а...

  2. Особенность режиссерского рисунка заключается в том, что создатели картины педантично обсуждают товарные свойства детского организма, но камера работает с лиризмом, в котором физиологизмы городского бытия уравновешиваются чистотой главной темы. Кто хочет понять, куда движется мировой прогрессивный кинематограф со времен черно-белой ленты "Алиса в городах" (1974), тому следует досмотреть остросюжетный дебют режиссера Бена Аффлека до последнего эпизода. До последнего шокирующего кадра. До финальной мысли. До итогового художественного образа. Образа, который мне повторно приходится назвать "сакральным" (подробнее - в кинорецензии "Сакральная отроковица"). Не хочется выглядеть киногурманом, но одиночество запутавшегося мужчины в последних кадрах в фильме "Прощай, детка, прощай" следует рассматривать реминисценцией шокирующего финала из политического триллера "Кандидат" (1995) Роберта Редфорда. Так что же делать? Зачем нам эта власть? Что нам делать с нашей кровавой победой? Как нам воспользоваться тем, что мы просто выжили в череде перестрелок, полицейских "подстав" и ловушек? Во имя чего?

  3. Показателен тот факт, что российские критики оказались беспомощны перед анализом фильма Бена Аффлека "Прощай, детка, прощай". Хотя сюжетные ходы и доминирующие художественные образы проанализированы в эстетике ошибок задолго до осени 2007 года. То есть, до премьеры фильма "Прощай, детка, прощай". Главные сюжетные ходы и доминирующие художественные образы мирового кинематографа, повторяемые в фильме "Прощай, детка, прощай", обозначены нами задолго до весны 2007 года. То есть, до исчезновения британского ребенка по имени "Мадлен Маккэн".

  4. Тем, кто придумал перевести Россию на капиталистические рельсы развития, следовало бы взять во внимание, что "высшая ценность" обязательно станет товаром. Просто "товаром", "биологическим сырьем" или "товаром массового спроса", "сырьем ажиотажного спроса" – это на любителя газетного чтения, ценителя газетных заголовков. Мы устали ждать, но когда наши оппоненты соизволят увидеть "другое человечество"?.. Толпе, согласившейся с переводом России на капиталистические рельсы, следовало бы учесть, что, - сожранный политически корректным постмодернизмом, - мозг нашего современника не сможет рассказать о "сакральным", спрятанном в пороховой гари и в блевотине наркоманов. Но понять чужую - иноязычную - историю нам тоже очень трудно. Почти невозможно. Ибо наши оппоненты (нет, сказать "оппоненты", озвучить комплимент; поэтому точнее - "наши интеллектуальные враги") не взяли во внимание, не учли того, что, как при рабовладельческом строе (читай, в современной России), так и в информационный век (смотри опыт "развитых" стран), "сакральное" остается "сакральным". Хотя многим за это грустное знание и запоздавшее понимание придется заплатить сотнями тысяч долларов, репутацией, пулей или чем-то еще столь же смертоубийственным.

    Hosted by uCoz