Анатолий Юркин

0808.jpg

«Виктор Новиков:
Театр уходит от практики выживания» (2007)

- Пятнадцать лет Вы занимаете должность художественного руководителя Санкт-Петербургского академического драматического театра имени В. Ф. Комиссаржевской. Изменилась ли стратегия управления большим коллективом?

- В этом театра я работаю 38 лет. В последние два десятилетия было важно сохранить уникальную атмосферу театрального дома. Часть наших усилия была затрачена на обеспечение работоспособности вопреки обстоятельствам. Очень важно, чтобы ветераны сцены и новички ощущали театр своим домом. Поэтому в коллективе поддержка домашнего климата останется одним из приоритетов.

- Зимой 1991 года мы с Вами обсуждали театральную архитектуру, связь между формой и содержанием. Ныне тема не актуальна?

- Актуальна как никогда. Во времена СССР в театральной архитектуре господствовали огромные формы, строились великие здания. Но возникает вопрос, а всегда ли сегодня на этих просторных сценах идут великие постановки? При посещении провинции возникает ощущение, что большая сцена существует сама по себе, а коллектив просто прозябает где-то сбоку. В большинстве случаев сцена не востребована. Драматурги и режиссеры переориентировались на малые формы. На мой взгляд, будущее за театральными залами от 60 мест, для спектакля нужны 150-200 зрителей. Миновали те времена, когда на постановку заманивали танком или лошадью на сцене. К сегодняшнему зрителю нужно приблизиться.

- Сильно ли театр в современной России зависит от нетеатральной жизни? Что положительного получил театр от общественных и государственных реформ последнего времени?

- Я способен критиковать большую власть. Я могу себе позволить критику власти. Делаю это не часто, но не имею повода считать, что мои слова будут иметь последствия для театра. Свободы высказываний – это одно из несомненных преимуществ, полученных обществом за последние годы.

- Российский и ленинградский театр конца прошлого века был в большей степени инакомыслящим, нежели сегодня.

- Сегодня кому-то нравится то, что мы делаем. А кому-то – нет. Традиция помогает определиться с тем, что мы должны ставить, о чем обязаны говорить со зрителем. Но нельзя не учитывать нравственную обстановку в обществе. У каждого человека и у каждой социальной группы есть свои представления о правде, вере и других человеческих чувствах. Мне духовным ориентиром слышатся слова из пьесы А. К. Толстого: "Я правды от неправды не отличу!"

- Тогда почему в театре не возобладало инакомыслие?

- Что под этим понимать и как на всё это посмотреть. У нас в репертуаре есть спектакль про человека, которого выселяют из квартиры. Вокруг узнаваемого события на сцене разворачиваются события, на которые зритель реагирует вполне адекватно. Сегодня у нас адекватный зритель. Мы дорожим зрителем, имеющим представление о традициях Веры Федоровны (Комиссаржевской – А.Ю.) и наших исторических предшественников. Но не всегда современность переводится на сценический язык.

- По какому рубежу проходит борьба за репертуарный театр?

- Сегодня Россия и Петербург остро нуждаются в федеральных законах, способных наладить элементарные механизмы выживания. В отличие от коммерчески преуспевающих антреприз репертуарный театр требуют от законодателей помощи. Театр замер в ожидании Закона о спонсорстве и меценатстве и Закона о труде. От великой театральной эпохи нам остался репертуарный театр. Властям не следует забывать того, что спонсорство и меценатство стояли у истоков репертуарного театра. Сперва купец Алексеев вложил все средства в создании МХАТа, который, режиссеру Станиславскому, конечно, удалось превратить во всемирно известное Чудо света. Затем при советской власти в репертуарном театре увидели механизм пропаганды и поэтому безотказно финансировали. На протяжении последних лет хозяйственные и финансовые механизмы кардинально изменились. Репертуарный театр испытывает безденежье, существует в условиях недофинансирования. В стране есть люди, готовые предоставить серьезные средства для развития театра. Но у нас установилась совершенно драконовская система налогообложения. Перечисление денег не доставляет радости спонсору и меценату, не радует бухгалтерию театра. Обе стороны платят государству за спонсорский вклад! Это должно измениться с момента принятия Закона о спонсорстве и меценатстве.

- У теоретиков существуют крайне пессимистические сценарии для будущего репертуарного театра.

- Репертуарный театр останется при любых общественных катаклизмах. Другое дело, что экономика сужает перспективы выживания. Сегодня в городе функционируют около 100 театров, которые в той или иной мере поддерживаются властями различного уровня. Но только 20 театров финансируются государством. Согласно моему субъективному взгляду, бюджет города "потянет" не более 20 театров. Приятно это слышать или нет, но городу придется определиться с приоритетами в театрально политике.

