Анатолий Юркин, 858   841   825   815   813   812   811   805   801   799   798   792   785   777   772   765   634   632   623   622   606   605   499

Плетёная пчела

Толпа беженцев - это не просто стена из людских тел. 

... режиссер посреди чистого поля сделал 
эффектную Великую стену. Фото с fashiontime.ru

    Оглавление сборника кинорецензий

  1. The Wicker Bee * (2008)
  2. Девушка из воды (2006)
  3. Отсутствующая угроза (2004)

The Wicker Bee *

Фильм The Happening как миф о зачатии новой расы

Шьямалан всегда умел так заставить актеров смотреть вверх, что в зрительном зале необъяснимым образом нарастает напряженность. Фото с kino-teatr.ua Не будет преувеличением сказать, что в сознании эстетов по всему миру М. Найт Шьямалан постоянно присутствует с 1999 года.

Всего есть несколько категорий кинозрителей. Первые никогда ничего не смотрели и не знают, кто такой Найт Шьямалан. Вторая категория не смотрела фильмов Шьямалана, но кое-что о нем слышала. Например, о том, что фильм "Шестое чувство" озолотил актера Брюса Уилиса и продюсеров. Третий тип зрителей посмотрел один из фильмов Шьямалана. Пятые сходили на несколько его вещей. Шестое чувство испытывают те зрители, которых следует отнести к "фанатам" режиссера – они постарались посмотреть всё его работы и их обсудить в своем узком кругу и за его пределами.

Тревогу вселяют те зрители, которые никогда не слышали про Шьямалана, не смотрели ни одного отрывка из его произведений и вдруг оказались на просмотре восьмого по счету фильма Шьямалана. Страшного произведения искусства, которое по всей России демонстрируется с 12 июня. Хотя его премьера в Японии отложена до 26 числа.

А были ли триффиды на станции Филберт?

В новом шедевре Шьямалана The Happening (2008, фильмы с таким названием выходили в 1967 и в 2005 годах) как всегда содержится набор угроз для малой группы. При безупречном визуальном ряде создатели фильма ставят и разрешают острые социальные проблемы. Злой рок уничтожает людей, только если двуногие существа содержатся в одном месте в опасном количестве. За одну такую деталь Шьямалану можно многое простить. Ибо здесь Шьямалан снова указывает на угрозу, которую мы все знаем, но, либо не воспринимаем как "угрозу", либо отмахиваемся от общеизвестных тенденций. Например, идем в аптеку за средством против аллергии и в этот же день на даче читаем роман Джона Уиндэма "День триффидов".

И нет предела нашей коллективной беззаботности. До поры до времени. Или до нового фильма гения мирового кино, который снова останется не понят критиками. Теми самыми ноющими "экспертами", что умудрились просмотреть душевную драму такого персонажа, как миссис Джонс (Mrs. Jones) в исполнении актрисы Бетти Бакли (Betty Buckley). Особая роль этого пожилого персонажа заключается в том, что нам показывают человека, сошедшего с ума после утраты близкого родственника (вероятно, дочери). Желание жить в малой группе настолько велико у владелицы дома на отшибе, что дело доходит до человекоподобной куклы в постели. Это, и тема "Плетеного человека" режиссера Нила ЛаБьюта, и отголоски некрофилии из отечественного "Груза 200".

Широкой аудитории Шьямалан известен как автор блокбастеров The Sixth Sense, Unbreakable и Signs. К массовому зрителю почти не дошли его социально острые работы The Village и Lady in the Water. В его новой работе дается ответ, поставленный в третьесортном триллере "Сигаретный ожог" (Cigarette Burns, 2005) режиссера Джона Карпентера (John Carpenter). Того самого Джона Карпентера, вершиной творчества которого многие признают фильм "Нечто" (The Thing, 1982), в своё время потенциально способного изменить направления в развитии жанров Horror, Mystery, Sci-Fi и Thriller. Там изуверства над человеческим телом получали псевдонаучное объяснение, мало что прояснявшее и никого в итоге не удовлетворившее.

Шестнадцать лет спустя Шьямалан стартовал с того места, где остановился Карпентер. У Карпентера не получилось. Случилось ли у Шьямалана?

Итак, возможно ли создать такое произведение искусства, которое может оказать воздействие на поступки зрителей? Режиссер словно забавляется тем, что предложил каждому персонажу сконструировать ад по схеме "Сделай сам", то есть, из имеющегося материала, из воспоминаний и страхов. Режиссерское мастерство проявляется в том, что угрозы висят в воздухе.

Городские самоубийства впервые выгнали американца в чистое поле. То, что в реальности человечеству предстоит пережить за полгода-год в фильме сокращается до первых десяти минут. И вот уже каждый из нас в недоумении спрашивает: "Что такое станция Филберт? Разве может существовать такая станция?"

Куда спешит палач-самоубийца?

Городские самоубийства впервые выгнали американца в чистое поле. Фото с блога blog.nola.com.mikescott Наблюдательный фельетонист Шьямалан из "Знаков" предстает в "Явлении" сатириком теккереевской школы.

Новое слово в кинематографе Шьямаланом сказано потому, что в систему художественных образов удалось облечь проблемы малой группы. Для певца малой группы важно отсутствие взаимопонимания с близкими, трудности диалога с окружающими людьми и обреченность на конфликт при встрече с чужаками. Зритель, твоя жизнь важна человечеству. Суицид и есть тот самый Конец Света, с которым нельзя примириться! Но тщетно Шьямалан посылает четкие сигналы, которые не были восприняты адекватно. Ни широкой аудиторией, ни всё проспавшими критиками-язвенниками.

Показав себя фельетонистом в "Знаках", в 2008 году Шьямалан превращается в беспощадного сатирика.

Сатирик Шьямалан бичует те самые три кита, на которых выстроен американский образ жизни, изваяна хрупкая "американская мечта". Во-первых, он покусился на миф о безопасности частного (загородного) дома. Дом – угроза? Одна из лучших сцен связана с проникновением героев в "Модель дома", внутри которой вино в фужере и цветы представлены пластиковой подделкой. Это, конечно, заявка на диалог со зрителем на философском языке.

Во-вторых, вслед за политической драмой "Шпионские игры" (2001) Шьямалан наслаждается брошенными на дорогах автомобилями. Машинами с распахнутыми дверцами. Машинами с трупными мухами в кабине и т.д. Общеизвестно, что со времен Форда автомобиль – оплот американской экономики. Поездки на частном легковом автомобиле – это своего рода американские университеты для людей всех возрастов. Нет, отвечает Шьямалан, машина не спасет. Автомобиль – угроза.

Сны мертвых пчёл

В-третьих, Шьямалан подвергает сомнению коллективный дух американской нации.

