Русское сердце Леди Гамильтон (2001)
(СУДЬБА И РОЛИ НАТАЛЬИ ГУНДАРЕВОЙ)
МОСКОВСКАЯ ПЕТЕРБУРЖЕНКА
Наталья Георгиевна Гундарева обладала даром предсказывать будущее.
За несколько дней до важного события она могла себе самой и близким людям предсказать болезнь, автокатастрофу или потерю родственника. По странным обстоятельствам этот дар активнее проявлялся в общении с ленинградцами. Ведь лучшие ее роли связаны с киностудией "Ленфильм". С актером Г. Корольчуком она снималась в кинофильме "Сладкая женщина" (1977). Новые грани таланта открыл режиссер А. Белинский в работе над образом Мирандолины в телеспектакле "Трактирщица" и в съемках "Театральных историй". Была работа и у Динары Асановой в фильме "Беда". Ведь и дебютировала она в кино у Виталия Мельникова в ленфильмовской картине "Здравствуй и прощай" (1973)!
О загадочном даре актриса не упоминала в многочисленных интервью. Тем важнее для нас ее слова, приоткрывающие завесу над тайными сферами женской души: "Мне кажется, что я иногда воспринимаю реальность неадекватно... должна через все пройти, все пережить. Во многих ситуациях я беру крайне отрицательный вариант, весь его проживаю, а потом оказывается, что все решается положительно".
В театральный сезон 1999-2000 годов Виктор Дубровский замечал: "Но Наталья Георгиевна по-прежнему очень много работает, пребывает в немыслимом лихорадочном ритме. В таком состоянии трудно остановиться, оглядеться...". Казалось бы, нет такой силы, что остановит эту великую труженицу русской сцены!
...Как это ни прискорбно говорить, но Гундарева предсказала страшные обстоятельства роковой болезни. Из внешне благополучного прошлого до нас дошли слова ее единственного несбывшегося пророчества: "Жить вообще страшно... есть тихая такая надежда, что Бог не оставит своей милостью; может быть, все это произойдет в одночасье, и ты не будешь висеть тяжким грузом на тех, кто останется рядом с тобой. А уйдешь, оттолкнувшись одной ногой от земли".
ТРАГЕДИЯ НАШИХ ДНЕЙ
19 июля 2001 года с диагнозом "обширный ишемический инсульт" народную артистку РФ Наталью Гундареву в бессознательном состоянии доставили в институт имени Склифосовского (Москва). Позже ее перевели в НИИ имени Бурденко (специализированную клинику по нейрохирургии). Компьютерные исследования подтвердили страшный диагноз. Благодаря действиям врачей в конце июля Наталья Гундарева вышла из двухнедельной комы и "начала узнавать родных и близких". По словам врачей, "в течение последних дней к актрисе постепенно возвращается сознание, она реагирует на отдельные слова врачей". В первых числах августа врачи порекомендовали близким некоторое время не посещать больную. По словам лучших медиков России, "состояние крайне нестабильное, меняется в течение дня по несколько раз". Мы прочитали много сводок о состоянии здоровья Натальи Гундаревой. Но за дни общего горя и мучительных сопереживаний мы так и не смогли смириться с заменой слова "артистка" на "пациентку".
СЦЕНА ТРЕБУЕТ ЖЕРТВ
В сезоне 2000-2001 актриса театра им. Маяковского Наталья Гундарева отыграла роли в трех спектаклях: Глафиру Фирсовну в "Жертве века", Огневу в "Театральном романсе" и Леттис Дуффе из "Любовного напитка". Мало о чем говорят эти факты театральной истории людям, далеким от Садового кольца. Тем миллионам зрителям, что души не чаяли в круглолицей киноактрисе из "Осеннего марафона". Тем миллионам телезрителей прекрасной страны, которым импонировала смелость Натальи Георгиевны, бравшейся за роли со вторым дном - от юной Марфеньки из "Обрыва" (1973) до княгини Шадурской в отечественном сериале "Петербургские тайны" (1994-96).
А с каким русским размахом начиналась ее актерская карьера!
