Анатолий Юркин

    Энциклопедия играбельности

    Баловень графомании

    (литературный памфлет)

    Эпиграф. "Книга содержит в себе массу текстов различных жанров... Многие тексты ждали своего часа. .Сегодня они оказались под одной обложкой. .Пусть им будет не тесно. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ."

    Из описания книги "Европа - полуостров России", изданной в 2013 году и продаваемой за 832 рубля на

    https://www.bookler.ru/bookbuy/100/780015.shtml

    11 января 2007 года, в год последующего разгрома оппозиционного СМИ, вышел первый январский номер газеты «Новый Петербург». В одном номере и на одной полосе (стр. 5) с моим кинообзором «Зачем молодым вампиры и покойники?» в №1 (№815) был опубликован эмоциональный очерк Александра Образцова (1944-2017) "Без посредников. Я независим благодаря принтерам фирмы "Хьюлетт-Паккард". Этот материал пришлось поставить в анти-рейтинг "Худшие публикации НПъ". Почему?

    Сразу настораживает отсутствие намёка на самокритику, на традиционное интеллигентское самоедство. Раньше на это можно было бы не обращать внимание. Всё изменилось после того, как в книге "Аватарная революция" я осмелился указать на угрозу, исходящую от приверженцев культа безошибочности.

    После того, как я перечитал очерк "Без посредников", мне снова показалось, что Александр Образцов - пропагандист книжного культа книжной безошибочности. Безошибочная драматургия, безошибочная беллетристика и безошибочная как бы публицистика.

    В СССР Александр Образцов был обладателем диплома Литературного института и лауреатом двух всесоюзных премий за радио-пьесы. Он не потерялся в условиях "дикого капитализма". В капиталистической России выступил автором сценариев для НТВ. Ещё один выпускник Литературного института, чья самопиарная активность проходила в мирах параллельных литературному слову, не пересекаясь с областью языковых исканий и тайной территорией словесной новизны.

    Автор пьес «Все кошки серы», «Шинель», «Душечка», «Звездный мальчик» (совместно с Людмилой Разумовской) и «Москва – Петушки». Автор около 30 пьес, поставленных в СССР, в России, в Швейцарии, США и в других странах мира.

    Автор более 110 книг, выпущенных издательством «Камея» (СПб). Автор книг и рассказов «Ленин и Клеопатра» (1992), «Амур и Атлантида» (2006), «Поющие люди» (1988) и «Одиннадцать рассказов для Дженифер Лопес» (2003). (В названии книги имя певицы с одной буквой "н". Благодаря имени американской актрисы в названии сборника рассказов поисковики вместе с запросами на автора выдают "Смотрите также" имя и фото Дженнифер Лопес. Тогда как совместный сборник «Амур и Атлантида» можно переназвать "А. Драгункин и А. Образцов".) В 1998 году вместе с Валерием Поповым выступил составителем сборника петербургского рассказа «На невском сквозняке».

    Если в 2007 году Образцов бунтовал против шарлатанов в русскоязычной беллетристике, то после его смерти Комитет по культуре Санкт-Петербурга всё сделал так, как будто из жизни ушёл едва ли не классик отечественного письменного слова. Это странно. Можно предположить, что за 10 лет, с декабря 2006 года, когда в редакцию был сдан текст, и до смерти в декабре 2017 года, в жизни почти драматурга и (только владельцам унитазов) известного писателя произошли какие-то важные перемены.

    Демонстрировали ли читатели бумажных книг игровую модель поведения? Да. в качестве доказательства можно рассмотреть публикацию Александра Образцова "Без посредников". Это тот пример, когда книжный и газетный автор проиграл киношнику. Заранее. По определению. Образцов не смотрел комедию Юрия Мамина. А поэтому в очерке 2007 года повторил то, над чем посмеялся создатель фильма "Бакенбарды".

    Формально я должен встать на сторону жалующегося Образцова. Ан, нет.

    Поражение людей книги оказалось закономерным. Почему? Этот вопрос можно поставить по-другому. Почему поражение людей книжной культуры оказалось связано с крахом СССР? Почему "самая читающая нация" не спасла СССР? Почему, издавая бумажные книги миллионными тиражами, советские издатели не воспитали тех, кто вышел бы на защиту СССР? В чём был изъян той самой книжной субкультуры?

    В моем случае размышления над кинофильмом совпали со знакомством с миром компьютерных игр. После просмотра маминской комедии "Бакенбарды" меня познакомили с компьютерной игрой "Цивилизация" Сида Мейера. Забавно, но осенью 1993 года компьютерную игру "Повелитель (Мастер) Ориона" мне показывали в офисе коммерческого банка. Не востребованы оказались любители книги, ценители процесса чтение, но нарасхват шли компьютерные специалисты. 1993 год важен не выбором между бумажной книгой и компьютерной игрой, но пониманием того, что бумажная книга не успевает за технологиями.

