Сегодняшняя капиталистическая "свобода" представляется театральными подмостками, на которых едва ли не ежедневно разыгрываются педагогические 346 трагедии и образовательные фарсы. После распада СССР с его практикой казарменной образованщины некогда всемогущую педагогическую номенклатуру вытеснили на методологические задворки современности. Зачем и кем на прошлой неделе проведена премьера никому не нужного графоманского ответвления педагогической методологии школы Щедровицких? Что в итоге дали объединенные усилиями Российской Национальной библиотеки (РНБ) и Петровской Академии наук и искусств? пустышку какого цвета и какого звучания? Попытаемся разобраться с этими вопросами, не выходя из жанровых рамок репортажа с места событий.
9 октября 2006 года в здании на Садовой улице гуру "теневого образования" собрались для того, чтобы обменяться академическими монологам. Не впервые две столь серьезные структуры проводят открытые конференции с малопонятным идеологическим вектором в сторону рериховской Живой Этики. По официальной версии чтения «Проективный человек в фокусе развития» приурочили к грядущему 100-летию основоположника и классика послевоенной советской фантастики Ивана Ефремова (1907-1972). Не затянулись поиски ответа на незаданный вопрос, что общего между семейной четой Рерихов и Ефремовым? Сразу приходишь к нелицеприятному ответу – востребованность всех троих со стороны академического постмодернизма. Известные покойники – сырье для лженауки. Постмодернистам закон не писан. Поэтому при пафосном открытии чтений вспомнили Сергия Радонежского, который чтим педагогами за то, что - ни много и ни мало - «создал технологические основы русского православия». Еще не ознакомившись с расшифровкой смелого неологизма, 40 слушателей догадались: Сергий Радонежский мог быть первым Проективным человеком, словно «в яблочко» попавшим в «фокус развития».
Показательна оплошность организаторов, тщетно пытавшихся вывести на световой экран «мало кому известный» (?) портрет Ивана Ефремова. У них это долго не получалось. Чем труднее людям из президиума было совладать со взбунтовавшимся проектором, тем громче под библиотечными сводами звучали призывы «включать активнее Ефремова в обсуждение проблем, что есть Проективный человек?» Столь сомнительные филиппики в адрес автора «Таис Афинской» и «Часа быка» издевательски сопровождались мистической картиной Рериха. Как выражается нынешняя молодежь, определенно, Рерих «перекрывал» (побивал) Ефремова. Но вполне понятно, зачем юбилейная дата, связанная с атеистом Ефремовым была механистично подтянута к октябрьскому мероприятию, от которого содрогнулись видавшие виды стены РНБ. Без имени безвинно убиенного фантаста конференция «Проективный человек в фокусе развития» откровенно выглядела бы культовым ритуалом последователей секты, типичной для «Нью Эйджа» (захлестнувшего Россию девятого вала новых религиозных культов под общим англоязычным названием «Новый век»).
Отличием недавно прошедших чтений стал программный доклад «Проективный человек на перекрестье эпох, невнятно прочитанный» многолетним инициатором подобных и ещё более скучных мероприятий. Сразу оговоримся, что кто-то вправе ценить профессора Лидию Николаевну Засорину как педагога педагогов. Но на конференции с первых слов доклада на трибуне перед слушателями предстал методолог с активной жизненной позицией и желанием засолить фанатов Рериха впрок на те времена, когда развеются все миражи вокруг фамилии Рерихов.
9 октября 2006 года на «российскую» и «национальную» трибуну автор книги «Введение в структурную лингвистику» (1974) Лидия Засорина поднялась для того, чтобы осуществить «презентацию понятия «Проективный человек». Для недогадливых слушателей президиум представил докладчицу «нашим идеологическим вождем».
По словам, предваряющим научный доклад, Лидия Засорина «готова нести ответственность за термин», в котором все-таки «содержится много неясного». И, более того, присутствуют «неосознанные доминанты». Такие признания дорогого стоят. Не ходите, ни учителя, ни дети гулять по бесплодным вершинам педагогической Шамбалы! Ибо скрытыми от родительского взора (атеистов, православных, мусульман, мормонов и др.) остаются неявными предпосылки начинаний подобных «Проективному человеку». Проективный человек остается нераспознанной угрозой даже при условии конечности числа неявных предпосылок в теории образования, возводимой на фундаменте из мистических учений.
