«Лабиринты материнства» (2006)

В ходе конференции "Современные технологии решения демографических проблем", на прошлой неделе состоявшейся в отеле "Астория", ведущие специалисты России и мира ответили на вопросы о будущем русской нации. Докладчики сменяли друг друга на трибуне, различались темы выступлений, но в зале царил тревожный настрой, предполагающий поворот государства к проблематике бесплодия. Специалисты настаивали на том, чтобы общественность была информирована о жизненной важности многоэтапного и системного лечения бесплодия. Прежде всего, надежды профессионалов связываются со стратегически важным государственным решением, предполагающим рост расходов на экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) в бюджетной сфере.

Подобные настроения полностью подтвердились, когда с отчетным докладом "Опыт повышения рождаемости с помощью ВРТ в Финляндии" выступил Ральф Ашорн. Представитель Финляндии обнародовал поразительные данные, согласно которым доля малышей, появившихся на свет с помощью методов вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ), в общей численности рождаемости детей составила 2,7%. То есть, из 100 новорожденных трое финнов рождаются "в пробирке"!

Другим важным достижением признается тот факт, что среди всех проведенных циклов 50% представляет селективный перенос с единственным эмбрионом. Легкое недоверие и недоумение среди непрофессиональных слушателей вызвала стоимость оплаченного лечения. Как выразился докладчик, при применении ВРТ в Финляндии "пациент оплачивает из своего кармана" около 150 долларов. В связи с дороговизной лекарств функционирует такая система компенсаций, благодаря которым для пациента общая сумма всех расходов на ВРТ "не должна превышать 750 долларов". А если имеет место превышение названной суммы, то обязана подключиться система социального страхования. В конечном счете, получается, что при стоимости одного цикла ЭКО в 1 тысячу долларов фактически пациентка оплачивает лишь 60% от суммы. И это при том, что в клиниках Финляндии не наблюдаются очереди на ВРТ и "отсутствует время ожидания".

В России путь к материнству оказывается тернист, запутан и попросту недоступен для большинства желающих. В качестве примера отечественные докладчики упоминали многострадальных жительниц Дальнего Востока. Смелые женщин направлялись в Москву для прохождения одного цикла (квоты) ЭКО стоимостью около 70-80 тысяч рублей и были вынуждены потратить только на билет до столицы Российской Федерации 45 "деревянных". То есть, оплата железнодорожных билетов, по словам докторов, "превышает стоимость нашей высокотехнологичной услуги, требующей самого современного медицинского оборудования и высокопрофессионального персонала". Увы, при наличии денежных средств на железнодорожные билеты и оплату цикла (квоты) ЭКО требуются столь же значительные суммы для проживания в Москве, по-прежнему имеющей статус "самого дорого города для иногородних соотечественников".

Конференция примечательна тем, что к проблемам репродуктивной медицине проявили внимание городские чиновники. С 28 сентября ведущие отечественные и зарубежные специалисты в области репродукции были единодушны в надежде относительно того, что Петербург может и должен стать городом, в котором на сближение репродуктивных технологий с бесплодными пациентами может и должно тратится больше бюджетных средств.

Сегодня в Петербурге живут более 31 тысяч детей в 9 тысячах многодетных семьях. Если верить официальным данным (делать этого не следует, но все остальные заявления нашими оппонентами будут названы "голословными"), то в нынешнем Петербурге на 445 тысяч женщин репродуктивного возраста якобы приходится всего одна (!) тысяча потенциальных пациенток с проблемами бесплодия. Последней цифре категорически нельзя доверять. Это статистика тех несчастных, кто набрался смелости прийти и зарегистрироваться в соответствующих структурах. Один из участников конференции, попросивший не называть его имени, подсказал, что, на самом деле, каждая десятая женщина нуждается в подобной помощи.

Специалисты поясняют, что большинство женщин не обращаются к врачам по причинам безденежья или в связи с моральным фактором. В этом контексте нельзя признать удовлетворительным тот факт, что в городской бюджет-2007 заложена оплата 100 циклов ЭКО. Получается, что с нынешними темпами фиктивная очередь должна "рассосаться" за 10 лет. Фактически в сегодняшнем Петербурге живут около 40-45 тысяч потенциальных пациенток с проблемами бесплодия. А к 2017 году их объем от общего числа горожанок репродуктивного возраста может возрасти до 20%. В том числе те здоровые девушки, кто из-за карьеры или по другим причинам не собирается сегодня рожать, а к 2017 году им будет за 30 лет. Видимо, поэтому в общении с немногими журналистами, заинтересовавшимися темой, участники конференции выражали надежду, как на скачкообразный рост бюджетного финансирования, так и на активные действия системы страхования.

