Борис Кубрин

Танцующее палачество

"В каких отечествах
танцеует и поет палачество?"

РПЦ одобрила мюзикл про лжепророка. Об этом на мартовской пресс-конференции в пресс-центре ИТАР-ТАСС сообщил народный артист России Илья Олейников. Как буквально выразился заслуженный артист России Николай Дуксин, это произошло после двухдневного марафона, когда профессора теологии и представители Церкви обсуждали и изучали каждое слово в либретто. По мнению Николая Дуксина, выступившего автором либретто и исполнителем роли Слепого старика, благословение РПЦ получено потому, что конечный продукт содержит "дух христианской морали".

Музыкальные лжепророки пытаются влиять на российскую молодежь

Фото с сайта мюзикла Пророк pro-rok.ru В эксклюзивном интервью нашей газете всемирно известный польский режиссёр Януш Юзефович, (Metro, "Иствикские ведьмы", "Ca Ira", "Питер Пен" и др.) сказал, что взялся за проект из-за возможности показать чистую любовь молодых людей, выросших на городской свалке и окруженных атмосферой цинизма и чистогана. Выступивший в качестве хореографа и постановщика, выпускник Варшавской театральной школы признал факт влияния на его творчество эстетики Романа Поланского. Вместе с тем польский хореограф объяснил выбор городской свалки и тюрьмы в качестве места действия желанием "сказать правду про современный мир".

Отвечая на вопрос сотрудника Петербургского общества защиты русской культуры, Николай Дуксин рассказал о предыстории проекта. После гастролей в США Илья Олейников придумал мелодию "баховского масштаба". Потом были написаны слова и придуман сюжет, который якобы "держит зрителя до последней сцены". На пресс-конференции неоднократно подчеркивалось, что Илья Олейников написал всю музыку для проекта, уходящего корнями в 2003 год. В ранних набросках была "перегруженность" в музыке. Мы работали пять лет, облегчая первоначальный вариант, заметил Николай Дуксин. Но однажды Илья Олейников случайно посмотрел мюзикл Metro и сделал все возможное, чтобы увлечь "Пророком" Януша Юзефовича. По жанру это не мюзикл, а мюзик-шоу при "огромной зрелищности" и с большим текстовым пластом, настаивали участники пресс-конференции.

Журналисты не исключают того, что российская общественность выступит против этого мюзик-шоу, призывающего: "Жизнь коротка, дай испить мне сладкого греха". Получается, что вслед за солистками группы "Серебро" "Пророк" смачно описывает падение в бездну порока. "В поисках истины не надо ходить далеко", - уверяет лжепророк Ильи Олейникова. "И всё?" - восторженно переспрашивает женский хор. Кульминаци пошлости: "Не смешно быть уродом, жирным или горбатым, но смешно быть рогатым!" и т.п. Виктор Гюго отдыхает...

Через весь мюзикл проходят претензии его создателей на сатирическое обличение "золотой середины - равнодушия". Но результат оказывается недостижим из-за постмодернистской эклектики. Например, сценка "Чувства долой!" исполняется в легко узнаваемом стиле "Обыкновенного чуда" Марка Захарова ("А бабочки крылышками бряк-бряк..."). Ознакомившись с полученными материалами, профессиональные критики пришли к выводу, что освещение в "Пророке" представлено на уровне летнего кинотеатра в провинциальном городке южной республики времен СССР.

У посланцев прессы создалось ощущение, что мюзик-шоу пропагандирует пацифистское палачество, когда приговоренный к смерти чувствует себя комфортно, "судача с палачом" под подражание бравурным песням из эпохи СССР. Буквально: "Приговорённый не судачит с палачом о том, что сколько стоит жизнь, что в ней почём..." "Я не бог, не черт, не ангел с неба, я - пророк", - многократно повторяемая фраза завершается неприятным фальцетом бомжа. Николай Дуксин призывает признать "удачным" сценический ход, когда в начале светового шоу "ребята танцуют с мусорными пакетами". С его слов речь в сюжете идет "о секретаре райкома партии, который захватил городскую свалку и занимается мусорным рэкетом".

В этом контексте журналисты удивились позиции РПЦ, благословившей произведение массового искусства, в котором "землю оживит спящий ручей", "колокол оплавленный надрывно гудит" и "над черепами химеры кружат". В либретто много говорится про могилы. А в одной из драматически насыщенных сцен над землей "распятие летит сквозь огонь". Напомним, что в Минске спектакль был показан во Дворце спорта, где была аудитория в возрасте от 16 и до 80 лет. "Мы беспокоились за молодую аудиторию", - признался Николай Дуксин: "Когда в мюзик-шоу дети с мусорных улиц объясняются в первой любви в квартале "красных фонарей" на фоне беспрерывно двигающихся проституток".