Шьямалан выступает исследователем того, что после 11 сентября 2001 года осталось от американского патриотизма. Паника, с которой люди разъезжаются из придорожного кафе, сопровождается философской репликой героини: "Что за народ!" Правильно, редко в американском кино такими эгоистами показывают… американцев.

После "Девушки из воды" (2006) Шьямалан повторно выводит на большой экран толпу незнакомых между собой людей. В прошлый раз американцы были сплочены желанием спасти героиню от злого существа. На этот раз толпа, потерявшая всякую идентификацию, разобщена паническим страхом перед неосязаемой смертью. Толпа беженцев - это не просто стена из людских тел. Это не похожие друг на друга люди, из которых кинематографическими средствами режиссер посреди чистого поля сделал эффектную Великую стену.

Снова и снова показывая людей, смотрящих телевизор из ванны или через стекла аппарата дыхания, свифтовский сатирик Шьямалан насмехается над привычкой властей эксплуатировать ненависть к придуманным террористам. В дурном свете выставляет политиков и спецслужбы, привыкших решать внутренние проблемы через панический поиск внешнего врага. Злорадствует над телеведущими и представителями "традиционной" "науки", привычно несущими в телевизионном эфире умопромрачительную ахинею.

Ребенок Алмы

Наряду с безупречным звуком, захватывающей операторской работой и выстраиванием визуального ряда на грани обыденного и ужасного Шьямалан выдвинул на передний план актеров. После "Девушки из воды" он повторно выстраивает актерский ансамбль вокруг актрисы. Главную женскую роль сыграла двадцативосьмилетняя Зои Дешанель (Zooey Deschanel, 1980). Это та самая актриса, что всех удивила ролью Ноэль (Noel) в фильме "Все настоящие девушки" (All The Real Girls, 2003). В "Явлении" Зои Дешанель под всеми возможными углами показала своё трагически-страдательное лицо, но одновременно сделала заявку на актрису с комедийным дарованием. Зои Дешанель сыграла Алму Мур (Alma Moore), не уверенную в благополучии семейной жизни. Не уверенную в своей способности жить семьей.

Обладающая редким комедийным дарованием, актриса рождена для мелодрам, но оказалась в фильме-катастрофе без всякой надежды на выживание по-детски глуповатого персонажа. Закономерно, что в начале фильма зал смеется над ее нерешительным обращением с сотовым телефоном. В самые напряженные моменты едва скрываемая комедийность актрисы отвлекает от ужасов. А в финале её персонажу достается кусочек женского счастья, что тоже вызывает кратковременную улыбку. Отныне Зои Дешанель так и называют: "звезда из этого фильма" (The Happening star...).

По моей версии, Шьямалан дал веский повод вспомнить недооцененную французскую комедию "Трое волхвов" (The Three Kings, 2001), ставшую уморительно смешным дебютом для сценаристов и режиссеров Дидье Бурдона и Бернара Кампана. Они же одновременно сыграли две заглавные роли вместе с Паскалем Лежитимю (Гаспар). Запомните и передайте другому: в "Явлении" Зои Дешанель сыграла столь же мистически важную роль, какая выпала актрисе с идеальной формой рта Вирджинии де Клаусаде (Virginie de Clausade, 1981) в "Трёх волхвах" при работе над образом Маши. Хотя надо признать, что 2008 не 2001. В текущем году контекстный ряд восприятия новинки мирового кинематографа настолько широк, что от комедии 2001 года следует уйти в 1960-е, в сторону предшественника №1.

Алма Мур почти повторяет судьбу Розмари Вудхаус. Той самой беременной женщины, выведенной в повести Айpы Левина "Ребенок Розмари" (1967) и ее одноименной экранизации, выполненной режиссером Романом Поланским (Rosemary`s Baby, 1968). В чем разница? В XXI веке доктор Сапирштейн не поможет.

Жаль, что в России число зрителей, посмотревших сатанинского "Ребенка Розмари" превышает малый отряд тех, кто посмеялся над похождениями боевитых энциклопедистов Мельхиора, Бальтазара и Гаспара, истово занятых поиском ребенка-спасителя в… современном Париже. Том самом Париже, который нам показывают в финальных кадрах "Явления". Еще одно случайное совпадение? Вам сколько нужно совпадений, чтобы разобраться в главном?

Еще раз. Алма Мур забеременела не от Эллиота.

Алма зачала от ветра, разносящего нечто, глупыми учеными названное "нейротоксином". Для всех - "нейротоксин", а для одной женщины – сперма растений. Одновременно, и сперма, и нейротоксин. Растения ищут женщину, которая могла бы стать родоначальницей нового вида существ, новой расы. В этом смысле очень жаль, что сценаристу и режиссеру не разрешили назвать фильм "Зеленый эффект". Если забежать намного вперед, то можно предположить, что ребенок Алмы мог бы появиться на свет с зеленой кожей. Эдакий компромисс между миром растений и мутировавшим и численно резко сократившимся человечеством.

Но массовый зритель не понял того, что "Явление" ближе к "Чужому-3", нежели к фильму-катастрофе про климатические подвижки. В фильме "Явление" не прощаются с человечеством, а вполне внятно приветствуют новую расу. Ибо Алма Мур – это Даная от флоры. Если золотым дождем Зевс проникал в лоно Данаи, то невидимый супруг Алмы Мур в качестве свадебного посредника использует ветер (знаю, звучит глуповато, но увлекающееся мифологией человечество вроде приняло сперму Зевса в виде монет, отчеканенных из золота? Чем пыльца растений хуже монеты?)

Ветер не просто художественная доминанта повествования, элемент киноязыка. Это равноправный персонаж. Специально для тех, у кого по поводу этой версии глаза лезут на лоб, следует напомнить, что еще у Р. Грейвса в монографии "Мифы Древней Греции: Мифы творения" говорится про богиню всего сущего Эвриному, восставшую обнаженной из Хаоса и вынужденной зачать от северного ветра Борея. Алма ближе к океаниде (шьямолановский привет "Девушке из воды"!) Эвриноме, чем к истеричному персонажу, про который зло написали десятки критиков-дураков. Шьямалан ближе к Р. Грейвсу, нежели к Хичкоку! Ибо Алма Мур – это Эвринома, создающая Космос эпохи Конца света. Пересмотрите фильм, чтобы убедиться – самая оригинальная версия фильма может быть единственно правильной.

The Happening - мифологический фильм. Система мифологических образов. Чего не понять критиканам, озлобившимся на "Девушку из воды", так это того, что Алма Мур – мифологический образ. Женщина, чей ребенок мог бы спасти мир от гибели. Судя по повтору событий в Париже, Алма и Эллиот все же разошлись. К слову сказать, фильм снят о том, как они расходились. Вероятно, Алма сделала аборт. Из-за семейной ошибки события идут по второму кругу...