Дождливым осенним вечером энергичная женщина, но плохой оратор пыталась убедить аудиторию в том, что здесь и сейчас совершается концептуальный переворот в российской педагогике. Автор книги «Сектоведение» (2000) и критик Живой Этики А. Дворкин испытал бы состояние катарсиса в том месте доклада, когда, преодолевая пелену мистических иносказаний, слушателям показали талашкинскую роспись Рериха «Царица Небесная над рекой жизни» (1911-1914). Репродукцию без самовольно устраненной художественной детали. Как буквально выразилась автор книги «Весть Е. П. Блаватской» (1991): «Картина активно работает в области активного (?) образовательного пространства». После доклада, увы, не просветлели лица слушателей, окунутых во всё «активное» и «проектное». (Проектное вплоть до «активности»? Иди активное до проектности, которую давно оседлало всеядное семейство Щедровицких?) Вероятно, никто не испытал той «особой мудрости», в рериховской парадигме именуемой «мудростью».
В кустистой тени Рерихов и Ефремова было сделано заявление относительно того, что, вооруженный учением о Проективном человеке, среднестатистический россиянин «готов к открытию тайных сторон мироздания» и не иначе как сердцем «примет наше мировоззрение». Ошибался тот, кто думал, что Рерих – плохой зонтик для междисциплинарных мародеров. Имя Рериха так часто и помпезно звучало на скромно прошедших чтениях, что в ответ на провокационный вопрос организаторов мероприятия: «Так какого человека мы хотим воспитать?» возникло желание подытожить услышанное: «Искателя Шамбалы».
Игра в мышление вполне себе дезинформация. Никто не оспаривает безграничности «Нью Эйджа». Но надо ли мистическую абракадабру скрещивать с российской педагогикой? Не имея намерений кого-либо обидеть или отнять чей-то кусок хлеба с методологическим маслицем, склоняешься к тому, чтобы признать получасовой доклад Лидии Засориной нормативным образцом образовательной ахинеи. Парадокс заключается в том, что Проективного человека можно исторически обосновать для любого региона РФ. Но внедряться в школьную и вузовскую практику новая идея будет не чем иным как образовательной йогой.
Несколько испугало обещание автора книги «Вопросы металингвистики» (1973) Лидии Засориной донести до россиян новую монографию под названием «Провозвестие России». Слушатели закивали головами лишь тогда, когда оратор напомнила о бездонном «принципе междисциплинарного знания, позволяющего обсуждать проблемы человека XXI века». Почему с мушиной назойливостью новаторы всех мастей слетаются в междисциплинарный огород? Потому, что неосвоенные гуманитарные территории сподручнее засеять семенным фондом зазевавшегося соседа. В случае с Проективным человеком действует следующая схема: достижения инженерной психологии внедряются в мистификационное пространство под названием «интерпретация рерихианства».
Важнейшим аспектом нового знания был назван «биофизический ресурс», чему наверняка обрадуются торговцы донорскими органами. Будущие исследователи Проективного человека смогут подробнее ознакомиться с объектом «в движении и динамике». Тогда как нынешняя наука изучает статичное человечество. Если ранее в СССР ориентировались «на базовые умения работника», то отныне – после рождения Проективного человека - во главу угла ставится «речемыслительная деятельность». Вплоть до «переориентации в русском языке». Ибо пришло время «резервы превратить в ресурсы». Замечание оказалось настолько верным и уместным, что один из последующих докладчиков признался: «Я испытывал сомнения, идти ли сюда и продолжаю сомневаться, даже взойдя на трибуну» и т.д. и т.п.
Внимательно и не предвзято выслушав первую докладчицу, любой педагог, еще в СССР не за деньги или по знакомству получивший диплом, пришел бы к однозначному выводу: манипуляции с Проективным человеком становятся возможны благодаря свободе междисциплинарных исследований. Если не оглядываться на академическую иерархию, на ранги и называть вещи своими именами, то междисциплинарные исследования остаются не более чем спекуляциями на эвристических возможностях принципа дополнительности. Комфортабельный обходной путь для тех изобретателей педагогического перпетуум-мобиле, кто не желает знакомиться с лезвием бритвы Оккама.
В менеджерском стиле доклад завершился демонстрацией иллюстрации со «свастичными знаками древних цивилизаций». Стало по-детски жалко Проективного человека, «крутящимися налево цилиндрами» загнанного в техно и психосферу. Короче говоря, «мы ни одной минуты не потратим на обсуждение кризисного положения дел в здравоохранении и вообще в стране».
Петровская Академия наук и искусств обещает что-то «развивать». А возможно ли это? Не окажется ли Проективный человек в конфликте с авторитетным словом супругов Рерихов? И если Н. Рерих объявляется абсолютом во Вселенной Проективного человека, то не чревато ли подобное начетничество беспомощностью в ответах на вызовы современности?