    Насаждение книжной культуры было частью игрофикации имитации общества в СССР. Элементом имитационной игрофикации. В ХХ-ом веке всё закончилось ожидаемой игрофикацией книжного мирка. Это обстоятельство было высмеяно Юрием Маминым в злой толковой комедии "Бакенбарды". Культ бумажной книги разошёлся с сектантством (как попытками создания "народных корпораций") и с сетевым маркетингом. Возможно, в январе 2007 года Образцов жаловался не на засилье "литературных начальников", не пускающих "нормального писателя" к типографскому станку, а на отсутствие внимание со стороны энтузиастов сетевого маркетинга.

    Книга должна обеспечивать добавочную ценность контента, которая ранее нам была доступна в мифическом образе "прибыли".

    Проблема Образцова не в том, что его книги не принесли "прибыли", хотя вроде не наблюдалось ажиотажного спроса на "новинку от Образцова". Проблема в том, что авторы вроде Образцова вне контента. А, значит, нет повода ждать от безошибочного драматурга, от безошибочного беллетриста добавочной ценности.

    "Могу назвать ряд шарлатанов, сажем, в поэзии: Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, Бродский. В прозе: Аксенов, Битов, Распутин. Астафьев (ещё и Гроссмана можете прицепить для колорита)". (Александр Образцов)

    Я критически отношусь к Андрею Битову. Но не могу позволить себе встать на один уровень с Образцовым, в публикации которого присутствовал классический графоманский фекализм:

    "... множество людей в театре и (в - А.Ю.) литературе считают меня баловнем судьбы. То, что я позволю себе высказывать на страницах (полосах, но нет смысла поправлять выпускника Литературного института - А.Ю.) газет, они не смеют произнести даже в сортире, дернув ручку гремящего слива воды". (Александр Образцов)

    Почему это место в публикации я предлагаю считать точкой невозврата?

    Что мне активно не нравится в этой давней публикации? Всё. Но больше всего раздражает то, что автор играл в плохую игру. И не просто играл, а убеждал администрацию казино в благости своих игровых действий. Газетный автор играл против читателя. Автор принимал напыщенные позы, унижая читателя. Автор провоцировал читателя. Иногда такие вещи можно прощать. Но в данной конкретной публикации автор познакомил нас со своей индивидуальной картиной мира.

    Игровая особенность этой игровой картины игрового мира, мира как бесконечной игры, в которой автор всегда выигрывает, заключается в трех отсутствующих элементах. В отсутствии потребностей (читателей, читателей как массы потребителей), рынка (места, где встречаются писатели и читатели) и честной конкуренции. Тема конкуренции у Образцова представлена ничем не подтверждаемым тезисом о литературном шарлатанстве. Образцов назвал фамилии нескольких известных (? Как будто не бывает малоизвестных шарлатанов) советских авторов (все авторские обиды из времен СССР?). Но не предоставил доказательств.

    Можно было обойтись без политэкономических дефиниций потребность, рынок и конкуренция. Ибо Образцов (бездоказательно) само-назвался "баловнем судьбы". Итак, в декабре 2006 года в редакцию газеты мужчина в возрасте 60+ принес текст, в котором утверждал, что какая-то группа лиц традиционно его (автора) называет "баловнем судьбы". Тем самым Образцов признал тот факт, что книжное дело в СССР было игрой. Большинство всегда проигрывает, а мне везёт в этом книжном "казино", заявил автор. Образцов представил такую картину мира, в которой книгоиздательство и драматургия - это игровой сеттинг. СССР был чем-то вроде огромного казино, в котором игрок никогда не выиграет. Но именно я, Образцов, - баловень судьбы в этом "казино" со следственными изоляторами и исправительными колониями, похвастался на газетной полосе владелец американского принтера. Где похвастался? на газетной полосе.

    Газета - это товар для массового пользования. Определенно, большая часть читателей любой газеты не баловни судьбы. Значит, комплиментарной само-характеристикой Образцов оскорбил читателей. Второе оскорбление состояло в том, что автор заставил читателя познакомиться с образцом своего "сортирного" юмора. Автор рассказал о том, как якобы ведут себя в туалете его неназываемые оппоненты. Для чего все это делалось? Для рассказа о том, что шесть месяцев тому назад игрок в возрасте 60+ стал "независимым" от... казино с его игровыми столами? Это одно из самых "темных мест" в публикации.