Большие угрозы для малой группы

Тридцатисемилетний Марк Уолберг (Mark Wahlberg, 1971) в "Явлении" выполняет объем задач, схожий с тем, что сделал Николас Кейдж в триллере "Плетеный человек" (The Wicker Man, 2006). В "Плетеном человеке" бывшему полицейскому Эдварду Мэласу (мужчине с пистолетом!) коварные женщины расставили смертоносные ловушки, другому киногерою вместе с оберегаемыми им женщинами приходится выживать в подвале провинциального дома. Герой Марка Уолберга склонен к компромиссу, чего у Шьямалана не наблюдалась ни в "Неуязвимом", ни в "Таинственном лесе".

Существование сектантов среднего поколения в "Таинственном лесе" определялось догмой. Новый герой Шьямалана - оператор компромиссов. Компромисс - это новая догма. Для обывателя, но не для вождя, не для лидера малой группы.

Очень важно, что Марк Уолберг играет школьного учителя Эллиота Мура (Elliot Moore), которого героем делают обстоятельства. В один из напряженных моментов повествования обыватели напуганы, подростки ждут приказов, любимая женщина на грани истерики, а герой всё никак не может принять решения относительно путей спасения. Ибо он пока еще не осознал себя ответственным за малую группу. Он еще не вождь, но у него нет выбора.

Эллиот Мур - трагический образ? Безусловно. Но близость смерти здесь ни при чём.

Трагизм основан на том, что активный персонаж не знает, кто его настоящий враг. Зрители думают: "Эллиот Мур пока еще не знает, что его враг - нейротоксины". На самом деле, дотошный и быстро соображающий учитель приходит к выводу о "виновности" нейротоксинов. И все же – он не знает.

Размеры его незнания переводят персонажа в категорию "обманутых мужей". Границы роли Эллиота Мура обозначены ампула "обманутого мужа". Как бы быстро не бежал Эллиот Мур от ветра, сколько бы раз бездетный мужчина не опережал ветер, ему не удастся предотвратить акт зачатия. Оттого финальная сцена – это эпизод с ложной, но бьющей по глазам комедийностью. К жене-изменнице муж-рогоносец движется по улице, заставленной удачливыми соперниками.

Марк Уолберг и Зои Дешанель оказались теми самыми актерами, которые сумели передать способность Шьямалана иронией и трезвой шуткой разбавить самый страшный эпизод (например, хождение американцев по полях). Режиссер эксплуатирует то, что критики называют "выразительным взглядом". С той лишь поправкой, что Зои Дешанель - бесспорная чемпионка на состязаниях по выразительности женского взгляда.

Тогда как Марк Уолберг безупречно играет "маленького" гоголевского персонажа, заброшенного в сюжетные дебри в стиле повестей мастера ужасов Лавкрафта. Большинство зрителей и критиков не поняли режиссерский замысел. Фильм снят не про Эллиота Мура! Гендерная расстановка акцентов, распределение ролей (кастинг) предполагали обыденность мужского персонажа, призванного подчеркнуть мятущуюся женщину, чей взгляд на кукольном личике расшифровывается мироощущением незащищенного ребенка. Алма - больший ребенок, нежели всё время рядом с ней присутствующая восьмилетняя Джесс. Без этой рецензентской мысли режиссерское послание не дойдет до адресата!

Суицидальное палачество

Шьямалан подтвердил свою гениальность простой мыслью. Человеческие ошибки остаются главными угрозами существованию человечества. Парадоксальным образом фильм содержал обнадеживающие намеки на то, что после уничтожения человечества на планете останутся те, кто будут повторять (вообще) ошибки. Ошибки одиночества неумолимо превращаются в катастрофу одичания. Прежде чем толпа успеет разойтись по смертоносным тропинкам, ведущим к бездонным ловушкам, Шьямалан успевает нас убедить в том, что количество ошибок не зависит от числа соседей по несчастью.

Светопреставление – это не дом без телефона, не поезд без машиниста. Это неспособность разобраться в своих и чужих ошибках. Светопреставление – это дырявая и пыльная театральная декорация, на фоне которой история человечества развертывается коллекционированием ошибок без их осмысления и попыток исправить хотя бы смертельные огрехи.

Со сцены на железнодорожном вокзале глубокомысленные диалоги и прекрасная актерская игра берут вверх над сюжетом. Отныне лучшие жесты воспринимаются случайно найденными. Для киногурмана дорогого стоит ничем не приметный жест, когда отец шутливо бьет дочь по голове билетом. Отныне лучшие реплики воспринимаются фразами, утяжеленными подтекстом и контекстом.

Для киногурмана дорогого стоит психологический поединок учителя и владелицы запущенного дома. Правда, жестокой сценой с самоубийством старушки можно и поперхнуться, подавиться. Но такова судьба современного зрителя, имеющего слабый эстетический "желудок", но вынужденного на время присаживаться за стол с раблезианскими угощениями от М. Найта Шьямалана.

Не секрет, что фильм заслуженно забытого Джона Карпентера "Нечто" (The Thing, 1982) с коммерческим успехом показывался как "новинка" в первых кооператорских видеосалонах конца 1980-х годов. А с начала 1990-х годов российский зритель одичал. Сегодня Россия оказалась не готова к фильму Шьямалана потому, что подтексты и контексты киноповествования вообще не воспринимаются отечественным зрителем. Ни мессианским посланием, ни каким-либо кодом. Подозрение относительно наличия в фильме подтекстов и контекстов вызывает у российского зрителя раздражение. Поэтому сомнительно, чтобы этот страшный фильм подготовил человечество к жизни после 8 августа 2008 года (08.08.08).

* Плетёная пчела

Страна самоубийц не готова к фильму Шьямалана

Вчера, 17 июня 2008 года, в Санкт-Петербурге после одного из киносеансов прошло стихийное собрание зрителей. Люди, собравшиеся перед входом в один из крупных торгово-развлекательных центров, потребовали изъять из российского кинопроката американский фильм-катастрофу "Явление" (The Happening, 2008). По их мнению, сюжетные линии и художественные образы режиссера Найта Шьямалана "спровоцируют волну суицидальных актов среди русских подростков".

Как буквально выразилась одна из зрительниц, "вне зависимости от достоинств фильма, это кино представляет угрозу для нашей молодежи". Другой зритель, бывший военный, выступил с предложением "ограничить доступ на сеансы лицам, не имеющим достаточного жизненного опыта". Петербуржцы пришли к выводу относительно того, что демонстрация фильма не совпадает с общей ситуацией в России, характеризующейся распространением деструктивного отношения к ценностям жизни.

Все участники стихийного собрания сошлись в том, что сцена в зоопарке и эпизод с газонокосилкой "находятся за пределами восприятия обычного зрителя". Один из выступавших пояснил, что в 2008 году в России фактически запрещена к показу на широком экране вполне безобидная политическая драма "Война Чарли Уилсона" режиссера Майка Николса. "Если это так, то кому выгодна суицидальная пропаганда среди наших детей?" - спрашивают петербургские зрители. Их возмутил тот факт, что в каникулярное время триллер со множеством сцен насилия демонстрируется на утренних сеансах.