- Репертуарный театр не конкурентоспособен?

- Без новых федеральных законов, без изменения отношения к спонсорству и меценатству, скорее – да, чем нет. Антреприза по-прежнему будет развиваться по цеховым законам. Зрители не перестанут ходить в модные театры на известных киноактеров. Россия нуждается в разных театрах. Отчетливо наблюдается тенденция к малой сцене. Большие формы останутся в ностальгических воспоминаниях об СССР. Не коньюктурщина в репертуаре помогает театру выжить, но зрительская любовь. Театр выживает за счет зрителя.

- Ждать ли нам появления "гламурного театра"?

- Пусть появится такой театр, под который найдется зритель. Сомневаюсь, что в Петербурге на ежедневные постановки "гламурного театра" в течение года будут приходить по 200-300 зрителей. Но критиками регулярно фиксируются попытки формирования "модного" театра. Здесь возможны разные сценические воплощения. Определенно, театр романа Виктюка - "модный", но есть для него в Петербурге массовый зритель?

- Что Вы ответите тем, кто выступит с обвинения в адрес современного театра?

- Кто, например?

- Я…

- С какими конкретно обвинениями?

- Мол, не воспитали нового зрителя. Не использовали всех социальных возможностей.

- Сомневаюсь, что в условиях ТВ и DVD возможно воспитать нового зрителя. Проблема еще и в другом. Я считаю, что с началом перестройки нами, творческой интеллигенцией, была востребована очень специфическая свобода. Говорить приходиться о той свободе, которая потребна творческой интеллигенции. И большая часть её получила, чего жаждала. Это свобода делать то, что хочется. Но мы не предполагали, что свобода передвижения через границы, свобода слова будет деформирована экономической зависимостью. Формально ты можешь писать, что хочешь и ставить спектакли на любую тему, но будет ли у тебя читатель и зритель, "голосующий" рублем? Сегодня можно поставить любую пьесу из мирового репертуара и современности, но найдется ли для нее зритель, способный регулярно заполнять зал в 300-400 мест сроком более года?

- Есть мнение, что современный театр не выработал новой эстетики.

- Наряду с подобными ошибочными мнениями в российском театре много сделали такие личности как Анатолий Васильев, лишенный своего театра. Невооруженным глазом видно то, как другими режиссерами разворовываются, растаскиваются идеи и образы А. Васильева. Вместе с тем старый спектакль гениального Льва Додина "Братья и сестры" я продолжаю считать лучшим произведением мирового театра. Трудно состязаться, когда изначально планка установлена на столь высоком уровне.

- Вы знаете о том, что молодые драматурги недовольны академическим театром?

- В новой драматургии злоупотребляют русским матом. В быту я способен оценить сложно выстроенный русский мат, новаторские комбинации из знакомых слов. Но я остаюсь принципиальным противником прихода вульгаризмов и маргинального арго на русскую сцену. Вульгаризмы диктуют темы и образы потому, что сегодняшняя драматургия не готова художественно осмыслить происходящие в нашем обществе преобразования.

- У Вас есть свой стиль работы с молодежью?

- Молодым актерам я всегда советую уравновешивать зарабатывание денег в телесериалах и в рекламе с жизнью в театральном доме, в театральной семье. Что касается молодого зрителя, то я в него верю. Я знаю молодых людей, уверенно пользующихся компьютером, нацеленных на большие заработки, но интересующихся театром. Достоин уважения молодой человек, приглашающий даму сердца в академический театр и готовый потратить на два билета около 500 рублей.

- Вроде бы провалился эксперимент со средним классом …

- Я мало вникаю в бухгалтерию, но, присмотримся к ценовой политике театра имени В. Ф. Комиссаржевской. Легко увидеть, что при стоимости билета от 60 рублей, - но в основном где-то в пределах 200-250 рублей, - мы по-прежнему поддерживаем связи со студенчеством и широкими слоями интеллигенции. Ни кино, ни Интернет, ни бурно растущая ресторанная культура не стали угрозой для драматического театра. Неудача со средним классом, может быть, в какой степени и отразилась на кассовых сборах, но никак не на репертуаре. Не думаю, что "погоду делают" представители среднего класса. Сегодня у нас репертуар сформирован из 16 пьес. Из них не менее пяти постановок постоянно имеют очень заметную зрительскую активность.

- Как можно в афористичной фразе охарактеризовать положение дел в современном отечественном театре?

- Мы прожили трудные годы. Нас заставили пройти сложный путь. Сегодня медленно, но неумолимо русский театр движется от выживания – до жизни. У отечественного театра есть шанс уйти от практики выживания.