Про лжерпророка спели непрофессиональные певцы

В мюзикле про лжерпророка все музыкальные номера исполнены непрофессиональными певцами. Николай Дуксин уточнил, что в самом начале международного (Россия, Польша и Беларусь) проекта "Пророк" для постановки голоса и "объяснения музыкальных основ" с певцами из Беларуси пришлось поработать четыре месяца. С подобными заявлениями на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС выступил польский режиссер Януш Юзефович: "Были технические проблемы до последнего дня. Полгода мы искали общий язык с исполнителями. В проекте "Пророк" я соединил язык драматического театра и кинематографа. Получился чуть-чуть другой театр. Не такой театральный язык, к какому привыкли" зрители американских и европейских мюзиклов.

Илья Олейников исполняет заглавную роль, для чего ему пришлось одеться в лохмотья и петь про любовь, когда ухаживания за женщинами оказываются бесполезными потому, что "ходишь за ними и не спишь". В другом месте ложный пророк уверяет молодежную аудиторию в том, что "ничего не надо усложнять, всё просто". Как буквально выразился Илья Олейников, в истории про лжепророка "я играю омерзительного типа, наполовину Мефистофеля, отъявленного циника".

Световое шоу заставляет выходить на сцену 50 молодых певцов, акробатов, гимнастов и танцовщиков. Автор либретто заставил молодых исполнителей беспокоиться по поводу судьбы "ангела поверженного" и торжествовать над "гибнущим миром". О переживаемых чувствах солисты делятся тропами вроде "словно ведьма в огне" и т.п. На сцене молодые люди поют хором "несите прошлое нам" потому, что в этом "мире нет начала и пути".

Через всё мюзик-шоу проходит агрессивный лейтмотив "последнего крика". Мюзикл "Пророк" содержит колыбельную песню про "звезды, хранящие покой", исполненную танцовщицей с безобразной куклой на руках. По мнению одного из музыкальных критиков, присутствовавшего на презентации проекта, реплика одного из персонажей "Пророк" про "всё ближе фанфар смертельных звук" переходит в музыкальный номер, напоминающий ранее творчество американской рок-группы Kiss, созданной в 1973 году. Вопреки первым отзывам Николай Дуксин уверен в том, что из дидактичного сюжета известный польский хореограф Януш Юзефович сделал историю, которая "задевает струны" внутри зрительского сердца.

В общении со мной Юзефович назвал Илью Олейникова "человеком эпохи Возрождения". Автор музыки "Пророка" целый год искал продюсера. Но, в конце концов, был вынужден сам внести начальный взнос, а затем взять в свои руки финансирование проекта. Для чего Илья Олейников "занимал деньги и продавал квартиры". Как буквально выразился Илья Олейников, "лично мне проект "Пророк" обошелся в два миллиона долларов".

Апокалипсический конферанс

Фото с сайта мюзикла Пророк pro-rok.ru.
К проекту привлекли Наталию Чистякову 
из Минска (Беларусь), разодетую и разукращенную как проститутку Отвечая на мой вопрос, Николай Дуксин говорил, что мюзик-шоу "Пророк" - это "номерная структура", сопровождаемая "диалогами двух конферансье". Поэтому представление поющего палачества примитивно разделили на концертные номера. Действительно, проект не подпадает, ни под законы мюзикла, ни под требования драматического театра. По его словам, в конце марта 2008 года российский зритель на премьере не будет цепляться за "обозначенные категории". Показательно, что создатели компьютерных спецэффектов для фильма "Властелин Колец" были привлечены к оформлению сцены Апокалипсиса, которая представляет собой видение больного человека, пережившего душевную травму.

В завершении интервью Николай Дуксин не смог ответить на вопрос: так на чьей стороне нравственная правда - в позиции умирающего Слепого Старика или в амбициозном поведении мусорного лжепророка? Зато он поделился впечатлениями о первых показах. С его слов, мюзик-шоу показывали четыре дня во Дворце спорта и "зрители Минска были в шоке". Многие взрослые люди ожидали увидеть известного телеведущего из юмористической передачи "Городок". А молодой слушатель "начинал реагировать в конце спектакля".

Еще до премьеры в России на "Пророк" было размещено 74 публикации. Из них только два разгромных газетных отзыва. Выжидательная позиция наших собеседников основана на том, что "мы наивно доверяем зрителю, который сам во всем разберется". Напомним, что премьера мюзикла "Пророк" состоится в Петербурге 27-30 марта в помещения Дворца культуры имени Ленсовета. Затем новое произведение музыкального искусства повезут в Москву (5 апреля). "Пророка" не доставят в провинцию в связи с тем, что сценическое и музыкальное оборудование весит более 12 тонн, требуя четырех фур. Предполагается, что за несколько лет проект окупится за счет многократного перемещения между сценическими площадками Москвы и Петербурга.



Hosted by uCoz