Чем активнее будут переиздавать в научных журналах и сборниках, рекламировать по ТВ коммерчески успешные бренды рерихианства, то больше появится умников, готовых под знамена с тремя шарами застолбить кусочек междисциплинарного поля. Пока – задешево. Ведь каждый участник конференции получал возможность опубликовать в будущем сборнике эксклюзивные размышления о Проективном человеке всего за 150 рублей за одну страницу текста. Как в Северном Казахстане на стоянках древнего человека говорил один мудрый археолог: «Если найдем артефакт, интерпретация родится сама собой».
На первый взгляд может показаться, что в отсутствие главной идеологии и единственной педагогической системы чье-то желание «обрериховить» российское образование вроде бы не представляет угрозы. Вопрос в том, какими методами достигается поставленная цель и каких результатов следует ожидать от осуществления амбиций наиболее активных индивидов. В педагогике нет конечных истин, но есть процессы, которые могут, либо принести пользу, либо навредить. В этом контексте поводом для критики становятся не столько сами нововведения, сколько их более чем сомнительная база и опасная направленность. Малую ценность имеют педагогический постмодернизм и образовательная йога, если вся их «революционность сводится к заимствованиям. С одной стороны, «Живую этику» Рерихов предлагают в качестве энциклопедического содержания. С другой стороны, в академический оборот вовлечены чужие наработки 1980-90-х годов. Проективный человек не столько педагогическое новшество рериховцев, сколько реинкарнация достижений советского образования. В злополучный «фокус развития» Проективный человек попал только потому, что в советское время были успехи в «развивающем образовании и обучении».
В приятном и уважительном общении между собой методологические гуру легко находят общий язык и всячески одобряют друг друга. Беда организаторов чтений и автора презентации дефиниции «Проективный человек» заключается в другом. При минимуме усилий посторонний человек легко продерётся через тактические уловки «методологов», чтобы рассекретить стратегическую задумку педагогов Петровской Академии наук и искусств. Следуя аксиоме «Рерих – Царь всех видимых нами гор», генераторы дурной бесконечности с боем и на коммерческой основе ведут разведку на всех околонаучных фронтах.
Российские рерихианцы – это Сизифы, чьи согбенные спины залиты чужим кровавым потом. Страдальцы от лженауки, которые одновременно на все научные возвышенности современности пытаются втащить по слогам прочитанные ими четырнадцать томов с мистическими посланиями от любимых авторов. Со злых слов Россия известна как «родина слонов». Но с каждым прошедшим днем возрастает вероятность того, что скоро наше дегуманизирующееся на глазах Отечество назовут «лидером в порождении лженаук».
Как никакая иная сфера научного знания российское образование нуждается в революции строгости вроде той, которую в математике провел Вейерштрасс. Образованщина – это пространство, на котором академические постмодернисты не без пользы для номенклатурного организма покусывают творческое наследие гения. Того самого Николая Рериха, не устававшего повторять истину, согласно которой «зло есть грубейшая форма невежества». Вместо умножения дефиниций ученые обязаны устранить те неясности выражений, которые мешают исследователю отвечать на вызовы времени. Накануне революции строгости тезис о Проективном человек – это запоздалая попытка навесить на рерихианство рамки научной теории. Постмодернистское учение о Проективном человеке напоминает одеяло из лоскутов, но все же «открывает узловую ступеньку восхождения» человечества и якобы поможет «осуществить выбор вектора движения».
Помнится, Николай Рерих спрашивал: «Сознательная дисциплина – разве это не есть истинная свобода?» Не исключено, что именно данный афоризм восточного мыслителя окажется миной замедленного действия. Информационной бомбой, что изнутри взорвет словесные небоскребы, возводимые вокруг стройплощадки «Проективного человека». Ибо разве понятие «проект» не предполагает представление о дисциплине авторов новой педагогики, не оставляющей духовного пространства для саморазвития и прочих свобод личности, находящейся в «фокусе развития»?
Сегодня мы переживаем вполне мирный исторический период, который условно можно было назвать «догматизацией рерихианства». Но не за горами нас еще ждет эпоха «бюрократизации наследия Рерихов» и много подобных структурных бурь в стакане с мутным коктейлем из «ньюэджевских» культов. Поэтому для обладателей высшего и хорошего образования программный доклад Лидии Засориной прозвучал чем-то вроде барабанной дроби перед цирковым номером, опасным для школьников, сидящих в первых рядах. Кто призывает детей, родителей и учителей подняться на педагогическую Шамбалу, тот не более чем импровизирует на тему "а чтобы нам еще мобилизовать, опередив конкурентов?"
Нет такого шлагбаума, который надежно перекрыл бы доступ лженауки в педагогику и образование. Педагогика – это образование. Но не всякое образование имеет отношение к педагогической науке. Одно не сводимо к другому. Хотя бы и в целях, которые инфантильным сидельцам в кабинетах методологии могут показаться благими из-за пропагандистской чепухи "проектности" в разговоре о живых людях со своими сложными судьбами.