- За глаза некоторых театральных деятелей иногда называют архитекторами "гламурного Петербурга". У этого есть основания?

- Конечно, нет. Например, я прихожу в родной театр, плотно закрываю за собой тяжелую входную дверь. И с этого момента мир снаружи для меня не существует.

Вопросы задавал театровед Анатолий Юркин.

Контрольные вопросы

C какими обвинения в адрес современного театра России выступает движение людей-операторов?

Литература

"Блокадный театр поддерживает "Блокадный Калининград". Газета "Комсомольская правда-СПб", 11 сентября 2002 года.

Анатолий Юркин. "Снег и лёд под рыцарскими доспехами". Газета "Уик-энд", 22 октября 1994.

Анатолий Юркин. "О розовом цвете не спорят (о спектале "Лакейские игры")". Настенная газета "Театроведение без границ", Ленинград, 1989, машинописная копия.

Анатолий Юркин. "Почему Европа не отдает Кенигсберг?" Газета "Пророчества и сенсации", 5 сентября 2002 года.

Анатолий Юркин. "Спецпроект "Юрий Рыдник". Газета "Пророчества и сенсации", 19 сентября 2002 года.

«Блокадный театр поддерживает «Блокадный Калининград» (2002)

  Мы встретились с бессменным художественным руководителем Театра имени Веры Коммисаржевской Виктором Абрамовичем Новиковым. Густой сентябрьский смог не проникал в его уютный кабинете на улице Итальянской, дом 19. Информационным поводом для встречи стала акция Санкт-петербургского общественного движения "Блокадный Калининград”.

  - Виктор Абрамович! 5 сентября 2002 года с 14.30 у станции метро "Гостиный двор" дан старт акции Санкт-петербургского общественного движения "Блокадный Калининград”. В течение четырех дней более чем на 50 станциях городского метрополитена и в других публичных местах будут функционировать пикеты. Цель акции состоит в сборе под-писей. Пикетчики собирают подписи в поддержку калининградцев. Мы с Вами только что побы-вали у одного из пикетов. Что вы можете сказать о Калининградской проблеме?

  - Знаю, что многие пожилые жители Северо-западного региона продолжают называть город Кенигсбергом. Но думается, что вопрос о принадлежности Калининграда России находится вне обсуждения. С момента распада СССР мы и так потеряли слишком многое.

  После смерти Собчака к этой вольного города вроде бы никто не возвра-щался. Но почему бы нам не увидеть в Калининграде вольный город в европейских традициях? Каким я вижу русский Калининград, интегрированный в Европу? Повсеместно ведется строитель-ство, чистые газоны, зеленая трава и дети на аккуратных набережных. Вот каким должен быть пор-товый город, представляющий страну на морских коммуникациях. Вот в каком направлении должен развиваться российский город Калининград.

  - На взгляд пикетчиков, жители Калининграда и области имеют законное право на безвизовое передвижению россиян по России, из России в Россию и т.д. Вы с ними согласны?

  - Сама судьба определила принадлежность Калининграда к пространству русской культуры и цивилизации. Обратите внимание, наш западный сосед был и остается много-национальным городом. Там мирно проживают прибалты, поляки, немцы, русские, евреи и пред-ставители других народностей. Этих людей, привязанных к Калининграду, нельзя обесточить. Ведь при обострении ситуации встанет вопрос о сложностях с доставкой питания и медикаментов в этот российский анклав. Нельзя ущемлять законные права калининградцев на свободу передвиже-ния! В любое время любой житель Калининграда должен иметь возможность связаться с Большой землей, посетить ее в деловой поездке или с визитом к родственникам.

  - В нашем городе учится не так много студентов из Калининграда. Но петербургская молодежь первой поднялась на защиту соотечественников, которые в ско-ром будущем будут отрезаны от Большой земли территориальной полосой из стран Евросою-за. Почему молодежь?

  - Как представитель Союза театральных деятелей РФ в Северо-Западном федеральном округе, скажу, что в городе Советске с 1956 года работает прекрасный Калининград-ский Областной Театр "Молодежный". Ныне у него есть красивое коммерческое название – "ТИЛЬЗИТ-ТЕАТР". И что, транспортные проблемы будут мешать нашему обмену культурными ценностями? Это не укладывается в голове у всякого россиянина, наделенного здравым смыслом. Мы, представители интеллигенции Северо-западного региона, поддерживаем акцию Санкт-петербургского общественного движения "Блокадный Калининград”. Кому как не нам, живущим в городе, пережившим ужасы блокады, должна быть присуща активная гражданская позиция именно по этому вопросу? Уверен, что подписей будет собрано много. А европейцы такие люди, что долж-ны считаться с мнением общественности. Пускай, мы – общественность без членства в Евросоюзе. Хочу заверить калининградцев, у наших городов крепкие творческие связи. И введение виз не должно прервать культурного обмена.