По итогам уличного мероприятия была принята резолюция, в которой содержался призыв к СМИ "разъяснить наличие в фильме "Явление" потенциальных угроз". Напомним, что в закрытой властями газете "Новый Петербургъ" была опубликована рецензия на предыдущий фильм Н. Шьямалана "Девушка из воды" (Lady in the Water). В газетной публикации содержалось предупреждение: "Есть такие произведения искусства, которые готовят человечество к переменам. Вопрос в том, к каким?"

БОРИС КУБРИН, для news.netpress.ru

Девушка из воды

Фильм Lady in the Water как урок по поэтике мифа

В России общественность почти не заметила новой работы гения мирового кинематографа Найта Шьямалана (M. Night Shyamalan). Есть подозрения, что после российской премьеры 24 августа кинотеатры на Невском проспекте не были заполнены во время демонстрации ленты с мистическим названием "Девушка из воды" (Lady in the Water). Увы, судя по ёрническим и глумливым отзывам, киноновинку не отнесешь к числу резонансных фильмов. Не найдя повода залезть в карман к "новым русским" и подурачиться с читателями гламурной прессы, профессиональные критики вяло выпустили в сторону фильма несколько газетных и журнальных стрел. Гораздо обиднее, что эту киноленту не будут обсуждать простые люди, до сих пор на русских кухнях прикованные к советским сковородкам. А зря.

Как уфологические "Знаки" (2002) и сектантский "Таинственный лес" (2004) новый голливудский продукт Шьямалана относится к числу тех фильмов, которые обязательны для пересмотра. Это феномен субкультуры повторного (неоднократного) просмотра. После триллера о коварных инопланетянах ("Знаки") и начиная с деревенской утопии "Таинственного леса" но, прежде всего, в фундаменталистских корнях "Девушки из воды" Шьямалан трудится на той бесхозной поляне, которую в конце прошлого века безответственно забросили мастера социалистического реализма.

Отечественный зритель, посмотревший последние кинодрамы с актрисой Дженнифер Энистон ("Друзья с деньгами", "Развод по-американски" и др.), не мог не поразиться странному сходству с коллизиями "Зимней вишни" и прочих антисемейных блокбастеров советского кинематографа. Как метко выразилась одна из петербургских поклонниц "звезды" давнего телесериала "Друзья": "Сегодня в Америке модно снимать фильмы про капиталистический "совок". В это трудно поверить поедателям поп-корна, но американская киноиндустрия работает на энергетике предшественников. А кому из бывших идеологических "врагов" след в след идут создатели "Девушки из воды"?

В XXI веке всемирно известный "золотой мальчик Голливуда" Найт Шьямалан продолжил там, где обстоятельства и злые люди (так и хочется в лексике "Девушки из воды" сказать: красноглазые "травяные волки" послевоенной мировой культуры) злодейски оборвали режиссерские и актерские искания Лени Рифеншталь. Грубо говоря, американский режиссер повторно идеолигизировал мифологию. Ибо "Девушка из воды" возвращает из забвения профессиональные открытия и мастерские ходы Лени Рифеншталь (1902-2003). Американец индийского происхождения запустил в оборот метафоры из фильма "Голубой свет" (1931), где загадочная героиня Юнта была не от мира сего. Если в "Голубом свете" Лени Рифеншталь драматизировала противостояние толпы обывателей и странной личности любимого персонажа, то Шьямалан нарушил канон и сделал из бестолковых и никчемных горожан группу, помогающую заглавной героине спасти цивилизацию. Продавцы из видеосалонов утверждают, что "оба фильма покупают без вопросов". Странно: Рифеншталь - запретное кино, "Девушка из воды" - непонятый шедевр. Почему товар не залеживается на прилавках, заполненных китчем и халтурой?

Трудно установить причинно-следственную связь между кинематографическими удачами Шьямалана и тем, что режиссеру присуще мифологическое мышление. Бытовые подробности и коммунальные склоки перенаселенного многоэтажного дома не должны отвлекать зрительское внимание от того, что нам предложили кино мифологического стиля. Травяной волк Скрунт (Scrunt) охотится за нарфой (narf), которой должен и может помочь сплоченный коллектив людей, которых еще нужно найти и убедить в реальности происходящего. На суше нарфа в исполнении актрисы Брюс Даллас Хоуард (1981) обречена на неминуемую гибель, если люди оплошают или вовремя, - точнее, в последний момент, - не появится древесная обезьяна Тартутик (Tartutic), наделенная чем-то вроде полномочий арбитра. Физически непобедимые тартутики не вмешиваются в конфликт и не заинтересованны в финале. Но в качестве третейского судьи они обладают правом и дееспособностью, либо загнать неудачливого Скрунта под травяной покров, либо устроить местечковый Конец света людям, не распознавшим жизненную ценность Мифа о Призвании.

Наше сознание так унавожено агрессивным постмодернизмом, что мы преступно забыли простую истину: "мифология всегда была энергией объединения". Мифологические образы "Девушки из воды" заставляют вспомнить философский совет академика РАН Вячеслава Степина: "Надо искать точки роста новых ценностей внутри самой техногенной цивилизации. Я думаю, что именно это на сегодня одна из главных задач философии". ("Вопросы философии", №9, 2004, стр. 70). В "Девушке из воды" "точкой роста" и "новой ценностью" Шьямалан представляет авторскую мифологию в виде смертоносной головоломки, требующей быстрой разгадки. Этот спокойный и рассудительный шедевр честно знакомит зрителя с инструментарием без которого обитатели комфортабельной коммуналки не превратить в нацию, имеющую будущее.

Мифологические корни столь сложного процесса как становление нации предельно обнажены в фильме "Девушка из воды". Кровью и судьбой отдельного индивида набухает плоть новой нации. С помощью кинокамеры ошибки отдельного человека воплотились трехмерным орнаментом этногезеса. Оседлав единорога иноплеменной мифологии, режиссер достиг камерной личностной интонации благодаря приверженности классическому единству места и времени, обеспеченному четырьмя стенами дома с квартирами, сдающимися внаем.

Вокруг чего будем объединяться? Не слушайте политологов и политиков. Идеологи (точнее: их имиджмейкеры) и политики (точнее: политологи) разрушили единство бытия и мифологии, оторвали главного от важного. Объединение народа возможно только на основе мифологических ценностей. Первое и случайное прикосновение к мифу превращает любого человека в мифологический персонаж. Поэтому мифологический сюжет "Девушки из воды" следует признать более важным гражданским поступком нежели суету киношной номенклатуры вокруг трагедии 11 сентября 2001 года. Вроде бы безвредный фильм напичкан полезной информацией для тех, кто еще вчера имел представление о содержании понятий "советский" и "русский".