Никто не будет спорить с тем, что для автора 126-страничной книги "Автоматизация и статистика в лексикографии: работа над частотным словарем русского языка", увидевшей свет в 1966 году в издательстве Ленинградского университета (матерью горе-публициста Игоря Сергеевича Захарова (1959) или её предшественником на посту главного редактора "Издательства ЛГУ"?), Лидии Засориной методология педагогически-образовательного исследования – это традиционная информационная ниша, освоенная еще несколько десятилетий назад. С тех пор приоритеты не просто изменились, они постоянно меняются и далеки от устоявшихся форм. Но в случае с Проективным человеком мы имеем дело не с научной концепцией, а с инфантильным верованием в междисциплинарную безнаказанность. Поэтому хочется надеяться, что новые рериховские образы Лидии Засориной и ее сектантских единомышленников не попадут, ни в средние образовательные школы, ни в вузы. В противном случае придется отбиваться от Проективного человека, обещающего вырасти с методологического близнеца ефремовского Олгой-хорхоя.
К счастью, на трехчасовой конференции второй доклад «Второе рождение Аза» был прочитан, как выразился сам докладчик, «с юмором». Есть подозрение, что докладчик и одновременно единственный свидетель приватного «второго рождения» методологического Аза и проективной Буки-Злюки бескорыстно подсказал петербуржцам, как им на самом деле следует относится к Проективному человеку.
Позавчера я видел потерявшуюся болонку. Вчера мимо меня пробежала неизлечимо больная собака с ошейником на шее. Сегодня я обменялся взглядом с бездомным псом-сторожем.
Болонке я отдал кусок хлеба, который нёс с собой на работу. Грязная собака с ошейником вызвала у меня слезы. Поймав мой понимающий взгляд, пёс-сторож выпрямил спину и потрусил с таким видом, будто у него была какая-то цель.
Бедолага. Он еще не попадал в ситуации, после которой теряешь внешний облик, отражающий твой архетип. Он не оголодал до такой степени, чтобы без лишнего тявка согласиться на утрату образа ради помоев. Проведя несколько дней на холодных улицах, неприкаянный пёс-сторож одним своим видом настойчиво предлагал услуги неведомому Новому хозяину. Не важно, помнит ли пёс-сторож прежнего хозяина. Главное, что у него осталась толика биологических сил, чтобы еще несколько часов побыть в знакомой удобной роли. До первой автомашины, которая отдавит лапу
До первой группы жестоких людей, которые забьют ногами до полусмерти
До встречи со стаей, которая возьмется охранять свое мусорное царство
Мне не трудно представить прошлое всех этих бродячих псов, которыми переполнен город. Болонка жила с выжившей из ума ленинградской старушечкой. Вдвоем они сидели на продавленном диване и сутки напролет пялились в мутный экран советского телевизора. Однажды соседи проснулись от собачьего воя. Взломали дверь и нашли мертвую хозяйку комнаты в коммунальной квартире. А что болонка? Диванная собака так испугалась смерти, что опрометью выскочила из подъезда. И опомнилась
Впрочем, эти диванные собаки по определению не способны прийти к какой-либо норме. Принимая хлеб из моих рук, болонка смотрела сквозь меня. Она не видела ничего общего между мной и навсегда потерянным диванным раем.
Люди подобны этим бездомным собакам. Кто ностальгирует по СССР и хочет что-то «возрождать», тот подобен псу-сторожу. Их еще можно успокоить куском хлеба. Кто не пришел в себя после дефолта 1998 года, тот похож на болонку, чью шерсть никто никогда не возьмется выпрямлять человеческой расческой. Мои оппоненты и недруги, обыватели и дураки уподобляются паршивым псам с ошейником на шее. Они вызывают у меня слезы. Потому что, сохранив ошейник, мимо меня, не слушая пророчеств, прогнозов и предупреждений, несколько поколений наперегонки бежит в сторону пропасти.
Источник: газета «Новый Петербургъ», №39 (853), стр. 5.
Ленинбург - город провинциальный.
Но реформы в нем идут семимильными шагами. Правда, о том, что в городской черте Ленинбурга реформы движутся в сторону, противоположную развитию всего остального мира, аналитики стараются не говорить более двух дней.
Недавно внеочередное совместное общее собрание акционеров ОАО "Александро-Невский Телесовок" (далее - АНТС) едва не сорвалось из-за слишком активной гражданской позиции гражданки США Американки Американовны (далее - АА).