  - Вы не любите давать прогнозы. Может быть, сделаете исклю-чение? Европа и Россия заходят в тупик в вопросе о судьбе Калининграда. Что дальше?

  - Я оптимист по натуре, но готов и к самому нежелательному повороту со-бытий. Разрыв Калининграда с Россией приведет к НЕОБРАТИМЫМ ПОСЛЕДСТВИЯМ. Сегодня их еще можно избежать. Поэтому интеллигенция нашего города поддерживает столь уместную и своевременную акцию ранее мне неизвестного Санкт-петербургского общественного движения "Блокадный Калининград”. Как бы не развивались события, Калининград в европейской "блокаде" всегда может рассчитывать на поддержку нашего театра, основанного в годы блокады.

© Вопросы задавал Анатолий Юркин

Литература

Источник: "Блокадный театр поддерживает "Блокадный Калининград". Газета "Комсомольская правда-СПб", 11 сентября 2002 года.

Анатолий Юркин. "Снег и лёд под рыцарскими доспехами". Газета "Уик-энд", 22 октября 1994. Анатолий Юркин. "О розовом цвете не спорят (о спектале "Лакейские игры")". Настенная газета "Театроведение без границ", Ленинград, 1989, машинописная копия.

Анатолий Юркин. "Почему Европа не отдает Кенигсберг?" Газета "Пророчества и сенсации", 5 сентября 2002 года.

Анатолий Юркин. "Спецпроект "Юрий Рыдник". Газета "Пророчества и сенсации", 19 сентября 2002 года.

Дневник зимы 1992 года

Зимой 1992 года я проходил производственную практику в театре имени В. Ф. Комиссаржевской. Студент-практикант обязан вести дневник. Всякий дневник состит из двух разделов. Поступки и слова - это хроника практики. Оценки и мысли - это субъективная трактовка услышанного и увиденного. Оценку ставят на основании отзыва с места и после знакомства проверяющего с содержанием дневника. Я вёл дневник от руки. хотя у меня была пишущая машинка. Содержание моего дневника была зачитано вслух в аудитории. В итоге я получил высший балл.

Вступление

  1. Я не потомок Ольги Сергеевны Бокшанской. У меня другие родители и предки. Но именно они, их жизненные установки сформировали мои цели. У меня другие цели. наряду с жизненной стратегией среди моих тактических установок, связанных с театром и театральной жизнью, следует признать важнейшей следующую (установку): дневник практики ведется для себя. Важно понять те перемены, что со мной произойдут в связи с приходом, - пусть и кратковременным, - в театр. После ряда неудач, постигших меня в институте, судьба (точнее, социальный и академический институт практики) предоставляет шанс для реванша. От вздохов и сигаретного дыма, среди которых на лестничных площадках ЛГИТМиКа можно услышать: Ах, Арто! студенческая жизнь заставляет меня двигаться к облаку пыли рядом с гардеробом театра имени В. Ф. Комиссаржевской. Для студента, обязуемого пройти практику, выбор театра - это первый подступ к удаче. Или гарантия неминуемого краха. выбор не того театра предопределяет массу неудовольствий и плохую оценку в зачетной книжке. После всех институтских неудач я не имел права ошибиться в выборе театра (для прохождения практики). Комиссаржевка - это не театр, как думают зрители и администрация города, нет, это мой любимый спектакль! Комиссаржевка - это симпатичный лично мне репертуар (выбор пьес для постановки). Это симпатичные мне актеры (от Паниной, Симоновой, Ландграфа и до Краско с Матвеевым). Это 92% заполняемость зала. Это Виктор Абрамович Новиков.

  2. Я не потомок Павла Александровича Маркова. Моя сверхзадача - стать автором театра. Мое сквозное действие - ювелирная огранка драматургических способностей. Практика должна принести мне удача, изменить мою жизнь к лучшему, стать удачей в моей жизни.

    Страница №2

    День первый

    Поступки и слова. Я пришёл в театр в 10.45. В пустом фойе сидел в черном кресле с низкой спинкой. Сидя в кресле, смотрелся в три зеркала одновременно, разглядывал белые чехлы на скамейках. Приходили люди и здоровались (с дежурной в загородке). В 10.55 подошёл к кассе зритель. И только после появления первого зрителя, пришла кассир. Открылось окошко кассы. Терпеливый зритель купил билет. театр как механизм заработал с приходом Виктора Абрамовича Новикова, сказавшего мне Здравствуй! Мы пожали друг другу руки. Приятно, что иногда какой-либо механизм включается после того, как здороваются не с кем-либо, а с тобой. Протянутую мне руку я пожал, но от волнения не поздоровался! Вдвоем мы прошли в кабинет. Я снял верхнюю одежду, переобулся в сменную обувь. Мы сели друг напротив друга. Что дальше?