    Известно, что в одном и том же издательстве Образцов выпустил более 110 книг. В статье он радовался принтеру. Странно. Зачем радоваться принтеру после печатной машинки? На печатной машинке можно было сделать три копии текста. Это давало возможность заняться самиздатом. Да, на принтере можно распечатать копий больше, чем на печатной машинке. Принтер имеет очевидные преимущества перед печатной машинкой. Но не в сфере книгоиздательства. рукопись, отпечатанная на принтере, - это тот же самиздат. Похвала принтеру (если это не принтер производственного формата, не средство производство) расходится с фактами биографии Образцова. Будем щедрыми, поверим хвастливому слову. (Весь ребяческий текст нам приходится верить Образцову на слово потому, что из своего природного не-уважения к читателям автор не взял за труд привести хотя бы какие-то доказательства! Ничего не доказано.) С помощью промышленного принтера под юрисдикцией "издательства" (в таких случаях вроде принято говорить - "карманное издательство") Образцов выпустил 110 книг. Мы радуемся за этого плодовитого автора. После того, как мы отрадовались за автора 110 книг, давайте испытаем положительные читательские эмоции. Имеем право потому, что мы - читатели газеты, а не графоманы, оскорбляемые автором... Стоп. А радости читателя нет и в помине! Газетной публикацией нас проинформировали о том, что некто советский "баловень судьбы" стал капиталистом, вступив во владение таким средством производства (товаров) как промышленный принтер. Странно, почему, я, став владельцем персонального компьютера "Компак" и принтера той самой фирмы, не побежал в ближайшую редакцию с заметкой про эту новость? Конечно, важную, для нескольких тысяч читателей газеты? Я не сделал этого осенью 1993 года потому, что использовал новые производительные возможности для работы над текстом. а не для само-пиара и само-продвижения в матрице "я - баловень судьбы".

    А далее капиталист и владелец средства производства Образцов проигнорировал законы рынка (1), потребности читателей (2) и сумел избежать трудностей честной конкуренции (3). Новоиспеченный "капиталист" по-советски схитрил в книгоиздательской игре, с правилами которой был знаком с 1960 годов. Закономерно, что нам неизвестны читательские отзывы на тексты Образцова. И это тот самый отсутствующий элемент в газетной публикации 2007 года, который следует признать словом правды. Умолчанием в интересах правды.

    Автор ввёл читателей в заблуждение по нескольким позициям.

    Книжный баловень судьбы - это тот, чья книга переиздается по причине читательского спроса и-или коммерческого успеха. Какие позиции из биографии Образцова соответствуют этим условиям? Неизвестно. Другая необъяснимая вещь. Плодовитый автор, которого научили ремеслу в тюремной реальности социалистического реализма, в возрасте 60+ радуется техническим возможностям принтера в новый исторический период, когда следует озаботиться созданием электронной книги, переводом своих рукописей в электронный формат. Читатель, не понявших этой текстовой ловушки, был введён редакцией в заблуждение. Несколько раз.

    Носитель безошибочности увлекся игрой, которая вдвойне вредна для читателя, если она (игра) отягощена писательским пороком безошибочности.

    Так что же нам хотела сказать редакция народной газеты, предоставив полосу под подростковое хвастовство "баловня судьбы" в возрасте 60+, ставшего неправильным капиталистом?

    Послесловие. Мне всегда было интересно, как это получилось, что всё прогрессивное в мировой истории необъяснимым образом прошло мимо... таких, как Александр Образцов? Стоп. А не слишком ли жёстко по отношению к выпускнику Литературного института, всего лишь порадовавшегося принтеру? Вместо ответа следует процитировать постмодернистские игры Александра Образцова.

    Всю эту графоманию, всю эту анти-санитарию мозга можно было бы принять за пустячок, за трудности профессионального взросления, если бы не одно обстоятельство. Десятилетие за десятилетием Александр Образцов представлялся экспертом по русскому слову, знатоком афористичного слова и спешил обучить ремеслу подрастающие поколения. Смотрите на редкость бессодержательные и глумливые "Советы драматурга". Или, например, в описании товара под названием "Ужатые книги" (2010), читаем:

    "Сам автор считает основным качеством писателя способность правильно располагать слова. Тогда в соединениях слов возникает неизвестное доселе знание. Завершают книгу "Максимы", где новое знание достигает большой концентрации. . ."

    https://www.bookler.ru/bookbuy/100/780015.shtml

    Так как Александр Образцов умел "ужимать" литературные шедевры? У автора газетного очерка "Без посредников" я нашёл что-то вроде пародии под названием "Лолита". Читаем финал:

    "Грудь её высоко вздымается, губы приоткрываются, глаза наоборот..."

    http://www.proza.ru/2016/02/16/1200

    Грудь литературного персонажа Лолиты "высоко вздымается". Не "вздымалась"! Нет, в настоящем времени! Человек вообще не имел самого общего представления о специфике профессионального литературного слова! Мд-а. Без комментариев? Это тяжелый случай. Вздымающаяся грудь набоковской Лолиты - это "новое знание" Александра Образцова? Или это выразительный пример того, как мастер слова "достигал большой концентрации"?