Американка хоть и владеет лишь 8 424 простыми акциями, но в России постоянно проживает с середины 90 г., а на кусок хлеба зарабатывает финансовыми консультациями юридических и физических лиц. Поэтому, если и сказала гражданка США два нелицеприятных слова о деятельности совета директоров самого прогрессивного в Ленинбурге акционерного общества, светоча капиталистического соревнования, то стоит рассказать об этом подробнее. Американка, повторимся, давно живет в одной из коммуналок, поэтому умеет смывать фекалии из унитаза с постоянно протекающим бачком и выражаться крепкой казацкой речью.
Акционер ОАО "Александро-Невский Телесовок" Американка посчитала завышенной годовое и ежеквартальное вознаграждение членам Совета директоров. На собрании Американка обратилась к акционерам и к членам Совета директоров с несколькими вопросами, но от руководства фирмы не получила внятных ответов ни на один из вопросов. В частности, Американка предоставила в президиум расчеты, согласно которым вместо начисленных 25 тыс. долл. член Совета директоров должен получить от 3600 долл. до 7200 долл. Ссылаясь на европейский опыт, Американка напоминала, что "размер вознаграждения устанавливается не как процент от реализации, чистой прибыли и т.п., а в виде какой-то фиксированной суммы".
Прервав мирный ход собрания, проводимого по рецептам советской и коммунистической номенклатуры эпохи застоя, Американка отметила, что годовое вознаграждение члена совета директоров должно быть установлено в размере 2-кратной средней годовой зарплаты по АНТС. При этом она подчеркнула, что ни ей, ни другим акционерам неизвестна "средняя зарплата именно на АНТС за 2002 г.". Далее Американка подробнее остановилась на том, что "годовое вознаграждение члена Ревизионной комиссии должно быть установлено в размере 1-кратной средней годовой зарплаты по АНТС". Когда молчание в президиуме стало невыносимо длинным и мрачным, Американка, обладающая незаурядным чувством русского юмора, вслух упомянула о том, что на сегодняшнем собрании она выносит на обсуждение предложение "выплачивать вознаграждение акциями АНТС"!
ОАО "Александро-Невский Телесовок" - крупнейшее акционерное общество Ленинбурга в области телекоммуникационных технологий. Впрочем, пускай читателя не смущают столь научные термины, которым впору вернуться на страницы учебника турецкого маркетинга или на киноэкраны с персонажами из высокотехнологичного фильма "Матрица-2". Ленинбург не был бы Ленинбургом, если бы "Александро-Невский Телесовок" не был... удачно реорганизованным государственным предприятием связи и информатики "Ордена такого-то знамени Ленинбургской городской телефонной сетью".
В тот по-февральски разоблачительный день акционеры АНТС так и не утвердили новую редакцию Устава. Причем наибольшие споры вызвали статьи "Права и обязанности акционеров - владельцев привилегированных акций типа А", "Общее собрание акционеров", "Совет директоров Общества" и "Правление Общества".
На собрании прозвучали вопросы: почему нельзя дождаться годового собрания акционеров АНТС с нормальным отчетом Совета директоров, генерального директора и Ревизионной комиссии? Будет ли отчитываться на годовом собрании акционеров АНТС новый состав Совета директоров в целом за прошедший год? Почему нет независимых кандидатов в Ревизионную комиссию? Отвечать за всех пришлось Американке Американовне, пояснившей для онемевших от ужаса журналистов и редакторов "Ленинбургских ложностей", что до собрания и после состоявшегося голосования Ревизионная комиссия состоит из 4 представителей основного акционера "Через-инвеста" и 3 сотрудников АНТС. Так как ее предложения не были приняты и услышаны, Американка и ряд других акционеров покинули собрание, не дождавшись объявления результатов голосования.
Чем завершилось скандальное собрание? Акционеры очень хотели, но так и не узнали предварительных финансовых итогов по объему выручки и объему чистой прибыли за 2002 г.
После собрания аналитики из соседнего города обнародовали подсчеты, согласно которым чистая прибыль АНТС за не самый удачный для связистов 2002 год может колебаться от 360 до 400 миллионов рублей.
...И кто сказал, что в советские времена была плохая телефонная связь?
Источник: газета "Новый Петербургъ"
Дата: №596 (9), 27.02.03
Жанр: репортаж с места событий, экономическая заметка
Рубрика "Права акционеров"
Сайт: http://polygamist.narod.ru/0500/0096.html
Автор: © Тимофей Тригорин
Заметка Тимофея ТРИГОРИНа с места событий в рубрике Права акционеров в газете НОВЫЙ ПЕТЕРБУРГЪ за 27.02.03
Посвящается памяти жертв Фиделя Кастро (1926-2008)
Летом 1987 года в Ленинград приехал учиться худощавый чернявый школьный учитель испанского языка.