  3. Оценки и мысли: Я иду следом за Новиковым, забравшим у дежурной почту и думаю, что два письма из Барселоны и одно письмо из Японии - это не хило (для постсоветского театра спустя два месяца после распада СССР).

  4. Оценки и мысли: Переобуваюсь и задумываюсь о роли Рубена Агамирзяна в истории Комиссаржевки и о том, какие были отношения между Агамирзяном и Новиковым.

    Страница №3

  5. Первое утро начинается с того, что Виктор Абрамович даёт мне почитать пьесу Барри Стейвица Дом с привидениями. Он просит меня высказаться относительно пьесы. После чего Виктор Абрамович вставляет лист в пишущую машинку, что стоит на столе вреди груды мятых бумаг. Не успевает Виктор Абрамович отпечатать половину страницы. как я прочитал пьесу. Не успевает Виктор Абрамович допечатать ответное письмо, я высказался по пьесе. Виктор Абрамович внимательно смотрите на меня и закуривает первую сигарету. ему не остается ничего, кроме как загрузить меня чтением пьесы Леонида Рахманова Чёт-нечет. Я читаю пьесу. Я открываю рот, чтобы похвалить образ персонажа по фамилии Песков, как вдруг (точнее было бы сказать, как вдрыг)...

    Оценки и мысли. Дело в том, что в кабинете Виктора Абрамовича Новикова я насчитал 19 изображений Рубена Агамирзяна. Это 18 черно-белых фотографий и фотография бюста (памятника).

    Действие первое.

    Место действия - кабинет литературной части.

    Входит режиссер Геннадий Тростянецкий. Невнятно с кем шепотом здоровается.

  6. Тростянецкий (громко и отчётливо). Где найти этот пакет?

  7. Новиков (без заминки и без уточнений). Посмотри у директора.

    Геннадий Тростянецкий уходит, чтобы вернуться с какими-то бумагами. Все трое мы рассматриваем эти бумаги.

  8. Тростянецкий (капризно). Это форма контракта. А мне нужен устав театра.

  9. Новиков (думая о чем-то своём). Найдем!

    Виктор Новиков уходит. Возвращается с бумагами.

    Страница №4

  10. Тростянецкий (словно говорит с малыми детьми). Мне это нужно надолго.

  11. Новиков (категорично, но отстраненно). Не дам. Это не моё (в смысле, не мой экземпляр).

    Тростянецкий порывисто садится за телефон. Тростянецкий делает большое количество никчемных звонков. По ходу дела выясняются подробности: ксерокс слоамлася, кабинет дерктора закрыт и т.д.

    Новиков печатает вторую страницу ответа на одно из зарубежных писем.

    Я просматриваю характеристику на Ландграфа. (на одном из фото) На заднике сцены крупным планом: грим Ландграфа в спектакле Насмешливое моё счастье. Это чеховское пенсе и парик с узнаваемой чеховской чёлкой.

  12. Новиков (Тростянецкому). Не занимайся ерундой. давай я позвоню в СТД Белобородову и сделают(-таки) тебе этот ксерокс.

    Тростянецкий гордо вскидывает волосы, уложенные в нечеховскую прическу. Всем свои нечеховским видом он даёт понять, что не хочет одалживаться и поэтому снова вертит телефонный диск (снова не спросив разрешения у хозяина кабинета).

    Новиков выдыхает клубы табачного дыма - он дошел до середины второй страницы.

    В личном деле актера Ландграфа я натыкаюсь на листок со стихотворение Всенощный блюз. Стихотворение и набор нот посвящены Виктору Абрамовичу Новикову. автор стихотворения и музыки - Ландграф.

  13. Новиков (Тростянецкому). Сколько тебе страниц?

  14. Тростянецкий (рассматривая что-то лежащее вне пределов нашей видимости). Четыре.

    Новиков шумно выдыхает, отрывается от своего занятия и смотрит на Тростянецкого.

  15. Новиков. Отдам машинистке. Делов-то. (В мою сторону) А мы в это время пойдем пить кофе.

    Все втроём встаем, как вдруг...

    Страница №5

    (Без стука) входит А. Белинский. Тростянецкий молча приподнимается на согнутых ногах, не поворачивает головы и снова садится. Новиков рад нежданному гостю, ласково встречая его словами Дядя Саша! Новиков помогает Белинскому сняять верхнюю одежду.