    (В скобках не могу не задать вопрос. Кто готов платить деньги, большие деньги (свыше 300 и 800 рублей) за бумажный товар, под обложкой которого "высоко вздымалась" "грудь" Лолиты, оскверненной автором, признававшимся в ненависти к "американскому империализму"? В чьих глазах и до какой степени подобная графомания делает книжную продукцию конкурентоспособной в наступающую эпоху электронной самодельной книги? Список политэкономических вопросов могу довести до 110, в формальном соответствии с количеством изданных книг. Для кого изданных? Ау!)

    Короче говоря, кроме газетного очерка, во всех текстах исследуемого автора я не нашёл "способности правильно располагать слова". Хотя бы, грамотно располагать чужие слова по чужим образцам!

    Страшно подумать, что там "вздымалось", какая часть женского тела "вздымалось" у эксперта литературного анти-слова Александра Образцова под обложкой его книги с неправильно написанным именем Дженнифер Лопес?

    Отчасти поэтому место Образцова в анти-рейтинге, в списке худших публикаций НПъ:

    http://polygamist.narod.ru/0700/newspb.html

    Другие цитаты

    "Голос Свердлова. А народу?!.. Ты... гов.оед!..

    Клеопатра вдруг (драматургия! - А.Ю.) становится на колени и целует Ленину руку".

    "Ленин и Клеопатра" Александр Образцов 3

    http://www.proza.ru/2016/03/04/1049

    "Итак, Щербицкий отдыхал в Сумах, а мама Ющенко подавала ему хлеб-соль. Понятно, я думаю".

    "Происхождение Ющенко" Александр Образцов 3

    http://www.proza.ru/2016/02/07/1368

    (Женский монолог постоянно зевающего персонажа:) "Все наши гении, Франсуа, все эти искалеченные люди, о которых я говорила - дилетанты, не профессионалы. И если среди них появляются двое-трое известных в мире людей, так ведь какой это ничтожный процент по отношению к сотням, тысячам графоманов, изуродовавших свои жизни!.."

    Россия (мини-пьеса?) Александр Образцов 3

    https://www.proza.ru/2016/03/12/1342

    "Гурам. В проводах, Валя, спрятана душа.

    Валя. О!.. О-ой ты какой умный!.."

    "Гамарджоба, ильич!.. комедия", Александр Образцов 3

    "Единственная цель публикаций - это регистрация произведений и книг", - сказано в обоснование выкладки текстов в общий доступ.

    https://www.proza.ru/avtor/obraz44

    Читателя мы не наблюдаем среди задач, поставленных автором перед самим собой (и перед издателем).

    "На Чехова и вовсе не пойду".

    Александр Образцов (непонятно какой, тот ли?)

    https://www.proza.ru/2016/03/30/2409

    Но вся эта постмодернистская и пустая графомания блекнет перед обычным безумием, выражающимся всякий раз, когда (зачем-то, снова и снова) автор заговаривал про большие и чужие деньги:

    "Но как совместить страсть к накоплению и жажду расточительства? Как добиться народной любви и одновременно этот же народ потихоньку доить? Для подобной высоты (а это четвертое и последнее правило) олигарху необходимо научиться спать на гвоздях. Некоторые, как известно, получают от этого удовольствие".

    "Остолоповедение 3. Правила поведения для олигархов" Александр Образцов 3

    http://www.proza.ru/2016/03/03/2004

    "Без игры" (эссе)

  1. Будь честен. Будь честен хотя бы с самим собой, наедине с собой. Достаточно ли ты силен, чтобы быть свободным? Это что-то вроде четвертинки от по-настоящему важного вопроса, который нам ещё в мировой истории не приходился задавать вслух. Не было повода?

  2. Достаточно ли ты силен, чтобы быть свободным от игры?

  3. А как звучит третья часть вопроса? Достаточно ли ты технологичен, чтобы быть свободным от игры?

  4. А как звучит самая важная часть этой проблемы?

  5. Достаточно ли мы технологичны, чтобы быть свободными от игры? Достаточно ли мы технологичны, чтобы кто-то из нас был свободным от игры? Чтобы Некто оказался свободным от игры? А вот с этой позиции видим линия горизонта новых смыслов. Достаточно ли мы сильны и технологичны, чтобы нашу свободу облечь в без-игровое? Чтобы в нашей, наверняка, кажущейся, свободе увидеть начало разговора о без-игровое? Увидеть лишь первые подступы к без-игровому поведению, без-игровой деятельности? (Анатолий Юркин)

  6. «В чём обвиняют Аксёненко?» (2001) - заметка в рубрике «Новости» в газете «Санкт-Петербургский курьер» (стр. 2). См. «Санкт-Петербургский курьер»

    (Продолжить чтение Юркинопедии с буквы Г)

    Тексты на Б. Приложение к Юркинопедии

    Hosted by uCoz