Кубинец поступил на театроведческий факультет ЛГИТМиКа. Каждый день учебы был для него праздником.
Его советские сокурсники проявляли недовольство комнатами в общежитии, качеством еды в институтской столовой
и стоимостью проезда в общественном транспорте.
Кубинец словно не замечал житейских невзгод.
Он политкорректно молчал, находясь в группе первокурсников, обсуждавших "политику" или телевизионные новости.
У наблюдателя создавалось впечатление, что человек счастлив тем, что хотя бы на время покинул родную Кубу.
Его радость, его разлука с островом была не долгой.
В конце 1980-х кубинское правительство проявляло недовольство ревизионистской политикой Горбачева.
Единственного на театроведческом факультете ЛГИТМиКа кубинца отозвали назад.
Он стоически улыбался.
Никак не комментировал принудительное и поспешное возврашение домой.
Просто он, будучи самым дисциплинированным студентом, однажды не пришел на первую лекционную пару.
Не известно, как сложилась судьба этого несостоявшегося театроведа, но наверняка
постаревший школьный учитель испанского языка не способен написать
многословную рецензию на американский фильм "Потерянный город" (2006).
Придется это сделать за него, в память о нем и с мыслями о том, что вчера было на Кубе и сегодня функционирует
"отсутствующим элементом".
И это та малость, которую мы, разлученные с Кубой по политическим причинам, сможем сделать для жителей острова, кажется,
во время написания данного текста танцевавших парами, певших хором и куривших сигары в совсем не революционном застолье.
Семейная сага - жанр, требующий музыки.
Эгоистичный индивид может прожить жизнь без музыки, не любя музыки или зарабатывая на ней деньги.
Без музыкальных заставок изображение жизни нескольких поколений, переполненной кухонными ссорами и дележом приоритетов,
полностью теряет смысл.
Герой ностальгической драмы "Потерянный город" ежевечерне богател на оркестре,
в составе которого обязательно должен звучать саксофон, изобретенный Саксом из Бельгии.
Владелец безумно популярного в Гаване заведения "Эль Тропико" наслаждался жизнью до первых взрывов,
уличных перестрелок и нежданных визитов хамовитых женщин в составе революционных патрулей.
До революции 1959 года он обожал танцовщиц с некрасивыми ногами и уважает стариков,
имеющих обыкновение сидеть посреди табачных плантаций, вслушиваясь в дребезжащий звук патефонной пластинки.
В "Потерянном городе" музыкальных звуков ровно столько, сколько полагается для режиссерского дебюта
Энди Гарсиа, еще со времен социальной мелодрамы "Побег с "Елисейских полей" посылавшего зрителю странные нераспознанные сигналы.
В срежиссированном им самим "Потерянном городе" Энди Гарсиа исполнил роль владельца самого популярного кабаре.
Носитель скептического начала в мелодраме – выигрышная роль.
Ничего особенного. Пустячок, но неоспорим профессионализм актера драматической школы "Крестного отца".
Любовь к земле, свойствена заводчикам, ведущим усадебный образ жизни.
Наряду с нею ригоризм университетских профессоров - фамильная ценность старшего поколения Феллове.
Закономерно, что актер старшего поколения Томас Милиэн (Tomas Milian) в роли отца, Феллове-страшего, беспощадно переигрывает Энди Гарсиа.
Бескровное лицо Томаса Милиэна, нервные движение мужских тонких пальцев и
патриархальная маска, натянутая на актерскую личину любимца М. Антониони представляют собой
самодостаточный феномен киноискусства.
В "Потерянном городе" кубинским король Лир оказался разъединен с невидимым шутом, доставшимся другому члену семьи.
В мистической роли Драматурга актер Билл Мюррей в "Потерянном городе" подстраивается под всех, с кем находится в одном кадре.
В том числе, и под Дастина Хоффмана, в паре с которым советский зритель увидел обоих в давней комедии "Тутси" (1982).
Род Феллове переломился на две части, когда поколение сыновей и племянников урбанизировалось.
Младшие стали горожанами, не знающими утра без чашки ароматного кофе, подданого вышколенной прислугой.
Энди Гарсиа перевоплотился в бывшего танцора Фихо (Fico Fellove) - человека, который регулярно ходит по злачным
местам Гаваны и ни за что не платит.
Гедонист взрывается энергией сопротивления, когда однажды на сцену "Эль
Тропико" поднимается революционный патруль и запрещает
саксофон в оркестре. На какой-то момент персонаж Энди Гарсиа
демонстрирует жизненную энергетику, сравнимую с революционным
фанатизмом и дисциплиной. Обыватель беспомощен перед
фанатиком. Но есть люди, которым не понять, почему запрету
подлежит "саксофон - инструмент империализма"? Когда-то такие
были в бывшем СССР и нынешней России.