    Тростянецкий встает повторно и называет свою фамилию (вероятно, это ответная реакция на домашний тон Новикова).

  16. Белинский (едва освободившись от верхней одежды, без подготовки). А как хорош Фурман! В спектакле Скупой есть один в высшей степени прекрасный эпизод...

    Белинский прерывает сам себя.

    Он увидел у меня под подбородком галстук-бабочку.

    Какое-то время Белинский стоит молча, косится на галстук-бабочку, но вдруг выходит из кабинета.

    В кабинете появляется актер, к которому Новиков обращается по имени Рома.

    Накануне Рома отдал Новикову чьи-то стихотворные опыты.

    Сегодня Новиков вернул листочки со стихами, кратко оценивает стихи.

    После чего мы идем пить кофе.

    Оценки и мысли: Всё мое внимание было направлено на каждого из входящих в тесное помещение. Конечно. А на рабочем столе худрука Комиссаржевки лежит и мне подмигиает обалденно талантиливая пьеса Недялко Иорданова Убийство Гонзаго.

    Я догадался, что актер по имени Роман принес Новикову стихи своей дочери. Чуть позже моя догадка подтвердится.

    Действие второе.

    В буфете очередь, но нас пропускают к стойке раздачи. Мы берём три стакана кофе, три булочки. Затем Новиков заказывает котлеты для Тростянецкого (для гостя). Мы усаживаемся на диван у длинного стола.

  17. Тростянецкий (Новикову). Сколько я тебе должен?

  18. Новиков (Тростянецкому). Когда-нибудь я приду к тебе в театр.

    Страница №6

  19. Тростянецкий (Новикову). Так, что ты говоришь, будет со всеми с нами?

  20. Новиков (Тростянецкому). Когда всюду будет контрактная система, останешься ты с десятью артистами, если они тебя посчитают нужным оставить.

  21. Тростянецкий (в задумчивости). Это будет, как на Западе.

  22. Новиков. Я проехал (Северную) Америку (США) вдоль и поперёк. Дважды. Во всей (Северной) Америке есть один высокохудожественный театр. Он находится на углу 47-ой авеню и называется...

    Новиков рассказывает об Америке.

  23. Тростянецкий (прерывая Новикова посреди одного из самых интересных и личностных эпиходов повествования). Так ты думаешь, нам всем хана?

  24. Новиков. Почему провалился Стуруа в Греции?

    Новиков рассказывает о деталях шекспировской постановки Стуруа в Греции.

  25. Тростянецкий (на этот раз не столько прерывает Новикова, сколько продолжает крайне важную для обоих тему предыдущих разговоров). Так что ты гвооришь о Питере Штайне?

    Новиков рассказывает о новинках от Питера Штайна.

    Вдруг с чашкой кофе появляется артист В. Летенков. Не замечая взглядов Новикова и Тростянецкого, В. Летенков садится между ними.

  26. Летенков. А я вот сейчас позавтракал мясом за четыре рубля 97 копеек.

    После этих громко произнесенных слов. Летенков победно смотрит на Новикова, Тростянецкого и меня.

    Мы выходим из буфета.

    Страница №7

    Долго идём по скупо освещенным коридорам.

  27. Тростянецкий (Новикову). Я считаю ненормальным то, что мы порознь.

    Новиков отмолчался. Мы вернулись в кабинет.

  28. Тростянецкий (Новикову). Расскажи о системе Глобус.

  29. Новиков (среди прочего). ... Роман Виктюк прорвался в Глобус. (Тростянецкому) Знаешь, за счет чего? Понимаешь?

    Новиков толково объясняет. В качестве примера упоминает про постановку пьесы А. Толстого.

  30. Новиков (среди прочего). ... Западная модель театра - это театр для души (актера и администратора). По вечерам (они) работают официантами, а днем приходят в театр. Но не на работу, как мы с тобой, как было в СССР, а в клуб. Театр западного образца - это скорее клубное увлечение. Увлечение по интересам. Театр-клуб.

  31. Тростянецкий (прерывая). Я согласен.

  32. Новиков (вдруг, совсем о другом). А ведь у тебя есть шанс влететь в систему Глобус.

    Тростянецкий вздрагивает.

    (Без стука) входит А. Белинский, и сразу заводит разговор о спектакле Цезарь и Клеопатра. Белинский в лицах изображает актеров, занятых в спектакле Цезарь и Клеопатра. Очень смешно он изображает актера Матвеева.

  33. Белинский. Это невозможно забыть даже самому черствому зрителю. То, как Матвеев умеет дорожить самой короткой репликой. Никто не забудет того, как Матвеев произносит специально овтеденную для него фразу: Цезарь решает еврейский вопрос. Жутко смешно.