При сохранении единства места и времени зрителю предложили личность нашего современника в мифологическом масштабе. Мифология - это синоним этногезеса, утверждает режиссер, среди современников не имеющих себе равных. В фильме "Девушка из воды" гениальный режиссер обошелся без эпизодов с прошлым героев (флэшбэков), что еще было органично в "Знаках". Почему так получилось? Даровитый режиссер ускорил процесс мысли, представил нашего современника способным усвоить мифологическое мировоззрение как повод для кардинальных перемен и шаблон судьбоносного действия. Демонстрируя бережность, достойную подражания, режиссер показывает, что современная научная и техногенная картина мира - это одно сплошное противоречие. Клубок проблем, развязать который можно только при возвращении к ценностям традиционного общества, высвеченного оздоровляющей простотой мифологических ценностей.

Экранное время "Девушки из воды" посвящено художественному конфликту, к жизни вызванному тем, что миф развертывается в урбанистическом ландшафте. Трепетная плоть мифа неожиданно быстро и убедительно вбирает в себя абсолютно вроде бы негероических обывателей США. Вот за это "вроде бы" создателям ленты и следует поставить оценку "отлично". "Девушка из воды" генерирует такое смысловое пространство, на территории которого никчемный и слабовольный современник вырастает в мифологического персонажа. Будь-то вполне кибернетический чтец знаков, страж с комедийным даром, целитель с экзотическими бабочками или многословные члены законспирированной Гильдии.

Предметный мир "Девушки из воды" (арендуемое жилье, диваны и стулья) вертится вокруг образа воды как носительницы мифологического начала. Вода помогает убедить зрителя в том, что за несколько дней горожане американского мегаполиса приобрели ни с чем не сравнимую мифологическую оседлость, способность каждому стать участником в проекте "спасение мира". Занятый в главной мужской роли, актер Пол Джиаматти играет трагедию запоздалого понимания. Глобализированному человеку, оболганному и запутанному культурой, мифология возвращает понимание смерти.

Мифология - это метафоры, организованные таким образом, чтобы свести к минимуму ущерб от деятельности людей, впервые творящих что-то, никак не связанное с прибылью или карьерой. Пройдя обряд посвящения в Мифологию, наш современник прикасается к сакральной первопричине мира. Мифология - это то самое лезвие бритвы, которым от будущего будет отсечена нездоровая часть современного общества. Закономерно, что по сюжету приезжий кинокритик становится жертвой, так и осознавшей смысл происходящего вокруг бассейна общего пользования. А в памяти выживших квартирантов навсегда останется "тем самым парнем из 13 номера". Повторимся еще раз, критик с западного побережья оказался тем неисправимо окультуренным (закультуренным?) человеком, которому пришлось заплатить жизнью за равнодушие ко всеобщей мифологической лихорадке.

За полтора часа киношного времени материальное и обывательское ничто становится мифологическим нечто. Словно театральными ширмами кругозор нашего современника окружили телевизионными экранами и компьютерными мониторами для того, чтобы не состоялся контакт с верованиями предков, чтобы не произошло запоздалого прозрения. Мифология - это первый сериал человечества, продолжение которого обещано через вечность. Возвращение к мифологическим корням человечества - смелый гражданский поступок Найта Шьямалана. Ибо прикосновение к мифологии меняет человеческие судьбы.

Задуманная едва ли не подростковой сказкой, "Девушка из воды" обернулась бесспорным интеллектуальным прорывом современного кино. Вместо пластикового ведра с поп-корном зрителям, входящим в кинотеатр, следовало бы вручить свежий номер журнала "Вопросы философии". Или памятку со словами академика РАН Льва Митрохина: "Так что каждое сообщество создавало свой собственный этос, мифологию, религию - специфическую аллегорическую автобиографию народа, объединенного не внешними, механическими, а духовными, мистическими связями и отношениями, обеспечивающими общую "национальную идею"..." ("Вопросы философии", №9, 2004, стр. 77).

Появление девственницы из замусоренного бассейна иллюстрирует геополитический тезис о внешнем воздействии, толчке со стороны, первое и важнейшее следствие которого проявляется в переходе на новый язык. Согласно сценарию новую лексику, более уместную в подростковых книжках жанра фэнтази, формирует китаянка средних лет (мать декитаизировавшейся студентки), отрывочно вспоминающая бабушкины сказки о деяниях обитателей водного мира. "Девушка из воды" не просто доброжелательно политически корректный фильм, но образец глобализированного искусства, в парадигме которого равные права имеют персонажи всех национальностей и рас.

Есть такие произведения искусства, которые готовят человечество к переменам. Вопрос в том, к каким? Россия нуждается в чем-то вроде гандизма. Распространение нового мироззрения вовсе не предполагает возвращения к фольклорным корням. Тем более, поэтические традиции частью извращены марксистской наукой, но еще важнее, что в парадигме русской культуры наиболее популярный фольклор представлен литературными мистификациями Пушкина и прочих подобострастных учеников Европы.

Что касается странностей в словообразованиях той сказочной лексики, которой вынуждены пользоваться обитатели американских квартир, то разве после просмотра "Девушки из воды" не исторгается из глубин российской души список риторических вопросов? Например, при сообщении об убийстве московской журналистки Анны Политковской и под валом беззаконий "оборотней в погонах" разве не сам собой озвучивается вопрос: "Когда с судейских пальм спрыгнут российские Тартутики? Когда на просторах демифологизированного Отечества Тартутики в погонах и без синего прокурорского мундира наведут порядок и поставят на место Зверя, вырвавшегося из-под вороха бюрократических бумаг и должностных инструкций?"

"Новый Петербургъ"

ОТСУТСТВУЮЩАЯ УГРОЗА

Фильм The Village как эзопов памфлет

"Таинственный лес" – это смертельный приговор фантастическому фильму "Трудно быть богом" 605 Алексея Германа-старшего. Отечественному опусу, до сих пор так и не вышедшему к заскучавшему зрителю. Казалось, многое невозможно после "Сталкера" Тарковского. Осуществимо ли такое кино, которое с глубины человеческого подсознания по-новому поднимет философские проблемы современного человечества? Тщетно в читательских сердцах теплилась надежда на то, что вослед "Солярису" и "Сталкеру" на уровне, заданном великим Тарковским, "Улитка на склоне" будет перенесена на экран кем-либо из российских мастеров. Верилось, что советский роман о противостоянии человеческой личности смертоносным ловушкам загадочного и живого леса будет озвучен под русское слово "снято!" Не сбылось.