Именно русскому зрителю легко воспринять злую иронию судьбы, когда вроде бы полностью аполитичный персонаж "Потерянного города" вынужден дорастать до уровня офицеров из пьесы М. Булгакова "Белая гвардия".
Нам показали очень смуглых "белогвардейцев", склонных к эпикурейскому образу жизни.
Причины революционного лихолетья непонятны, если смотреть на ход мировой истории из танцевального зала или через крышку рояля.
Коррумпированная и попросту плохо управляемая Куба при Батисте была отдана на откуп мафии и авантюристам всех мастей.
Согласно социальному подтексту "Потерянного города" Кастро предназначено было прийти тогда, когда наступило время изменить систему
уменьшившихся материальных благ.
Оскудевшие ресурсы потребовали новой дисциплины.
Страна не могла себе позволить никакой иной элиты кроме тайной полиции и милитаризированных фанатиков, способных в лицо родному дяде
объявить о национализации табачной плантации.
Помещикам, фабрикантам, университетским профессорам, рестораторам и обладателям ювелирных украшений предложили "поделиться" или покинуть остров.
Коррупция создавала видимость "теплоты" человеческих отношений.
Но революционный произвол оправдывается догматизмом.
Революция истончается в эмигрантских потоках.
"Потерянный город" эксплуатирует архетипы эмигрантского кино.
Каждая волна эмиграции генерирует семейные легенды.
Семья уменьшается, гнёв растет.
Эмиграция - это потерянная революция.
Чем меньше за столом собиралось сыновей и племянников, тем беспомощнее выглядело старшее поколение.
Никто не возьмется оспаривать ценность семейных ритуалов, когда за ужин усаживают "ровно в шесть и ни минутой позже".
Вне сферы внимания остались семьи, которым попросту нечего было есть на ужин.
Но о таких семьях ближайшее окружение Кастро - выходцы из мелкобуржуазной среды - знало со слов соратников по борьбе.
Кастро в фильме показан так, как в фильмах жанра пеплум изображали древнеримских императоров.
В последнем эпизоде с участием Кастро победитель величаво выходил на балкон, чтобы в праздничном тосте поднять над головой фужер шампанского.
Люди в зеленом атриуме смотрели на вождя снизу вверх, выражали желание поддержать любые слова и всякое начинание кумира забурлившей нации.
Кубинские сцены фильма, снимавшиеся в Доминиканской Республике, заканчиваются там, где начинался долгий путь к сегодняшним переменам...
Удивительно то, что при просмотре вроде бы нудного "Потерянного города" возникают запретные мысли, связанные с политической злободневностью русского мира.
Новый фильм Энди Гарсиа снят в настроении "какие мы оба несчастные посреди этого музыкально-танцевального
праздника жизни".
Хотя "Потерянный город" развлекает чередой музыкальных и танцевальных зрелищ, после просмотра возникает провокационный вопрос.
А каким результатом придет мировой кинематограф, возьмись кто-нибудь из американских
режиссеров (Софья Коппола, Энди Гарсиа и др.) снимать
прогрессивное кино на тему проблемных точек планеты.
Например, событий в современной Беларуси?
Так ли сильно Белая Русь эпохи А. Лукашенко отличается от Кубы?
Эстетические размышления зрителя над системой персонажей и морализаторством "Потерянного города" дают повод для опасений.
Или надежд?
К болезни Фиделя Кастро Куба заслуживала киноэпоса, столь же определенно, как современная Россия перезрела для разоблачительной кинодокументалистики.
К 2008 году?
Досмотрев "Потерянный город" до непредсказуемого финала, вдруг приходишь
к выводу: бородач Фидель Кастро победил Америку.
На идеологическом фронте маленькая героическая Куба одолела могучие и богатые США.
Заразится ли молодежь американскими
ценностями после всего, что произошло в международной политике
за последние годы? Когда сами американцы демонстрируют если и
не уважение к революционерам с острова Свободы, то признание их
особого места в мировой истории? Признание - это много.
В "Потерянном городе" эпизоды с президентом Ф. Батистой сняты с нескрываемым и узнаваемым сарказмом.
Узнаваема усталость, с которой президент Кубы встречал первые минуты рабочего дня.
Оскомина от вседозволенности власти напоминают о самодурстве Ельцина из воспоминаний генерала-телохранителя А. Коржакова.
Или о позднем орденоносце Брежневе, за которого речи писал автор шпионских романов Ю. Семенов.