    Какое-то время Новиков и Белинский обсуждают сроки постановки.

    Белинский объявляет о том, что ему пора уходить. Вдвоем с Новиковым мы помогаем одеться дяде Саше. Новиков помогает с пальто. Я подаю Белинскому портфель.

    Пришла машинистка, принесла копии требуемых страниц. Но Тростянецкий оттягивает уход. Ему не хочется уходить из кабинета Новикова. Но приходится. Тростянецкий уходит.

    Оценки и мысли. Разговор про Глобус я ловлю обеими ушами, хотя смутно представляю, что это такое. Новиков рассказывает натсолько эмоционально, что, да, нельзя не признать способностей Виктюка, прорвавшегося в Глобус. Ох уж, этот Виктюк! Прорвало из прорвал!

    Страница №8

    Действие третье.

    Новиков звонит по местному телефону. После этого звонка в кабинет входит гладкий, беспрерывно улыбающийся человек.

  34. Новиков. А вот и Леонид Михайлович!

  35. Леонид Михайлович (Новикову). Какие проблемы?

  36. Новиков. Кто у Тростянецкого директором?

  37. Леонид Михайлович (Новикову). Сейчас я всё о нём расскажу.

    После столь щедрого обещания Леонид Михайлович поправляет складку на своих брюках. И, действительно, исчерпывающе рассказывает о Македонском.

  38. Новиков. А какие отношения у Тростянецкого с Македонским?

  39. Леонид Михайлович (растягивая каждый слог). Сейчас я всё расскажу об их отношениях.

    Леонид Михайлович прячет манжеты сорочки в рукав пиджака. После этого жеста она исчерпывающе рассказывает об отношениях об отношениях, установившихся между руководителями театрального коллективе на Литейном проспекте.

  40. Новиков. А как у них со зрителем?

    После этого вопроса Леонид Михайлович впервые смотрит на меня.

  41. Новиков. При нём можно говорить.

  42. Леонид Михайлович (втягивая воздух обеими ноздрями). Я всё сейчас я всё расскажу про зрителей на Литейном проспекте.

    Леонид Михайлович выполнил обещанное. Мой мозг отключается. Леонид Михайлович и Новиков успели обсудить жгучую для российского театра проблему детских спектаклей. Была и другая цеховая информация.

  43. Леонид Михайлович (о наболевшем). Касса говоришь? А вот возьму и потеряю русский перевод с болгарского пьесы Недялко Иорданова Убийство Гонзаго. (Новикову) И ругай меня на все языки.

    А в финале Леонид Михайлович выдал на гора настолько полный объем информации о пложении дел в БДТ, что у меня глаза полезли на лоб. Это была не просто весточка из чужого закулисья. Это был полный расклад.

    Леонид Михайлович ушёл.

    Новиков отправился на совещание по бенефису актрисы Короткевич. А мне поручил ждать звонка с радио. Позвонили с радио, попросили прийти за кассетой. Я сходил. Хотя формально время практики завершилось, и надо было бежать в институт на Моховой улице. В 14.00 другие студенты сдали зачет по оперному искусству. В 15.00 другие студенты слушали лекцию максимова по Арто. Если бы я ушел из театра, чтобы к 14.00 успеть на зачет по оперному искусству, то прослушал бы рассказо Глобусе. Если бы я ушел из театра позже, то не узнал бы, как Македонский менял квартиры из Ростова на Петербург и т.п.

    Оценки и мысли. Я и раньше догадывался, что платный батут перед зданием репертуарного театра и пустые места на вечернем спектакле взаимосвязаны. Эта связь между коммерческой деятельностью администрации и театральными заботами всегда будет проходить через зрительный зал. У кого-то - через пустые кресла. Да, песенка Гвоздкова спета, подумал я, как закостенелый Комиссаржевец, чей кабинет соседствует с кабинетом такого осведомленного человека. как Леонид Михайлович.

    Итак, я не сделал ошибки в выборе театра. Мой первый день производственной практики завершился тем, что театр победил. Театр одолел институт, в котором я отучился 4,5 года (почти пять лет).

    Страница №9

    День второй

    У известного прозаика Валерия Попова в театре комедии на Невском проспекте лежит текст комедии. Надо бы его выкрасть для Комиссаржевки. Об этом я думал в 01 час 32 минуты второго дня практики. Ведь накануне Виктор Абрамович Новиков попросил меня подумать о выборе комедии. Телевон Валерия Попова 279-50-39.