По словам экспертов, диагностика и лечение эндокринного бесплодия остается "дорогостоящим мероприятием". Еще большие сложности связаны с отсутствием в России и Петербурге профессиональных кадров, способных работать в таких сферах, как криоконсервация гонад и половых клеток, пренатальная диагностика, преимплантационная генетическая диагностика и т.п. До сих пор не преодолены организационные и юридические проблемы суррогатного материнства и донорства гамет. Медицинская общественность предпринимает значительные усилия по преодолению препятствий на пути к потенциальному пациенту, но зачастую финансовый вопрос оказывается тупиком. Тем самым "местом для зла", на котором год за годом висит мрачная тень системы страхования, по непонятным причинам сохраняющей позу стороннего наблюдателя людских горестей.

В перерыве конференции на вопросы "НП" ответил генеральный директор клиники "Мама" (Москва) Сергей Залетов. По его словам, "бесплодие молодеет". В том смысле, что сегодня бесплодие кА проблема осознается в раннем возрасте. Результат может быть эффективнее, если бесплодные супруги осознают проблему как можно раньше. К понятию "бесплодная семья" Сергей Залетов категорически относит любой форму сексуальных контактов постоянных партнеров (в том числе, и в гражданском браке) при котором ребенок не рождается после 1 года. "Чем раньше люди, столкнувшиеся с бесплодием, придут к врачу, тем вероятнее успех", - настаивал москвич Сергей Залетов. Проблема представляется ему настолько важной, что "пришло время изменить общественные представления о бесплодном браке".

После основного доклада у корреспондента "НП" была возможность без оглядки на время пообщаться с президентом Российской Ассоциации Репродукции Человека (РАРЧ) профессором Владиславом Корсаком. Владислав Корсак подтвердил тот факт, частота бесплодия в России значительно превосходит 15% процентов. Теоретики и практики руководствуются оценкой Всемирной организации здравоохранения, согласно которой именно пороговый показатель в "15 процентов" обозначает частоту бесплодия, напрямую и резко негативно влияющую на демографическую ситуацию в стране. И это при том, что в России была защищена докторская диссертация, содержащая доказательства того, что для Западной Сибири характерна частота бесплодия 19%. Вместе с тем Владислав Корсак особо оговорил тот факт, что "для Петербурга подобные исследования не проводились и нет статистики по северо-западу". Но, как буквально выразился президент РАРЧ, "нет оснований полагать, что ситуация в Петербурге разительно отличается от Западной Сибири".

Ознакомившись с проблемой, вынесенной в заголовок недавней публикации "Чернобыльский возраст не может родить" 795 (смотрите №795 за 17 августа т.г.), Владислав Корсак сказал буквально следующее: "Наверное, что-то подобное должно иметь место в нашей экологически неблагополучной действительности, могло быть предсказуемо и определенно "чернобыльский фактор" не улучшает общей ситуации". Пропущенные через жернова современной истории несколько поколений (от 1986 года рождения и выше) оказалось физиологически бесплодным. Далее Владислав Корсак подробнее остановился на крайне низких показателях общей рождаемости. По его словам, в 1986 году в Ленинграде зарегистрированы 72 тысячи новорожденных, но вследствие пагубных общественных перемен к 1989 году показатель сократился до 36 тысяч родов. И продолжает снижаться. Кроме бюджетного финансирования женщин, готовых воспользоваться ВРТ, назревшим решением демографических проблем Владислав Корсак видит "политический подход". Это что за общество мы построили в границах Отечества, если материнство требует (и пока не получает!) бюджетного финансирования, а в вопросе о количественном росте населения доктора не ощущают поддержки, ни политиков, ни страховщиков?