После кровопролитного штурма мятежники врываются во дворец. Не
застав правителя в рабочем кабинете, один из мужчин стреляет в
лоб нарисованному президенту. Без всяких сомнений, это
кинематографическая реминисценция исканий русских многоборцев,
которые, то стреляли по портретам, то бросались бомбами в
живой прототип. "Потерянный город" на редкость русский фильм.
Без такого посредника как "российское кино" "Потерянный город"
напрямую наследует заветам русской классической литературе.
Подобно кубинцам 1958 года, по всему миру современные братья
Карамазовы жаждут изменения положения дел. Вероятно, без
использования конституционных средств.
Если буквально прочитать исторические формулировки "Потерянного города", получается, что в какой-то момент
элита опасно передоверяется культуре.
Отныне достаточно народиться утилитаристам с избыточной волей или нигилистам с излишним прагматизмом,
чтобы обеспечить кровавый перекрой гедонистического общества.
Ранее бездумно было принято говорить, что "цель оправдывает средства".
Но в случае с политической победой тайной полиции, откуда налогоплатильщику знать
об истинных целях властителях современного типа?
Российская современность подсказывает, что "средствами оправдывается всё".
Избитый в кровь и запуганный до полусмерти революционным фанатизмом
тюремщиков бывший капитан Кастелл жалуется герою через
тюремную решетку: "Я не животное. Я заслуживаю суда".
По версии "Потерянного города" получается, что новая власть победила потому, что оказалась более рациональной и и до неприличия прагматичной.
События на Кубе повторяют безответственность музыцирующей и изучавшей мертвые языки российской элиты эпохи последних Романовых.
Вопрос в том, имеется ли в современной России непримиримый конфликт между элитой, катающейся на горных лыжах в Куршавеле и
населением, преданным бюрократией, телевизионщиками и торговцами-перекупщиками еды с истекшим сроком рекомендуемой даты употребления?
Если, да, то не помешает повторный киносеанс с демонстрацией "Потерянного города".
В контексте событий в Ираке двусмысленно прозвучала самопохвала Батисты, в "Потерянном городе" гордящегося тем, что он "не подписал ни
одного смертного приговора".
Жаль, что режиссер пунктиром обозначил внутреннюю пустоту Батисты.
Трудно поверить в то, что ранее выведенный сатирическим персонажем и безвольным
дельцом, из карманного пистолета Батиста возьмется стрелять в
трупы мятежников, разбросанные на дворцовой лестнице.
В "Потерянном городе" молодой коменданте Гевара хотя и узнаваемо курит трубку, но совсем не
похож на человека, с которым было бы безопасно общаться больше двух реплик.
Не очерняя легендарного образа Че Гевары, режиссер Энди Гарсиа рассматривает вождей кубинской революции
Рахметовыми XX века.
Литературными персонажами, в истории материализовавшимися революционными фанатиками.
Субъектами Большой Истории, равнодушными к чужой крови.
Умерший в феврале 2005 года сценарист Гильермо Кабрера Инфанте (G. Cabrera Infante) обладал романтическим взглядом на мир.
Согласно сценарию "Потерянного города", музыка и танцы – национальная идея кубинцев.
Чего никак не мог предполагать создатель "Потерянного города", так это двойных размеров вселенского чувства грусти,
с которым мелодраматические события фильма сравниваются с язвами российской действительности.
Музыка, танцы и сигары? Не худший вариант.
А не хотите ли российского ура-"патриотизма" эпохи глобализированных спецслужб?
Державной идеологии, требующей праздничного участия в церковных песнопениях в холодных храмах,
созерцания бездарных горбоносых и безголосых актрис в телевизионной рекламе
и ведерка поп-корна на помпезной премьере очередного глупого боевика про борьбу с террористами?
"Потерянный город" подсказывает, что жернова истории
никогда не перестанут измельчать человеческие судьбы до
пороков безымянного обывателя. Пританцовывающая
представительница кубинского народа, не прерывая лихорадочных
движений, дала совет героине "Потерянного города": "Сейчас не
время блестеть".
Прислушаться бы к этой актуальной рекомендации не только спонсорам и зрителям отечественного полицейского боевика "Обратный отсчет",
но и простым россиянам.
А в особенности тем нашим современникам, кто в Куршавеле норовит попасть в сексуальные
скандалы. "59" - это такой год, который регулярно повторяется в каждом столетии. И не один раз.
Анатолий Юркин
Анатолий Юркин. "Экономика наркотиков". Газета "Пророчества и сенсации". № 782 за 23.10.06.
Анатолий Юркин. "Потерянная революция". Газета "Пророчества и сенсации" за 18 января 2007, №816 (2).
Анатолий Юркин. "Обратный отсчет потерянных городов". Газета "Пророчества и сенсации".