"Оскар" на склоне

  Сколько еще месяцев и лет проработает петербургский режиссер Герман над исторически правдоподобной экранизацией популярного в СССР романа? Сегодня это не важно. Герман проиграл состязание, так и не удосужившись выйти на беговую дорожку. Ибо осенью 2004 года многим станет известен ответ на вопрос: "Можно ли снять идеальный фильм?" Чтобы пейзаж был красивым, как у Тарковского, а человеческие страсти достигали литературных высот Достоевского? После просмотра "пиратской" копии "Таинственного леса" (The Village) самый искушенный зритель будет склоняться в пользу ответа "да". Крах читательских надежд российских поклонников братьев Стругацких обернулся зрительскими восторгами ценителей американского кино во всем мире.

  Поклонники самого успешного на планете кинорежиссера Маноджа Неллиятту Шьамалана уверены в том, что их кумир снял образцово идеальный фильм. Классику, ставшую хрестоматийным набором волшебных кадров для всех последующих изданий "Энциклопедии кино".

  Молодой американский фермер Люциус Хант (Lucius Hunt) в исполнении мексиканского актера Хоакина Феникса (Joaquin Phoenix), знакомого по фильмам "Убить во имя" и "Знаки", играет смелого парня, готового всю ночь сидеть на веранде дома любимой девушки. По сюжету, юношеский бунт привлекает в деревенские жилища чудовищ, имя которым "Те, о ком говорить вслух нельзя". Догматичные нравы крошечной деревушки Ковингтон (штат Пенсильвания, 1897 год) таковы, что любые желания юноши оказываются аморальны. Их исполнение связано с нарушением неких запретов, следование которым помогает сохранить баланс жизни и смерти. К сожалению, физическая активность Люциуса оказывается второстепенной с сюжетной точки зрения и одним из многочисленных режиссерских обманов. Супермен не герой, повторяется Шьамалан после коммерчески успешного боевика "Неуязвимый".

  Тремя четвертями экранного времени социальная драма обманчиво представлена ужастиком про монстров, прячущихся за стволом ближайшего дерева и пугающими людей хрустом сухих веток. На самом деле режиссер рассказал нам притчу на тему "деньги могут быть машиной времени" и "любовь способна подменить волю". В киношных декорациях, напоминающих что-то вроде социального проекта Диснейленда для фундаменталистов, ищущих простоты бытия в отсутствии греховных соблазнов (златолюбия и насилия). О дальнейшем остается умолчать. Ибо никто не отменял этику рецензента, когда нельзя раскрывать сюжетную тайну, но можно раскидать намеки и ни к чему не обязывающие подсказки. Умолчание - структурообразующий элемент рецензии и любого пересказа "Таинственного леса".

  Съемочная группа права, когда тратит массу усилий на доказательство того, что настоящая любовь требует повседневных проявлений героизма. Не могут не восхищать зрителя подвиги во имя всем понятного чувства. Слепая девушка Иви Уолкер (Ivy Walker) в исполнении дебютантки большого кино Брюс Даллас Ховард (Bryce Dallas Howard) способна в поединке один на один справиться с лесным чудовищем. В безвыходном положении она вынуждена сделать то, что обывателю (ее зрячим ровесникам) не по силам. Ибо она любит по-женски, а они лишены мужской воли. Состояние катарсиса подготавливается изображением слабого и увечного одиночки, готового пойти навстречу опасностям и угрозам во имя любимого человека. Но катарсис достигается поражением врага. Смерть незнаемого врага трактуется создателем фильма разгадкой последней тайны.

  Никого не хочется обижать. Но социальный портрет легко узнаваемого чеховского "желтого дома" эпохи психиатрического террора дается реалистом-режиссером через бытовые подробности сельскохозяйственной коммуны. Что-то вроде фермерской "палаты №6" с той лишь разницей, что герои найдутся везде. Вспоминается, что не случайно один из любимых актеров Шьамалана "крепкий орешек" Брюс Уиллис проходил круги психиатрического ада в антиутопии "Двенадцать обезьян". Чем быстрее спецслужбы и транснациональные корпорации превратят планету в Ковингтон, тем на более длительный срок закрепят ложное право своего социального старшинства.

  Как поется в детской песенке: "Куда уходят монстры? В какие города?" Выясняется, что режиссер "Шестого чувства" и "Знаков" не дает ответа на этот вопрос в фильме "Таинственный лес". Но никто его в этом не упрекнет. За серыми волками (если ближе к духу сценария, то - койотами) в "Таинственном лесу" никто не гоняется, оттого самой страшной сценой становится момент, когда с нечеловеческой силой ранее вроде бы безобидный деревенский дурачок пытается изнутри взломать двери чужого дома-западни. Сюжетная линия про несчастных влюбленных (хороший брат-девушка-плохой брат) из треугольника деревенских страстей предстает крепкой настойкой, умело приготовленной из романтических трав Германии времен Гете. Самый драматичный сюжетный узел основан на отчетливом любовном треугольнике с уклоном в шиллеровских "братьев-разбойников".

  Визуальная и пластическая сторона быта коммуны чопорных фермеров, которые, кстати, не показаны в процессе трудовой деятельности, лепится режиссером с таким многозначительным контекстом, что подготовленного зрителя неотступно преследует мысль о несуществующем литературном первоисточнике сценария вроде романа-клона "Грозовой перевал-2".

  Невротичный актер Эдриен Броуди (Adrien Brody) дает такой сложный рисунок роли деревенского дурачка Ноа Перси (Noah Percy), что непроизвольно вспоминается актерский прорыв Гэри Олдмана и Тима Рота в ничуть не устаревшем фильме "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" (1990). С истерического смеха "оскароносного" Броуди ("Пианист", 2002) завязываются первые узелки психологической паутины "Таинственного леса". Чтобы час спустя законообразно завершиться торжеством женской половины деревни. Похвалить режиссера М.Найта Шьамалана нужно за то, как по-хичкоковски умело из минимума художественного материала им построен полномасштабный мир, состоящий из одних ловушек. Режиссеру впору вручать степень бакалавра в области "социология обмана". Изобилие ложных образов утяжеляется сюжетными коридорами, ошибочно воспринимаемыми в качестве "света в конце тоннеля" зрителями, обреченными на блуждания в лабиринте фабулы до последних десяти-пяти минут экранного времени.

  Зло должно иметь хотя бы намек на глобальность и воспроизводимость. Ковингтон - место для страха. Не в силу соседства с территорией монстров, нет. Из-за ложности запретов. Одиночество - это та страшная психологическая ловушка, которую героиня пытается избежать, прибегая к сверхчеловеческим возможностям организма сельской девственницы. Чем меньше в кадре актеров, тем страшнее фильм. Всегда количество актеров у Шьамалана по-аптекарски выверено. Плохой триллер отличается злоупотреблениями темнотой. При отсутствии солнечных сцен Шьамалан дает четкую картинку с прорисованными сухими веточками за спиной у героини. Более того, в мирной сцене счастливую девушку в белом платье он заставил бегать в темноте на фоне дальних огней. Зрительский шок вызывается реализмом, утонченно доведенным до натурализма при изображении лесной погони, когда громко дышащий враг всегда за девичьей спиной. На удивление зрителю, готовому к кровавой жертве, слепая девушка проявляет талант в обустройстве импровизированных ловушек. Как видим, Шьамалан не просто знает формулу страшного фильма или использует ее в каждом новом блокбастере. Формулу страшного фильма он заново открывает еще при работе над сценарием! Конечно, весной 2005 года "Таинственный лес" получит "Оскара". Возможно, несколько престижных призов. Жаль, что в номинации "лучший зарубежный фильм" не будет заявлена российская лента "Трудно быть богом".