Чтобы попасть в лабиринты материнства нужно совместными усилиями найти выход из тупиков бесплодия. Образно говоря, бесплодие – это самый быстрый и безотказный способ попасть в мартиролог цивилизаций, в список вымерших наций и по внутренним причинам распавшихся государств. В новый век Россия вошла, отягощенная десятками тысяч супружеских пар, не способных решить проблему бесплодия без помощи со стороны богатого и влиятельного покровителя. А что государство? Наш отечественный Левиафан (по Гоббсу) на сегодняшний день демонстрирует конфликт матери и плода. Смертоносное противоречие интересов, в котором "государство" – это плод, а материнский организм представлен населением, истощенным никчемными и опасными "реформами".

Финансовая удавка для женщин, желающих побороть бесплодие, может оказаться эффективным политическим инструментом. Ни в одном кошмарном сне французского просветителя Монтескье, усидчиво работавшего над главой "Связь домашнего управления с политическим" для книги "О духе законов" (1748), не могло присниться "медицинско-бюджетный ад" в дополнение к тому, что "рабство женщин вполне сообразно с духом деспотического управления" (Книга 16, глава 9).

Пожелание бесплодия всегда было самым мощным проклятием, насылаемым на враждебное племя или злых соседей. Факты свидетельствуют о том, что в нашем нефутурологическом настоящем популярным станет проклятие нового типа: "Чтобы у твоих детей не было денег на лечение бесплодия". Если завтра тучнеющее на "сырьевых" финансовых влияниях государство не поделиться жизненными соками с бездетными гражданами, то человечество найдет альтернативу русской цивилизации. Российское государство покроет себя несмываемым позором, если, вслед за митингами обманутых "дольщиков", на улицы выйдут десятки тысяч бесплодных женщин. Тех невидимых взору телезрителя мучениц эпохи, готовых на медицинские услуги вслух потребовать законную часть "нефтяного пирога" не для себя, но для продолжения русского рода, которому в историческом прошлом "не было переводу".

Источник: газета "Новый Петербургъ",
Дата: №802 (38) от 05 октября 2006 года (05.10.2006), стр. 5
Жанр: проблемная статья, репортаж
Сайт: http://polygamist.narod.ru/0700/0802.html
Автор: Борис Кубрин 594 596 598 611 618 673 795

Проблемами катастрофического спада рождаемости в Петербурге и СЗФО
с 2006г. намерены заняться
специалисты голландского Института принцессы Амалии.

12 января 2005 года "об этом корреспонденту РБК сообщил сопредседатель Голландско-русского центра в Санкт-Петербурге Ламберт П.Доренбос в рамках пресс-конференции "Опыт и перспективы Голландско-русского центра" в Санкт-Петербурге. Он уточнил, что в Королевстве Нидерланды в честь годовалой принцессы Амалии создан специальный институт, призванный заниматься проблемами рождаемости и семьи во всем мире. Л.Доренбос признал, что много лет интересуется демографической ситуацией в России и, в частности, в Петербурге. В общении с ним городские врачи заявляют, что ежегодно снижается потребность в квалифицированных акушерках, так как снижается общее число новорожденных. В рамках пресс-конференции Л.Доренбос высказал опасение, что рекомендации специалистов голландского Института принцессы Амалии могут оказаться невостребованными в России. По его словам, "после 2006г. Российская Федерация может попросту исчезнуть, если не будут приняты меры по борьбе с демографической "черной дырой". Л.Доренбос попытался объяснить присутствующим, что "нация должна быть здоровой". В частности, королевский род Нидерландов заинтересован в продолжении успешных экономических и общественных связей с Россией. Вместе с тем генеральный консул Королевства Нидерланды в Санкт-Петербурге Эдуард В.Фукс затруднился ответить на вопрос РБК о степени участия голландского капитала в экономике города. Э.Фукс признал тот факт, что ежегодно общественность Нидерландов предоставляет значительные финансовые средства, которые при посредничестве Голландско-русского центра, передаются общественным организациям Петербурга. Как выразился генконсул, помощь предоставляется тем структурам, которые активно участвуют в демократических процессах и в строительстве гражданского общества. Л.Доренбос и Э.Фукс признали 15-летнюю деятельность Голландско-русского центра удовлетворительной и пояснили, что в дальнейшем ориентация будут на "проекты в области этики, в том числе, этики бизнеса". Напомним, что будущая королева Нидерландов принцесса Амалия появилась на свет в декабре 2003г. в семье принцессы Максимы, жены крон-принца Виллема-Александра". (РБК)

Hosted by uCoz