    Сегодня в театре выходной день. В малом фойе монтировали выставку. В центре поставили большой портрет Рубена Агамирзяна. Вдоль по стенам расставили фото из его спектаклей. Общая композиция удачно уравновешивалась цветным эскизом. Мне доверили вкладывать портрет Рубена Агамирзяна в рамку и подвешивать его на веревочках. Мы долго искали рабочего, которому поручили по-новому развесить фото артистов театра. Фото Эстрина сняли. До того, как мы с рабочим пришли в малое фойе, там репетировали трое артистов. Я подумал: такой большой театра, но не располагает малой сценой. Это же связано смассой трудностей. Надо обязательно делать малую сцену. Об этом вчера говорили Новиков и Тростянецкий. Мол, малая сцена для души актерской.

    Оценки и мысли. Портрет Рубена Агамирзяна сделал художник Белоусов. Мне не нравится. Рубен Агамирзян на портрете в кожаной куртке. Заметное брюшко под красным свитером - центр картины.

    Страница №10

    Виктор Абрамович дал мне на отзыв пьесу Вячеслава Шахматова Бумаги (комедия-анекдот в двух действиях). Виктор Абрамович полагал, что мне нужен будет целый день или больше. Любой студент воспользвался бы объявившейся возможностью улизнуть по своим делам. Пьесу я прочел за тот срок, пока шли последние приготовления к 40-а дням со смерти Рубена Агамирзяна и пока Виктор Абрамович съездил к себе домой. Прочитав пьесу Вячеслава Шахматова. я написал отзыв на трех страницах. Вернувшись в театр, Виктор Абрамович ознакомился с моим отзывом. Виктор Абрамович вернулся в театр в плохом натсроении. Он привез вырезки с заметкой критика Максима Максимова из молодежной газеты «Смена».

    Вечером случилась поразительная бытовая сцена. Мы сидим в буфете, пьем кофе. Напротив сидит артист М. Он смотрит на нас и говорит:

  44. Артист. А меня утвердили на роль в фильме режиссера В. Аристова.

    Виктор Абрамович внешне радуетсяделает несколько глотков кофе и спрашивает:

  45. Новиков. А как же с твоей ролью в нашем спектакле?

  46. Артист. Виктор Абрамович, умоляю, найдите мне замену! Заранее благодарен.

  47. Новиков. Есть вариант, который всех устроит. Ладно, идем тебе навстречу, утверждаем (такого-то) на твою роль. Но именно он и поедет вместо тебя на гастроли этой весной в Югославию.

    Артист М. в шоке.

    Мы подождали в спектакле того места, в котором актеры разыгрывают полоумногго Журдена. Мы вышли из зала, чтобы оказаться в гримерной у артистов. Виктор Абрамович поздравил Сергея Петухова с вводом на роль в выездном спектакле. Ободренный артист задал вопрос, к которому я не был готов.

  48. Сергей Петухов. Можно мне будет импровизировать?

  49. Новиков. Да.

    Этому ответу я удивился. Ну, какие могут быть импровизации в роли статуи? С другой стороны, я слышал, что Сергей Петухов - хороший артист. Я наблюдал за ним на репетиции спектакля «Встретимся через год».

    Спектакль завершился. Зрители покидают театр. В обратном направлении движутся самые удивительные люди.

    Оценки и мысли. Я продолжаю думать о потребности театра в комедии. Окольными путями в голову приходит мысль об инсценировке повести В. Бацалева «Кегельбан для безруких». А что? Лучшая комедия. Современные темы. Молодежный юмор.

    Страница №11

    Из всех подошедших внешностью выделялся драматург Борис Рацер. Было в нем что-то от врейских актеров, занятых на съемках экранизации повести Ивана Тургенева «Отцы и дети». Пьесы плохие, а драматург выделяется внешностью актреа-резонера.

    Пришла вдова Рубена Агамирзяна. Виктор Абрамович открыл кабинет Рубена Агамирзяна. Все пошли в малое фойе. Там стояли три ьргатр накрытых стола. С позданием подошли Праздников и Гительман. Гительман произнес речь, которая мне понраивлась.

  50. Гительман. Я, полажа руку на сердце, заявляю, что я не знаю в городе другого театра, в котором была бы столь нормальная атмосфера закулисья.

    Неожиданно красочно высказался артист Иван Краско. Он говорил о христианстве, о культуре, о своей роли «овода» в театре.

    Выждав момент, Виктор Абрамович заговорил о заметке из молодежной газеты «Смена». Автора публикации критика Максима Максимова Виктор Абрамович назвал «нерукоподаваемым». Первый тост Виктор Абрамович предложил за «соратницу Рубена Сергеевича», то есть, за вдову. Затем были прекрасные музыкальные номера. Было много смешного. Музыка и смех объясняются тем, что при жизни Рубен Агамирзян человеком с чувством юмора и режиссером, склонным к музыкальным постановкам.

    Hosted by uCoz