Планета как декорация

  Страх страхом, а в новом фильме режиссер решает сложнейшую социальную проблему. В какой степени общество будущего будет основано на незнании? Допустим ли сговор для навязывания добра без альтернативы? Парадокс в том, что "Таинственный лес" - это акция устрашение обывателя, до смерти запуганного несуществующими монстрами и врагами! В тени социальных миражей человек стал послушным орудием группировок, исповедующих культ человеконенавистничества. Поэтому в новом фильме Шьамалан делает полный поворот кругом. Он отказывается от постаревшего Б.Уиллиса ("Десять ярдов"), "храброго сердца" безликого М.Гибсона ("Знаки") и утратившего свою спортивную внешность Х.Феникса. Протянутая вовне безопасного пространства хрупкая ладонь слепой героини - ключевой жест фильма. Смелая девственница из "Таинственного леса" вправе удостоиться рукопожатия главного героя социальной драмы "Кто-то пролетел над гнездом кукушки".

  Любопытно, что обитателей леса по имени Those We Don't Speak Of сыграли два молодых актера - Joey Anaya и Kevin Foster. Но монструозный облик "Тех, о ком говорить вслух нельзя" не скроет того, что в чудовищах с иглами дикобраза на спине представлен ходячий и рыкающий пульт управления коллективом людей, объединившимся на основе запретов и страхов. Режиссеру интересны люди (группа людей), которые попытались избежать участи оператора глобализации. Персонажи "Таинственного леса" - участники одного из самых смелых социальных экспериментов, когда либо проводимых в мировом кино. Если человек не хочет быть оператором, он может реализовать свое нежелание, материализовав ценности религиозного фундаментализма. Но полноценен ли такой индивид с точки зрения человеческих свойств? Актер Уильям Херт (William Hurt) играет отца героини, возглавляющего Совет старейшин, показанный сборищем ворчливых тупиц и истеричных неудачников, способных только запрещать и отказывать молодежи в малом и большом. Старейшины запутались в запретах и других ловушках, наличие которых свидетельствует о глубоком нездоровье разновозрастного коллектива. В фильме "Таинственный лес" дается развернутый ответ на вопрос о бесперспективности улучшить свою судьбу бегством от угроз глобализированного человечества.

  Фактически Шьамалан играет реминисценциями едва ли не грани дозволенного в искусстве, не имеющем точек соприкосновения с мертвым постмодернизмом. Но никогда не был постмодернистом Шьамалан, в работе над новым сценарием умело раскладывающий пасьянс из архетипов европейской цивилизации. Тогда зачем ему эти лежащие на поверхности аналогии с "Гражданином Кейном"? Дело в том, что в работе над фильмом "Таинственный лес" Шьамалан предпринял попытку вывести формулу универсальной социальной кинодрамы. И есть тезис, который рецензентом из России должен заявиться в полный голос.

  В истории мирового кино социальная драма "Таинственный лес" будет позиционироваться фильмом, максимально близким разоблачительному пафосу непревзойденного "Гражданина Кейна" Орсона Уэллса. "Таинственный лес" – это "Гражданин Кейн" XXI века. С той лишь разницей, что Шьамалан хотел понравиться массовому зрителю и многое для этого сделал в работе над художественной плотью своего нового фильма. Ковингтон функционирует благодаря огромным деньгам его мистического основателя. То есть, Уолкер (Walker) - ровесник и коллега по бизнесу Kane (Кейна). Огороженный забором Ковингтон у Шьамалана – это реминисцентный образ неприступного замка-музея Ксаннаду, по Уэллсу скрывающемуся за высокой металлической сеткой (первые кадры великого фильма). Впервые адвокат Флэтчер встретил строптивого мальчика Кейна на снежных просторах американской провинции в 1871 году. То есть, за 26 лет до событий, заявленных в "Таинственном лесу".

  Да, фильм Шьамалана - это труднодоступный лес реминисценций, цитат и самоцитат. Молодежь в зеленых халатах красит стволы деревьев? Это намек на бестолковые карточные персонажи из "Алисы в стране чудес", которые красили розы по приказу глупой королевы. Неспособность массового зрителя ориентироваться в реминисцентных художественных образах не смущает режиссера. По деревьям развешано много чеховских ружей, как минимум, одно из них "выстреливает" новым смыслом. Присутствие в кадре одной из самых узнаваемых актрис мира победительницы инопланетян в трилогии про "Чужих" Сигурни Уивер (Sigourney Weaver) в роли матери героя Алисы Хант (Alice Hunt) подсказывает феминистскую направленность фильма. Слепая девушка оказывается настоящим фольклорным героем. Она пересекает границу, чтобы босой ногой вступить на запретную территорию. Сразу и бесповоротно теряет трусливых сопровождающих. Никогда ранее Шьамалан не был так жесток к своим американским собратьям. По его мнению, все американцы - безвольные дети безвольных родителей. Пройдя таинственный лес до заброшенной дороги, одолев в честном поединке крупную особь из "Тех, о ком говорить вслух нельзя" и вернув жизнь любимому человеку, героиня делает серьезную заявку на власть в деревне.

  От пустышки настоящее произведение искусства отличается тем, что вопросы генерируются вне фабулы и сюжета, за пределами художественных образов. Читатель и зритель продолжает думать на тему, предложенную художником. Часть вопросов приходит в противоречие с историей, которую нам рассказали. После финальных титров линия конфликта должна обозначиться между никчемным Советом беспомощных старейшин и слепой победительницей демонов лжи. И не факт, что героиня согласиться участвовать в неправедных деяниях Совета старейшин. За пределами экранного времени остается многоуровневый конфликт "дочерей и отцов". Отцов, которые все решили за дочерей, но не могут сделать и малой толики того, что выпадает на девичьи плечи. Чем не тема нового фильма голливудского гения?