С детства она всегда выглядела намного старше своих лет. Например, в Театре юных москвичей школьница Наташа играла сугубо взрослые роли. Хрипловатый голос помогал в роли мамы из "Дикой собаки динго". А рослая, крупная Наташина фигура заставляла школьных учительниц поверить, что Смеральдину в сказке К. Гоцци "Король-олень" играет их столь же одинокая ровесница.
Актерская зрелость пришла в 1979 году через работу над ролью Катерины Измайловой в этапной постановке А. Гончарова "Леди Макбет Мценского уезда". Раскрыть русский национальный характер актрисе помогло... чувство полета. "Работа шла очень трудно, пока не явился образ полета. Я представила вдруг Катю с широко раскинутыми руками - так шла она на все: на горькое свое счастье, на убийство, на каторгу...", - позже вспоминала Н. Гундарева. Отныне великая актриса имела право считаться победительницей. Ее преданность театру как храму искусства, ее самоотречение во имя роли вошли в легенду, стали частью истории.
1980-е годы прошли перед пристальным оком кинокамеры. Лучшее десятилетие в ее творческой биографии начиналось с роли Нади Кругловой в фильме Ю. Егорова "Однажды двадцать лет спустя". Трудно поверить, но роль многодетной мамы сыграна актрисой, лишенной счастья материнства! Вот где надо признать, что мы - критики театра и кино - в неоплатном долгу перед сценаристом, режиссером, актрисой и зрителями. Какая роль! Двадцать лет спустя следует признать, что демографическая проблема остается на повестке дне. И не тощие блондиночки из похотливого Голливуда будут востребованы русским зрителем нового века, а роли, выкроенные по лекалу образа Нади Кругловой. Ровная Надина доброта, которой хватит на всех, сродни "тихой революции" в искусстве. А мы ее просмотрели... За одно десятилетие Наталья Георгиевна стала дважды (!) лауреатом Государственной премии СССР (1980 и 1984 гг.). Самый успешный этап творческой биографии для актрисы органично закончился ролью... императрицы Елизаветы Петровны ("Оно", 1989).
Девяностые прошли под знаком леди Гамильтон. Мы стали свидетелями редкого совпадения человеческого характера с ролью из пьесы Т. Реттигана "Виктория?..". Именно здесь Гончарову удалось убедить последних скептиков: как актриса Гундарева может сыграть все! Да, с 1971 года ее актерская судьба связана с именем этого крупного театрального режиссера. До 1995 года Гундарева оставалась любимой актрисой Андрея Александровича Гончарова. Не будет преувеличением сказать, что тенью режиссера она была с 1971 года (Василиса из "Марии") по 1995-й (Огнева из "Театрального романса"). Но театр не терпит постоянства. Стареющий Гончаров увлекся работой с молодежью... Гундарева без Гончарова? ХХ век закрылся ролью, сыгранной в постановке другого театрального демиурга (спектакль Т. Ахрамковой "Любовный напиток", 1998). Это следовало расценивать первым звоночком. Как и для всей страны, в жизни актрисы закончилась светлая полоса...
НЕПРЕРВАННЫЙ ПОЛЕТ
Тайна ее души состояла в том, что однажды Гундарева сделала выбор: театр важнее всего остального. Для женщины, отказывающейся от детей и от полноценных женских забот, это всегда вдвойне тяжелый выбор. Посвятившая творчеству всю без остатка жизнь, лауреат премии "Хрустальная Турандот" (1996) чувствовала приближение перемен в собственной судьбе. Всегда охотно говорившая о работе, она стала выводить интервью за обычные рамки. Вот одно из ее последних высказываний: "Есть другая часть жизни, которая мне была неведома. Я знала, что она существует, что она не то что была неведома, она мне не была нужна. Меня интересовал в жизни театр, сейчас меня в жизни интересует жизнь".
Не будем лукавить: коренную москвичку Наташу Гундареву мы всегда считали ленинградской актрисой. Из-за ее лучших киноролей, блестящих телевизионных премьер и благодаря неуемному интересу актрисы к представителям ленинградской режиссерской школы.
Мы уверены, русское мужество леди Гамильтон поможет одолеть беспощадную болезнь. Санкт-петербуржцы верят: когда-нибудь Наталья Георгиевна снова приедет в город на Неве.
(Анатолий Юркин) театральный критик
Газета "Новый Петербургъ", №32(499), 9 августа 2001 г.