«За последние два года в Кокшетау заметен рост изнасилований и сексуальных преступлений.
Преступные деяния, нарушающие половую неприкосновенность взрослого человека - это сложная тема,требующая отдельного и обстоятельного разговора.
Сегодня время вынуждает упомянуть лишь один аспект проблемы. Может быть, самый неприятный. За последние два года в городе правоохранительными органами отмечен рост случаев сексуальных надругательств именно над несовершеннолетними.
Местом происшествия при подобных сексуальном преступлении может быть любой закоулок и поводом может послужить любое стечение обстоятельств.
Случай с Татьяной Каверун (фамилии и детали изменены) это подтверждает.
Вместе с родителями пятнадцатилетняя Т.Каверун была приглашена на одну из осенних свабед. Как это свойственно подросткам, по прибытию в ведомственную столовую, Таня поспешила отделиться от родителей. Ее подсадили за соседний столик к безработному из Тверской области Владимиру Меняйлову. Вместе со своей женой этот двадцатидвухлетний мужчина был душой молодежной компании. На пару супруги Меняйловы рассказывали забавные анекдоты "про тещу и зятя" и отпускали комплименты внешним данным молодоженов. Конечно, не могла Таня не перейти на "ты" с такими раскрепощенными и обаятельными супругами.
Ближе к семи вечера Владимир предложил Татьяне выйти на свежий воздух.
Жена осталась в столовой.
Татьяна, подумав, что вечерний воздух может освежить шатающегося Меняйлова, проводила его до трансформаторной будки.
Далее свадебные пьяные радости завершаются и начинается изнасилование.
Описывать изнасилования малоприятно и скучно. Во-первых, всегда нужно
вести речь о побоях. Во-вторых, всегда типичны телесные повреждения и схема изнасилования. И в-третьих, недопустима для публикации в прессе большая часть понятий, связанных с поведением преступника и жертвы, местом происшествия и вещественными доказательствами.
И в данном случае, Владимир сильно бьет по лицу свою новую знакомую.
Татьяна теряет равновесие. Пьяный молодой мужчина подхватывает хрупкое тело и заносит его в будку. Там сбрасывает свою жертву на металлический порог электрического щита. Таня сопротивляется, царапается и кусается. С целью предотвратить сопротивление, Меняйлов сдавливает правой рукой девичье горло, а левой снимает с жертвы колготки и трусики. Цели своей Меняйлов достигает. Но на достигнутом не останавливается. Водка не помешала ему расширить спектр своих "удовольствий". Полностью контролируя ситуацию, Меняйлов насилует Т.Каверун в извращенной форме.
При попытках вырваться, Татьяна ударяется затылком об металлический уголок, прикрепленный к стене и теряет сознание.
Вид беспомощной и не сопротивляющейся жертвы действует на насильника возбуждающе.
Владимир Меняйлов связывает капроновыми колготками девичьи ноги и шею с намерением повторного насильственного полового сношения в извращенной форме.
Намерение его осуществляется.
Согласно показаниям В.Меняйлова, из трансформаторной будки он уходит первым.
В дежурную часть Кокшетауского ГОВД приходит с повинной в восемь тридцать вечера, т.е. раньше заявителей.
На ведомственном автобусе потерпевшую отвезли домой. Согласно показаниям родителей при следующих обстоятельствах: "Дочь была вся в грязи. Она часто теряла сознание. "В горбольнице во время беседы с врачом Татьяна также теряла сознание.
Эта деталь, как и в целом весь случай, может послужить самым убедительным возражением тем обывателям,которые, либо ничего не хотят знать о сексуальных преступлениях в нашей местности и закрывают глаза на эту теневую сторону сегодняшней действительности, либо отшучиваются: "мол, жертва сама виновата".
Но у кого язык повернется сказать "сами виноваты" в адрес одинадцатилетней Кати Шнеркель, двенадцатилетней Ларисы Дват и их подружек?
Вся их "вина" заключалась в том, что они посещали для совместного времяпровождения квартиру директора МП холостяка Рахима Сулжанмиева.
История начиналась у магазина "Новинка". И поначалу достаточно безобидно. Пьяненький дяденька раздавал детям деньги. Можно даже сказать,дедушка. Потому что пятидесявосьмилетний,ранее судимый, Р.Сулжанмиев выглядел старше своих лет.
Когда девочки пришли в первый раз, все закончилось анонированием в присутствии несовершеннолетних.
На следующий день пьяный Сулжанмиев предлагал девочкам спиртное и сигареты.
Пока он сидел на кухне, девочки играли в комнате с его калькулятором и... делали уроки!
Тут можно ужаснуться,а можно и проявить понимание особенностей детской психологии. Достаточно пролистать протоколы свидетельских показаний. "Дяденька обещал дать деньги", "он угощал жевательной резинкой и давал деньги", "разрешал играть в своей квартире". Без сомнений, действия преступника следует определить "завлечением". Он четырежды завлекал детей к себе на квартиру. Для "храбрости" выпивал стакан водки. Дальше анонирования дело не продвигалось, но этого безнравтсвенного и преступного действия ему уже было мало. Так он стал предлагать девочкам лечь в постель, а Катю Штнеркель насильно запер в ванной. Выручила Катю подружка. Они убежали и обо всем рассказли родителям.
Любопытно, что, желая продолжить свои развратные действия, директор МП Р.Сулжанмиев, обнаружив на своем столе школьный дневник одной из девочек, созванивался с завучем школы! К счастью, его разыскивали люди, далекие от школьной системы.
Не удалось скрыться от возмездия и другому сексуальному преступнику,ведущему целенаправленный выбор жертвы среди детей школьного возраста.