  Так или иначе, но создается устойчивое ощущение относительно того, что Шьамалан не обманул только в одном - будет несколько финалов! Интересно, зачем для съемок на натуре альтернативного финала режиссеру понадобились сугубо деревенские персонажи, сыгранные Сигурни Уивер, Уильямом Хартом, Хоакином Фениксом и Брюсом Ховардом? Думается, что главной фигурой умолчания "Таинственного леса" стал каннибализм. Фильму не хватает каннибалистического финала вроде похрустывания кукурузой из последнего кадра из триллера Дэвида Коппа "Тайное окно". Вообще удивителен тот факт, что в "Шестом чувстве" и "Знаках" намеки на каннибализм утоплены в сценарных недомолвках. Эта "кошмарная" тема практически отсутствует в "Неуязвимом". Если следовать логике угроз, то каннибализм должен стать тем сюжетным каркасом, на который режиссер и четверо его единомышленников из актерской среды и сняли альтернативный финал.

Русский Ковингтон

  Почему новый фильм Шьамалана обещает стать чудовищно актуальным именно в современной России? С одной стороны, это злая сатира против института государства эпохи аморального господства спецслужб. Надо досмотреть фильм до финальных титров, чтобы понять, что умница Шьамалан вступил в заочное соревнование с Майклом Муром и его антибушевским документальным "Фаренгейтом 9/11". В стране разогнанного НТВ и придушенных телевизионных аналитиков американский триллер "Таинственный лес" должен исполнить идеологическую работу никем пока еще не снятого российского "Фаренгейта 9/11". Но станет ли массовый российский зритель восторгаться "Таинственным лесом"? Будет ли идеальный фильм востребован в России? Прогнозируем ли кассовый успех при том, что Шьамалан снял до боли честное кино?! Что вообще может измениться в реформируемой и воюющей стране после российской премьеры, назначенной на 23 сентября 2004 года?

  Фильм "Таинственный лес" следует воспринимать не иначе как памфлет на антиглобализационнное движения и эзопову басню о моральной безответственности современных спецслужб. Получился шедевр мирового кино в новом жанре "кинопамфлет баснописца Эзопова". Однажды очень-очень богатый американец решил, что деньги помогут ему остановить ход времени...

  Эзоповым языком создатели фильма "Таинственный лес" высказались на тему бытовых страхов, вызванных на пустом месте. Тех глупостей, что по вызваны на свет своекорыстным капризом спецслужб и властей в облике вдруг придуманного мирового терроризма. Никогда не терявший духовной связи с далекой Индией, Шьамалан усомнился в способности США выполнять роль планетарного жандарма. Человеку, снявшему в США свой четвертый фильм, достоверно известно, что в самой богатой и передовой стране не решены кровавые проблемы уличной преступности, наркомании и не найдены моральные ценности для молодежи. О чем и рассказано в фильме с приведением документального (по-майклмуровски!) материала.

  С другой стороны, сатирический талант Шьамалана проявился в характеристике "низкой" природы человеческой личности. Если вдуматься, то во всех снятых им блокбастерах Шьамалан предстает перед зрителем обличителем человеческих пороков. Обличение - это пафос режиссера-инородца. При наличии одного-двух героев, достойных восхищения, коллектив законопослушных американцев всегда предстает бандой преступников и толпой трусливых обывателей. Совет старейшин рисуется основным и единственным генератором ложных страхов. Но какие впечатляющие последствия! Вот и получается, что российскому зрителю нельзя смотреть "Таинственный лес". Если вернутся времена цензуры, то в первую очередь российские спецслужбы должны запретить показ "Таинственного леса". На каком основании? Это эзопова сатиры против идеи того, что малая часть невежественных обывателей берется решать судьбы целого поколения героев. На смену монархическим династиям и политическим партии пришли спецслужбы, но запреты-то остались! Ложные и пагубные. Вопреки безупречной операторской работе "Таинственный лес" обещает огорчить российского обывателя, "низкая" природа личности которого ежедневно доказывается чудовищной дозой конформизма.

  Выходом из морального тупика современной западной цивилизации видится фактор ветхозаветного Адама. Трудно представить, что в замкнутом мирке Ковингтона смог бы существовать первозданный человек. Будь-то чеченец, курд, албанец, сикх и вообще не совращенный гнилыми прелестями цивилизации горец, абориген пустыни или дитя из джунглей. Адамов фактор - это попытка личности проверить запреты собственным опытом. Порой, ценой смерти. Мальчик, наделенный адамовым первородством, поначалу бы передрался со всеми сельчанами мужского пола Ковингтона, а потом нарушил бы всевозможные социальные запреты. От избытка жизненной энергии заглянул бы в запретный сарай. По Л.Гумилеву, буйство инстинктов происходит в силу врожденной пассионарности. Инстинкты человеческой природы, не искалеченной государственным аппаратом насилия или идеологиями ложных религий, выше ошибочного опыта предыдущих поколений. Адамов фактор толкнул бы придуманного нами мальчика на сознательные поиски на поиски встречи с самой сильной и злобной тварью из стаи "Тех, о ком говорить вслух нельзя". Прятавшийся в детстве в подвале подросток в какой-то момент своего мужского становления по скрипу половиц определил бы вес и уровень физической силы непрошеного визитера. И обязательно выступил бы на защиту отчего дома, испуганных матерей и невест, не достигших половой зрелости.

  Расширение жизненного пространства - направление деятельности первозданного человека. Через призму психологического портрета первозданного человека становится понятна ущербность персонажей "Таинственного леса". Трудовая община Ковингтона променяла сытость на отказ от претензий на деревенскую околицу как новое пространство новой жизни. Разве это не упрек советскому мегаэтносу, отказавшемуся от имперских пространств? От космических достижений сверхдержавы? Русский Ковингтон подобен шагреневой коже. Разве это не упрек русской нации, ежегодно сокращающейся на полмиллиона человек? Уничтожаемые чужеродной бюрократией и смертоносным церковным аппаратом иудео-христианства, русскоговорящие жители евразийского Ковингтона с упорством достойного лучшего применения вытравливают адамов фактор в жителях соседней деревушки под названием "Кавказ". С освященным оружием в руках учат "цивилизованности" молодежь холодных гор. И это при том, что для чеченских мальчишек, родившихся и выросших в тени федеральных танков, русские мужчины навсегда останутся "Теми, о ком говорить вслух позорно".

  23 сентября 2004 года русским зрителям покажут странную киноновинку. Находящимся на грани вымирания наследникам советского народа предоставят возможность досмотреть фильм "Таинственный лес" до оскорбительного финала. Всем нам дается шанс заглянуть в зеркало "made in USA", ослепляющее страшными ответами на многие "русские" вопросы. Единственная угроза обязательно реализуется после российской премьеры нового киношедевра Шьамалана. Эта угроза заключается в том, что и после 23 сентября 2004 года мы останемся больной нацией "Тех, кто ничего не помнил и ничему не научился". Поэтому "русскими" будут пугать детей во второй половине XXI века. В новую историческую эпоху, в которую человечество может шагнуть вообще без единой живой души из русской нации .

Сайт: polygamist.narod.ru.
Источник: газета "Пророчества и сенсации"
Рубрика: передовица
Дата: август 2004, №682

Анатолий Юркин





Hosted by uCoz