В дни празднования 150-летия со дня рождения Чокана Валиханова во многих мероприятиях, посвященных юбилею, большое значение уделено книге. В областной универсальной научной библиотеке, на стационарной выставке при областном историко-краеведческом музее, в передвижных выставках, маршруты которых охватывают все районы области, литературе о Чокане уделяется особое внимание.
Но закономерен вопрос, а что же читал сам Чокан? Мы знаем, что он любил и знал наизусть стихи Пушкина, Лермонтова, Майкова, Полонского, басни Крылова. Интересовался романами Гончарова, Руссо, Диккенса, Теккерея, не остался равнодушным к пьесам английских и французских классиков.
Изучает молодой Чокан социальные романы и философские трактаты, правдиво изображающие буржуазное общество. Обличительные статьи Белинского и Герцена, острый юмор Гоголя вызывают отклик в его душе, а идеи русских мыслителей Чернышевского, Добролюбова оказали заметное воздействие на философские воззрения.
В юности книги помогли определить свой жизненный путь будущему ученому. О двух из них хочется рассказать особо.
В 1768-74 годах русский естествоиспытатель П.С.Паллас возглавляет экспедицию Петербургской академии наук. Результаты ее изложены ученым в труде “Путешествие по разным провинциям Российского государства”. Он был не только прирожденным путешественником: ему удалось с интересом рассказывать даже о самых скучных, на первый взгляд предметах. Паллас открыл и впервые описал огромное количество новых видов птиц, млекопитающих, рыб и насекомых. “Путешествие...” стало одним из первых изданий, подсказавших Чокану его стезю.
Чокан во время своего посещения Петербурга ознакомился с “Флорой России” - капитальным трудом Палласа. До России еще только доходили слухи о “скандальном” английском ученом Дарвине, авторе теории эволюции, а Чокан благодаря Палласу знакомится с идеей исторического развития органического мира, с первым изображением последовательных связей животных организмов в виде родословного дерева.
Сын члена-корреспондента Петербургской академии наук Петра Рычкова, Николай, с 22-х лет принимает участие в различных экспедициях. В “Дневных записках путешествия капитана Рычкова в Киргиз-кайсацкие степи в 1771 году” им даны описания природы, обычаев местных жителей, состояния горного дела в исследованных районах.
О лучших минутах пребывания в Омском кадетском корпусе, связанных с этими книгами, Григорий Потанин вспоминал: “Для меня было большим счастьем, когда гачальство разрешило брать книги из фундаментальной библиотеки. Это в нашем развитии была эпоха, когда Чокан принес из недоступного книгохранилища “Путешествия Палласа” и “Дневные записки Рычкова”... Чтение указало нам наше призвание”.
После возвращения из Кашгарии Чокан плодотворно трудится в Военно-ученом комитете Генштаба и Азиатском департаменте, слушает лекции в университете на нескольких факультетах, обрабатывает свои рукописи.
На его рабочем столе труды английского историка, автора “Истории цивилизации в Англии”. Историю человеческого общества Бокль рассматривал с идеалистических позиций: как процесс, основанный на влиянии природных условий. В ряде социально-экономических вопросов Чокан перерос автора “Истории цивилизации”. В известной работе “Очерки Джунгарии”, оценивая общественное устройство азиатов как “патологический кризис развития”, Чокан имел смелость прямо указать, что это есть результат не влияния невыигрышных географических условий, а последствие невежества народа, “развращенного исламом и забитого до идиотизма религиозным и монархическим деспотизмом туземных владельцев, с одной стороны, и полицейской властью китайцев (т.е. китайских колонизаторов - А.Ю.) - с другой”.
По-видимому, в литературных кругах Петербурга Чокану предлагают ознакомиться с книгой “Герои и героическое в истории”. Автор ее создал своеобразную концепцию “культа героев”, выдвинул в качестве образцов поведения деятелей революции 1791-93 годов. Влияние английского философа и писателя Т.Карлейля скажется на некоторых поступках Чокана.
"Культ героев" разъярил буржуазных филистеров. К.Маркс и Ф.Энгельс писали об авторе “Героическое в истории”, что Томасу Карлейлю “принадлежит та заслуга, что он выступил в литературе против буржуазии в эпоху, когда ее взгляды, вкусы и идеи заполнили всю официальную... литературу”.
Из авторов, с творчеством которых Чокан познакомился в столице, можно вспомнить Фридриха Шлегеля, теоретика романтизма. Шлегель преклоняется перед свободой форм и светлостью содержания античной культуры. Конечно, Чокан - читатель не прошел мимо его романа “Люцинда”, в котором передовая интеллигенция России нашла протест против буржуазной морали, выраженной в эмоциональном протесте героев произведения.
О том, что читал Чокан в последние годы жизни, мы, к сожалению, знаем очень мало. Не сохранилось книг, служивших семье Валихановых, нет и походной библиотечки первого казахского ученого и путешественника.
Процессы формирования Валиханова - мыслителя и Валиханова - читателя неразделимы. Об этом свидетельствуют творческое наследие и факты биографии великого сына казахского народа.
The brief contents:
The Kazakh explorer of Asia XIX centuries Chokan Valihanov was connected to Russian civilization. Probably, Chokan Valihanov it is one of the largest secrets in the biography Fyodor Dostoevski.
В рубрике “К 150-летию со дня рождения Ч.Ч.Валиханова” в ежедневной газете Кокчетавской области “Степной маяк” (г. Кокчетав), N 204 (10785) от 22 октября 1985 года. Подписано “А.Юркин, старший научный сотрудник областного историко-краеведческого музея”.
1 В дни празднования 150-летия со дня рождения Чокана Валиханова во многих мероприятиях, посвященных юбилею, большое значение уделено книге.
|
|
---|
Пример цитирования: "В дни празднования 150-летия со дня рождения Чокана Валиханова во многих мероприятиях, посвященных юбилею, большое значение уделено книге". Лорибука, 333:1.