Собственно, Сейсембек Дауров вполне заслуживает определения "сексуального монстра".
Ранее трижды судимый за изнасилования этот житель Кустанайщины прибыл с целым букетом преступных замыслов в наш город. На кусок хлеба с маслом зарабатывал тем, что гадал на бобах в местах скопления простаков. Но никогда не видел смысла жизни в материальных ценностях. Смысл жизни этого монстра вполне укладывался в статьи Уголовного Кодекса.
Жестокая судьба свела его у железнодорожного вокзала с тринадцатилетней Анной Ивановой и пятнадцатилетней Ириной Владимировой. На вокзал девочки бегали за жевательной резинкой.На обратном пути они попали в беду.
Действуя вместе с неизвестным, Дауров, применив физическую силу, задержал и затащил в квартиру по улице Микояна обоих девочек. Если Дауров действовал целенаправленно и осмысленно, то неизвестный отказался от дальнейшего насилия. С Дауровым они поссорились и неизвестный ушел. Применяя физическую силу и угрозы расправы, Дауров заставил девочек выпить спиртное. У обоих девочек практически сразу начались приступы рвоты. В ванной они попытались закрыться, но рецидивист взломал дверь. Там же он изнасиловал в извращенной форме ослабевших и испуганных девочек.
Воспользовавшись тем, что насильнику мешали передвигаться брюки и трусы, cпущенные до колен, Анна и Ирина вырвались на лестничную площадку.
Спортивные брюки Ирины были порваны и дома она их успела зашить. Мать потребовала обьяснений, увидев разорванные трусики. После слов неправды Ирина легла спать и на этом все могло закончиться, если бы не семейное расследование Ивановых. Родители Анни Ивановой о просшедшем догадались по кровоподтекам на лице дочери и запаху спиртного. Добились от дочери правдивого рассказа о происшедшем с немалым трудом.
Гораздо легче оказалось установить личность преступника. Дело в том, что накануне С.Даурова, промышлявшего гаданием на бобах на городском рынке, показывали по коммерческому телевидению.
Вскоре телевизионная "звезда" была арестована сотрудниками прокуратуры.
Сексуальные преступления, развратные действия и телесные надругательства совершались за эти два года и над малолетними мальчиками.
На путь сексуальных преступлений дурная кровь и похотливые желания толкнули Сергея Сметанина.
Его соседка производила в доме ремонт и попросилась переночевать с детьми.
Пока соседка докрашивала стены, ее дети подверглись сексуальным домогательствам.
Поначалу тридцатитрехлетнийбезработный предложил шестилетнему Денису вместе помыться в ванной. В воде с телом мальчика Сметанин совершал развращающие действия, заключавщиеся в имитации гомосексуального полового акта. После чего лег в одну постель с Денисом и его братом Дмитрием, где такде совершал развратные действия.
Как не трудно убедиться, все эти преступления совершены над несовершеннолетними, которые до самого последнего момента не осознавали опасность происходящего и всю полноту возможных последствий.
Следователям городской прокуратуры по каждому из перечисленных дел довелось проводить сбор доказательств при отсутствии свидетелей, выполнять в строгой последовательности ряд сложнейших процедур и следственных действий.
Впрочем, достаточно будет сказать проще: все три описанных преступника (каждый из которых представляет особый подвид криминальной фауны) осуждены судом. Вина их доказана. Но ведь не впервой оказаться за решеткой сексуальному монстру С.Даурову. Глядишь, через несколько лет снова с ним могут встретиться на городских улице дети Кокшетау, Костаная или Шымкента. По уровню живучести и постоянства в достижении своих извращенных удовольствий этот нелюдь давно превзошел голливудские "подвиги" маньяка Лектора из нашумевщего ужастика "Молчание ягнят".
Увы, ни дело С.Даурова, ни изнасилование девятилетней девочки другим подонком не "нашумели" в местной прессе. А ведь гласность в освещении подобных ЧП, обрастающих слухами и будоражащих сотни материнских сердец, нужная и обязательная вещь. Хорошо, что команда тридцатилетних юристов, пришедшая в стены городской прокуратуры вместе с самым молодым прокурором Казахстана, понимает это обстоятельство.
Да, наша система образования не готова взять на себя вопрос профилактики сексуальных преступлений. Простое знакомство с цифрами и материалами последних уголовых дел заставляет осветить этот нескромный вопрос газетным словом. И отметить беспомощность общества.
Отмена нравственных ограничений среди взрослых и бесконтрольность наших детей объективно создают предпосылки для дальнейшего роста числа подобных преступлений.
Подводя краткий обзор сексуальных преступлений жертвами которых в Кокшетау стали несовершенолетние, хотелось бы достучаться до сознания родителей.
Пробудить в родителях чувство опасности.
Пусть это вам будет неприятно, пусть вы беретесь за это без должного опыта, но мамы и папы о б я з а н ы предупредить своего ребенка о возможной угрозе, исходящей от малоизвестных взрослых. От вечерних прогулок по улицам, от уличных знакомств, от посещений чужих квартир и поздних разговоров со случайными собеседниками.
Угнанную машину можно будет поменять на поездки в автобусе или на велосипед. Обворованную квартиру можно обставить новой мебелью. Но нет и не будет в вашей семье горше горя, чем утрата ребенком чистого взгляда на мир и окружающих».
Сайт: polygamist.narod.ru.
Источник: газета “Риск-Бизнес”
Номер: N33 (81)
Дата: 20 августа 1994
Жанр: криминальный очерк
Автор: А. Юркин